Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Жуленко Н.Л, судей Папушиной Н.Ю, Смирновой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 04RS0020-01-2023-000495-88 по иску Авдзевич Светланы Дмитриевны к Администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия о признании пункта договора аренды земельного участка недействительным по кассационной жалобе Авдзевич Светланы Дмитриевны на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 31 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 28 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Папушиной Н.Ю,
УСТАНОВИЛА:
Авдзевич С.Д. обратилась в суд с иском к ответчику Администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия (далее - Администрация), в котором просила признать недействительным пункт N договора аренды земельного участка с кадастровым N, заключенного между ней и Администрацией ДД.ММ.ГГГГ в части отнесения участка к Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. В обоснование требований истицей указано, что спорный земельный участок расположен в "адрес", площадь участка составляет 122 кв.м.
В пункте N договора аренды указано, что данный земельный участок расположен в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории (далее - ЦЭЗ), в связи с чем установлены ограничения в его использовании согласно Федеральному закону от 01 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" (далее - Закон о Байкале) и Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2399 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в ЦЭЗ".
Истица с отнесением земельного участка к ЦЭЗ не согласна, поскольку в соответствии с Законом о Байкале, Порядке зонирования, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2000 г. N 661 "Об экологическом зонировании Байкальской природной территории и информировании населения о границах Байкальской природной территории, ее экологических зон и об особенностях режима экологических зон" (далее - Порядок) ЦЭЗ состоит из самого озера Байкал с островами, водоохранной зоны, прилегающей к озеру Байкал, и особо охраняемых природных территорий, прилегающих к озеру Байкалу. Отнесение к ЦЭЗ иных территорий, не предусмотренных Законом о Байкале, Авдзевич С.Д. считает противоречащим требованиям закона.
Ранее спорный земельный участок входил в границы водоохранной зоны озера Байкала и ЦЭЗ, поскольку они совпадали. Вместе с тем, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2018 г. N 507-р граница водоохранной зоны была изменена в сторону уменьшения и участок в настоящее время в водоохранную зону не входит и не относится ни к одной из территорий, из которых состоит ЦЭЗ. При этом спорный участок продолжает находиться в границах ЦЭЗ, установленных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 1641-р (далее - Распоряжение N 1641-р).
Истица считает, что имеется противоречие между нормативными актами, в силу чего, по ее мнению, должен применяться Порядок, поскольку данный акт имеет более высокую юридическую силу, чем распоряжение о границах ЦЭЗ, принятое во исполнение Порядка.
Как следствие, по убеждению Авдзевич С.Д, если земельный участок N не входит в озеро Байкал с островами, водоохранную зону, прилегающую к озеру Байкал, а также в особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, то он не входит и в ЦЭЗ.
Решением Северобайкальского городского суда от 31 мая 2023 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 28 августа 2023 г. решение Северобайкальского городского суда от 31 мая 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Авдзевич С.Д. изложена просьба об отмене обжалуемых судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Подробно повторяя доводы иска и апелляционной жалобы, заявительница настаивает на неверном толковании нормативных актов, данном судами обеих инстанций, а также ошибочном понимании судами значения юридической силы различных нормативных актов при их применении.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Принимая во внимание характер спора, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами установлено, что Авдзевич С.Д. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 813 кв.м. с кадастровым N, расположенный по адресу: "адрес".
При этом из материалов дела усматривается, что первоначально Авдзевич С.Д. был предоставлен земельный участок площадью 935 кв.м. без установления границ. В дальнейшем при межевании участка кадастровым инженером допущена ошибка, в результате чего участок образован меньшей площадью, а именно 813 кв.м. Часть же земельного участка площадью 122 кв.м. осталась за пределами границ участка N, внесенных в Единый государственный реестра недвижимости (далее - ЕГРН), и указанную часть ответчик предоставил истице в пользование на условиях аренды.
24 июня 2022 г. между Администрацией и Авдзевич С.Д. заключен договор N аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Предметом договора аренды является земельный участок с кадастровым N, площадью 122 кв.м, имеющий адрес (местоположение): "адрес". Вид разрешенного использования - ведение огородничества (л.д. 9-11).
Срок аренды, согласно договору, установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Договор аренды зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Республике Бурятия (л.д. 20-29).
Пунктом N договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ определено, что земельный участок с кадастровым N расположен в зоне с особыми условиями использования территорий: ЦЭЗ. Ограничения в использовании земельного участка в пределах указанной зоны установлены Законом о Байкале и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2399 "Об утверждения перечня видов деятельности, запрещённых в центральной экологической зоне Байкальской природной территории". Кроме того, ограничения установлены в связи с приаэродромной территорией аэродрома "Нижнеангарск". Ограничения в использовании земельного участка в пределах указанной зоны установлены Приказом Восточно-Сибирского межрегионального территориального Управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта "Об установлении приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Нижнеангарск" от 09 декабря 2020 г. N 212.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1987 года N 434 "О мерах по обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов бассейна озера Байкал в 1987-1995 годах" к водоохраной зоне озера был отнесен весь Северо-Байкальский район Республики Бурятия.
5 декабря 1996 года на XX сессии комитета ЮНЕСКО озеро Байкал с прибрежной зоной общей площадью около 8, 8 млн.га включены в Список всемирного наследия. Общая площадь Участка всемирного природного наследия "Озеро Байкал" равная 88 тыс.км2, из которых 31, 5 тыс.км2 - поверхность озера, а 19 тыс.км2 занимают 3 заповедника (Байкало-Ленский, Байкальский, Баргузинский) и 3 национальных парка (Прибайкальский, Забайкальский и, частично, Тункинский). Из Участка исключены 5 урбанизированных промышленно развитых территорий: Байкальск, Слюдянка, Култук, Бабушкин, Северобайкальск.
В рамках реализации международных обязательств Российской Федерации по Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 года), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1988 года N 8595-XI, принят Закон об охране оз. Байкал, которым определены правовые основы охраны озера Байкала, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.
Частью 1 ст. 2 Закона об охране оз. Байкал установлено, что Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
В соответствии с ч. 2 той же статьи Закона на Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны:
ЦЭЗ - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал;
буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации;
экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.
Между тем, площадь объекта всемирного наследия составляет не только Участок "озеро Байкал" и его прибрежная зона общей площадью около 8, 8 млн. га
Согласно постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", пунктам 2, 3 главы I Приложения 1 к указанному постановлению, на объекты, составляющим основу национального богатства страны, отнесены: охраняемые или особым образом используемые природные объекты; объекты природного наследия, расположенные на территории Российской Федерации, установлена исключительно федеральная собственность.
В соответствии со ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. К ограниченным в обороте землям отнесены земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые, находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда, занятые объектами, включенными в Список всемирного наследия.
Согласно 1 преамбулы Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33- ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N ЗЗ-ФЗ) особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Правительству РФ, предоставлено право устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие) (ч. 2 ст. 2 Закона N 33- ФЗ).
Распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года N 1641-р утверждены границы Байкальской природной территории, и её экологических зон с учетом законоположений об охране озера Байкал, согласно которому (картам зонирования) в Байкальскую природную территорию входит Северо-Байкальский район.
Данная территория относится к особо охраняемым территориям и находится в собственности Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 годаИ 178- ФЗ "0 приватизации государственного и муниципального имущества" (нормы законодательства приведены в редакции, действовавшей на момент формирования земельного участка) отчуждению в соответствии с данным федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов, водоохранного и санитарнозащитного назначения, общего пользования (набережные, парки, водоемы, пляжи и другие).
Согласно ч. 5 ст. 58 Федерального закона "Об охране окружающей среды", земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.
Границы водоохранной зоны озера Байкал были утверждены Распоряжением Правительства РФ N 368-р от 5 марта 2015 года и в последующем изменены Распоряжением Правительства РФ от 26 марта 2018 года N 507-р.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 71 постановления Пленума от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 25), согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу абзаца первого пункта 3 статьи 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
На основании пункта 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1987 г. N 434 "О мерах по обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов бассейна озера Байкал в 1987-1995 годах" к водоохраной зоне озера был отнесен весь Северо-Байкальский район Республики Бурятия.
05 декабря 1996 г. на XX сессии комитета ЮНЕСКО озеро Байкал с прибрежной зоной общей площадью около 8, 8 млн.га включены в Список всемирного наследия. Общая площадь Участка всемирного природного наследия "Озеро Байкал" равная 88 тыс.км2, из которых 31, 5 тыс.км2 - поверхность озера, а 19 тыс.км2 занимают 3 заповедника (Байкало-Ленский, Байкальский, Баргузинский) и 3 национальных парка (Прибайкальский, Забайкальский и, частично, Тункинский). Из Участка исключены 5 урбанизированных промышленно развитых территорий: Байкальск, Слюдянка, Култук, Бабушкин, Северобайкальск.
В рамках реализации международных обязательств Российской Федерации по Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 09 марта 1988 г. N 8595-XI, принят Закон о Байкале, которым определены правовые основы охраны озера Байкала, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.
Частью 1 статьи 2 Закона о Байкале определено, что Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о Байкале в Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны:
ЦЭЗ - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал;
буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации;
экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.
Согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", пунктам 2, 3 главы I Приложения 1 к указанному постановлению, на объекты, составляющим основу национального богатства страны, отнесены: охраняемые или особым образом используемые природные объекты; объекты природного наследия, расположенные на территории Российской Федерации, установлена исключительно федеральная собственность.
В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. К ограниченным в обороте землям отнесены земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые, находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда, занятые объектами, включенными в Список всемирного наследия.
Согласно преамбуле Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об особо охраняемых территориях), особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Правительству Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона об особо охраняемых территориях предоставлено право устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 1641-р утверждены границы Байкальской природной территории и её экологических зон с учетом законоположений об охране озера Байкал, согласно которому (картам зонирования) в Байкальскую природную территорию входит Северо-Байкальский район.
Данная территория относится к особо охраняемым территориям и находится в собственности Российской Федерации.
Границы водоохранной зоны озера Байкал были утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации N 368-р от 05 марта 2015 г. и в последующем изменены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2018 г. N 507-р.
Разрешая заявленные требования, суды обеих инстанций пришли к мотивированному выводу о том, что противоречия между Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 1641-р и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2018 г. N 507-р отсутствуют, поскольку границы Байкальской природной территории, в том числе ЦЭЗ, куда, помимо самого озера Байкал с островами, водоохранной зоны, прилегающей к озеру Байкал, включены особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, не изменились.
Одновременно судами правильно отмечено, что образование земельного участка с кадастровым N стало результатом ошибки измерений, допущенных при формировании земельного участка с кадастровым N. Следовательно, истица не лишена возможности обратиться с требованиями о признании результатов межевания недействительными и восстановить нарушенное право на утраченную часть ранее принадлежащего ей земельного участка.
В целом выводы судов первой и второй инстанции, вопреки доводам кассационной жалобы, мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального права, ни судом первой инстанции, ни судебной коллегией республиканского суда допущено не было.
Доводы же о несогласии с выводами судов относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
Как следствие, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 31 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 28 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Авдзевич Светланы Дмитриевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.