Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Жуленко Н.Л, судей Папушиной Н.Ю, Смирновой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 17RS0017-01-2021-011035-86 по иску Куулара Айдына Оолакайовича к Мэрии г. Кызыла Республики Тыва о признании незаконным постановления о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении, признании права на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, предоставлении жилого помещения по кассационной жалобе представителя Мэрии г. Кызыла Республики Тыва - Ховалыг С.К. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 08 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 20 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Папушиной Н.Ю,
УСТАНОВИЛА:
Куулар А.О. обратился в суд с иском Мэрии г. Кызыла Республики Тыва (далее - Мэрия) о признании незаконным постановления о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении, признании права на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, предоставлении жилого помещения. В обоснование требований истцом указано, что с 05 февраля 1991 г. он состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, а с 09 ноября 2021 г. переведен на льготную очередь.
Согласно справке Республиканского онкологического диспансера Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, истец находится на диспансерном учете с 2019 г. с диагнозом по N При этом Куулар А.О. проживает со своей матерью у родственников.
"данные изъяты" истец имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Однако постановлением Мэрии от 21 марта 2022 г. N 211 Куулар А.О. был снят с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении. Данное постановление истец считает незаконным, поскольку оно не содержит ссылок на нормы жилищного законодательства, не указано основание снятия с учета.
С учётом уточнения исковых требований истец просил суд признать постановление Мэрии от 21 марта 2022 г. N 211 незаконным, признать за ним право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и обязать ответчика предоставить ему жилое помещение не ниже установленных социальных норм.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 08 февраля 2023 г. исковые требования удовлетворены. Признано незаконным постановление Мэрии N 211 от 21 марта 2022 г. о снятии Куулара А.О. с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении. Признано право Куулара А.О. на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. На Мэрию возложена обязанность предоставить внеочередном порядке на условиях договора социального найма жилое помещение на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям, общей площадью не ниже 12, 5 кв.м.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 20 сентября 2023 г. решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 08 февраля 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителя Мэрии - Ховалык С.К. изложена просьба об отмене обжалуемых судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению автора жалобы, судами неверно определены существенные для дела обстоятельства, что привело к вынесению неправильных судебных постановлений. В частности, суды не учли, что ранее истец реализовал свои жилищные гарантии путем получения сертификата на приобретение жилья как военный пенсионер. Приобретенное же им в собственность жилое помещение было подарено Кууларом А.О. своему сыну, т.е. имелось намеренное ухудшение условий проживания истца, что судами ошибочно не было принято во внимание. Кроме того, как считает заявитель, Мэрия не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку муниципальный жилищный фонд предназначен для малоимущих граждан, а не для "данные изъяты" и т.п. категорий граждан.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Принимая во внимание характер спора, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами установлено, что Куулар А.О. состоял на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, с 05 февраля 1991 г.; был поставлен на учет на основании постановления Мэрии N 95 от 19 февраля 1991 г. как "данные изъяты".
Куулар А.О. является "данные изъяты", о чем выдана справка ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Тыва" Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ серии N.
Суду апелляционной инстанции представлена справка ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Тыва" Минтруда России от 27 декабря 2022 г. серии N подтверждающая, что по результатам очередного переосвидетельствования "данные изъяты" установлена Куулару А.О. на срок до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справке Республиканского онкологического диспансера Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, Куулар А.О. находится на диспансерном учете с 2019 г. с "данные изъяты" по N
Из выписного эпикриза, выданного ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России (урологическое отделение с химиотерапией МНИОИ ИБ), следует, что Куулар А.О. находился на стационарном лечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с "данные изъяты": N "данные изъяты".
Согласно "данные изъяты", выданным ГБУЗ МО "Московский областной онкологический диспансер", Куулар А.О. находился на стационарном лечении в химиотерапевтическом отделении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с "данные изъяты": N "данные изъяты".
Из материалов учетного дела следует, что Куулар А.О. проходил перерегистрацию в установленном законом порядке; 07 сентября 2021 г. обратился с заявлением о переводе из общей очереди на льготную в связи с "данные изъяты"
Постановлением Мэрии N 707 от 08 октября 2021 г. ФИО1 переведен на льготный учет под номером N с 09 ноября 2021 г.
Постановлением Мэрии от 21 марта 2022 г. N 211 Куулар А.О. снят с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56, статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 20 октября 2021 г, Куулару А.О. принадлежали на праве собственности следующие объекты недвижимости:
- жилое помещение площадью 33, 1 кв.м. и земельный участок площадью 1487 кв.м, расположенные по адресу: "адрес", дата постановки на учет - соответственно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, дата снятия с учета - ДД.ММ.ГГГГ;
- жилое помещение площадью 67, 4 кв.м. и земельный участок площадью 782 кв.м, расположенные по адресу: "адрес" (на праве общей долевой собственности, доля в праве - ?), дата постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ, дата снятия с учета - ДД.ММ.ГГГГ;
- жилое помещение площадью 72, 4 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", дата постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ, дата снятия с учета - ДД.ММ.ГГГГ;
- нежилое помещение площадью 189 кв.м, расположенное по адресу. "адрес", пом. 7, дата постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ, дата снятия с учета - ДД.ММ.ГГГГ
В настоящее время у Куулара А.О. объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности, не имеется.
Из акта обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома по адресу: "адрес", выполненного Научно-испытательной лабораторией научно-производственного центра "Силикат" ФГБОУ ВО "Тувинский государственный университет", усматривается, что на основании заявки собственника жилья Куулар З.Д. от ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование, по результатам которого установлено, что жилой дом - 1968 года постройки, площадь жилая - 50, 4 кв.м, площадь общая - 67, 4 кв.м. Жилой дом по оси А и Б под несущие стены не имеет фундамента, в связи с чем несущая способность конструкций нижней части жилого дома снижена. В связи с большим износом между несущими стенами в перекрытии дома образовались существенные прогибы выше допустимых. Перекрытие жилого дома имеет аварийное состояние, поскольку выявлены прогибы деревянных балок, а также отклонение балок перекрытия от горизонтальности в результате просадки грунта и стен жилого дома. Конструкции крыши здания находятся в ограниченно работоспособном состоянии из-за структурных изменений древесины в результате нарушения температурно-влажностного режима чердака и разрушения отдельных элементов стропил и кровельного материала; нужен капитальный ремонт кровли. Пол дома имеет ограниченно работоспособное состояние из-за деформации вследствие просадки стен, а также нарушения температурно-влажностного режима подполья. Общее техническое состояние несущих конструкций жилого дома по адресу: "адрес", оценивается, как аварийное и непригодное для проживания и ремонта. Имеющиеся дефекты и повреждения привели к снижению несущей способности и нормальному функционированию всех конструкций жилого дома.
Согласно акту санитарно-эпидемиологического обследования N от ДД.ММ.ГГГГ, трехкомнатная квартира по адресу: "адрес", размещена в селитебной зоне, в квартире проживают 6 человек: Куулар А.О, Куулар С.О, Куулар А.А, Куулар Ч.А, малолетние ФИО11, ФИО12 Дано заключение о том, что квартира не соответствует пунктам 4.1, 8.2.4, 8.2, 5 СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Из акта обследования помещения N от ДД.ММ.ГГГГ, составленного межведомственной комиссией, назначенной распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 25 января 2017 г..N 6, следует, что комиссия провела обследование помещений (квартир) N "адрес", в результате которого установлено, что в комнаты квартир проникает холодный воздух и наблюдается промерзание стен, в связи с недоделкой наружных стен многоквартирного дома (не утеплены и открыты). Кроме того, не установлены наружные оконные откосы, наружные подоконники, сливы цоколя и наружные уголки для предотвращения проникновения холодного воздуха через оконные проемы, стыки конструкций. На поверхности стен квартир "адрес" и "адрес" имеются темные пятна в виде полос, в связи с недостаточной теплоизоляцией наружных ограждающих конструкций дома от проникновения холодного воздуха, и пароизоляцией от диффузии водяного пара из помещений (накопление излишней влаги в конструкциях и теплоизоляции наружных стен). На поверхности окон установлено наличие конденсата, что связано с некачественным утеплением оконных проемов и наружных стен. Отслоение штукатурного слоя потолка из-за большой теплопроводности стальных балок перекрытия и образование конденсата (сильное увлажнение отделочного слоя потолков). При ходьбе перекрытия из тонкостенного профиля начинают пружинить под ногами, что приводит к отслаиванию и образованию трещин в стыках отделки. Основанием для покрытия полов из керамических плит и линолеума служат два слоя листов гипсокартона, который не имеют достаточной прочности на сжатие и применению не подлежит. В квартирах нарушен температурно-влажностный режим. Применены материалы с короткими сроками их эксплуатации. Монтаж инженерных коммуникаций выполнен некачественно, с грубейшим нарушением норм и правил. Звукоизоляция в помещениях отсутствует. Электропроводка выполнена некачественно, с нарушением установки, согласно действующих требований. Заземление отсутствует.
Вентиляционная система не функционирует. По результатам. инструментального обследования жилого дома "Строительная группа" следует, что конструктивное решение полностью не соответствует требованиям СНиПа "Здания жилые многоквартирные" и СНиПа "Строительство в сейсмических районах". Основные конструкции металлического каркаса здания соединены на болтах, болтах-саморезах (шарнирно), что не соответствует требованиям для строительства в сейсмически активных районах. Соответственно, общая жесткость и устойчивость здания недостаточна. Принятые материалы не соответствуют для районов крайнего севера и приравненных к ним. Металлический каркас стен имеет очень большую теплопроводность, в связи с этим становится мостиком холода. Недостаточная толщина стеновых конструкций и их утеплений. В квартирах нарушен температурно-влажностной режим. Применены недолговечные материалы. Инженерно-коммуникационные сети монтированы с грубейшими нарушениями. Не предусмотрено благоустройство близлежащей территории и устройство для удаления бытовых отходов. Ошибки и недоделки при выполнении строительных работ приводят общее техническое состояние жилого дома в ограниченно работоспособное состояние несмотря на то, что срок эксплуатации дома всего 2 года. Вышеуказанные факты характеризуют, что данный жилой дом является не пригодным для жилья, и постоянное пребывание людей может принести к вреду для здоровья и сохранности имущества. Дальнейшая эксплуатация жилого дома является невозможной.
По результатам обследования межведомственная комиссия пришла к выводу о том, что дальнейшая эксплуатация жилого дома невозможна, дом является не пригодным для постоянного проживания.
08 июня 2017 г. межведомственной комиссией дано заключение N о том, что жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", не подлежит капитальному ремонту и опасен для проживания.
Постановлением следователя по ОВД СО по г. Кызыл СУ СК России по Республике Тыва Оюн Е.М. от ДД.ММ.ГГГГ Куулар А.О. признан потерпевшим по уголовному делу, возбужденному по признакам преступления, предусмотренного "данные изъяты"
В постановлении следователя сказано, что ДД.ММ.ГГГГ Мэрией в лице заместителя мэра г. Кызыла ФИО13 было выдано разрешение на ввод в эксплуатацию жилого "адрес", который является аварийным и подлежит сносу, подлежит капитальному ремонту, и опасен для проживания.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 23 ноября 2021 г, принятым по административному делу N, административное исковое заявление заместителя прокурора г. Кызыла Ховалыг И.Р. в интересах неопределенного круга лиц к Министерству строительства Республики Тыва о признании незаконным бездействия по принятию решения и изданию распоряжения о дальнейшем использовании, сроках отселения физических и юридических лиц в отношении жилого "адрес" удовлетворено. На Министерство строительства Республики Тыва возложена обязанность принять решение и издать распоряжение о дальнейшем использовании, сроках отселения физических и юридических лиц в отношении жилого "адрес", признанного аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии от 08 июня 2017 г. N.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Тыва от 28 апреля 2022 г. указанное решение суда изменено, резолютивная часть решения дополнена вторым абзацем следующего содержания: "Признать незаконным бездействие Министерства строительства Республики Тыва по принятию решения и изданию распоряжения о дальнейшем использовании, сроках отселения физических и юридических лиц в отношении жилого "адрес" "адрес", признанного аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии от 08 июня 2017 г. N".
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 марта 2022 г, принятым по административному делу N, административное исковое заявление заместителя прокурора г. Кызыла Ховалыг И.Р. в интересах неопределенного круга лиц к Министерству строительства Республики Тыва о внесении изменений в распоряжение удовлетворено частично. На Министерство строительства Республики Тыва возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу внести изменение в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ N в части установления разумных сроков отселения граждан, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес", в период 2022 г.
Регулирование оснований и порядка приобретения гражданами, нуждающимися в жилище, права пользования жилым помещением, согласно статье 72 Конституции Российской Федерации, является прерогативой законодателя, который в рамках предоставленных ему дискреционных полномочий вправе определять категории таких граждан, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 22 января 2018 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.А. Шакировой, М.М. Шакирова и А.М. Шакировой", признавая право каждого на жилище, статья 40 Конституции Российской Федерации возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления создание условий для его осуществления и предусматривает возможность предоставления жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Вместе с тем основания и порядок приобретения гражданами, нуждающимися в жилище, права пользования жилым помещением Конституцией Российской Федерации не определены, - согласно ее статье 72 (пункт "к" части 1) соответствующее правовое регулирование является прерогативой законодателя, который в рамках предоставленных ему дискреционных полномочий вправе определять категории таких граждан, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 г. N 509-О-О, от 24 декабря 2012 г. N 2280-О, от 23 декабря 2014 г. N 2960-О, от 26 января 2017 г. N 187-О и др.).
Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов).
В развитие конституционного положения, закрепленного в статье 40 Конституции Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) наделяет правом получить жилое помещение из муниципального жилищного фонда по договору социального найма малоимущих граждан, признанных нуждающимися в таких жилых помещениях по установленным данным кодексом основаниям (часть 2 статьи 49 ЖК РФ).
Таким образом, в качестве двух первичных юридических фактов, входящих в основание правоотношения по предоставлению жилого помещения на условиях социального найма, входят нуждаемость лица в жилом помещении и его малоимущность. При этом критерий малоимущности может быть исключен лишь в том случае, когда об этом прямо указано в законе, устанавливающем дополнительные гарантии для лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями
В отдельную категорию нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ выделяет граждан (и членов их семей), проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное с ним проживание в одной квартире невозможно, из числа заболеваний, входящих в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Перечень соответствующих заболеваний был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" и действовал до 01 января 2018 г.
В настоящее время действует приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 г. N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Согласно частям 1-3 и 7 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, совокупность приведенных положений жилищного законодательства и законодательства о социальной защите инвалидов предполагает, что правом на обеспечение жилым помещением обладают лишь те лица, которые в установленном порядке признаны нуждающимися и малоимущими. Право же на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке производно от права на предоставление жилого помещения по договору социального найма и вне его не реализуется.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Удовлетворяя исковые требования, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что истец, будучи первоначально поставленным на учёт нуждающихся в жилых помещения до 01 марта 2005 г, не имеет в собственности или постоянном бессрочном пользовании жилых помещений, а равно не имеет средств для самостоятельного обеспечения себя жильём. При этом совместное проживание Кууларом А.О. с посторонними лицами с учётом тяжести имеющегося у неё "данные изъяты" поставить под угрозу не только жизнь и благополучие самого истца, но и других лиц в силу специфики "данные изъяты". Одновременно судами учтено и то, что "данные изъяты" Куулар А.О, даёт ему право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Одновременно судами отмечено, что в жилом помещении по адресу: "адрес", проживали более 12 человек, а сам дом, 1967 года постройки, являлся аварийным и непригодным для проживания, что нельзя счесть обеспеченностью в жилом помещении в значении, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации и её субъектов. Кроме того, на момент рассмотрения настоящего дела с момента отчуждения истцом (05 декабря 2017 г. и 06 декабря 2017 г.) объектов недвижимости: земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: "адрес", и жилого помещения по адресу: "адрес", прошло более 5 лет.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 12 Устава городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", утв. Решением Хурала представителей г. Кызыла от 05 мая 2005 г. N 50 (ред. от 25 февраля 2022 г.) "О принятии Устава городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (далее - Устав) к вопросам местного значения городского округа отнесено обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
На основании пункта 4 статьи 59 Устава Мэрия распределяет в установленном порядке муниципальный жилищный фонд, ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляет им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда.
Возлагая обязанность по предоставлению жилого помещения на Мэрию, суды обеих инстанций учли, что положения подпункта 3 пункта 1 статьи 2 Закона Республики Тыва от 17 февраля 2006 г. N 1680 ВХ-1 "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Республики Тыва отдельным категориям граждан по договорам социального найма" распространяются лишь на лиц, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, Куулар А.О, как установили суды, был принят на учёт нуждающихся ещё до введения в действие ЖК РФ, т.е. должен обеспечиваться жилым помещением за счёт средств соответствующего муниципального образования.
Приведенные выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального права, судами допущено не было.
Следует отметить, что принцип правовой определенности, являющийся гарантией верховенства права, предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Другая точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии неоспоримых обстоятельств.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 08 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 20 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Мэрии г. Кызыла Республики Тыва - Ховалыг С.К. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.