Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Гусева Д.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1074/2023 (УИД 04RS0021-01-2023-000079-22) по иску прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия в интересах Чирковой Валентины Ильиничны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Чирковой Валентины Ильиничны на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 10 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 5 июля 2023 г, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 10 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 5 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, объяснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, полагавшего кассационные жалобы подлежащими оставлению без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Октябрьского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия обратился в суд в интересах Чирковой Валентины Ильиничны (далее по тексту - Чиркова В.И, истец) с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что 15 марта 2022 г. Чиркова В.И. обратилась в ОПФР по Республике Бурятия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Республике Бурятия от 18 мая 2022 г. N в назначении досрочной страховой пенсии по старости Чирковой В.И. отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Не согласившись с решением пенсионного органа, Чиркова В.И. обратилась к прокурору Октябрьского района г. Улан-Удэ за защитой своих пенсионных прав.
Прокуратурой Октябрьского района г. Улан-Удэ по обращению Чирковой В.И. проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения ее пенсионных прав, выразившиеся в отказе пенсионным органом в назначении досрочной страховой пенсии по старости при наличии необходимого стажа работы в особых условиях труда, предоставляющих право на досрочное назначение пенсии.
С учетом изложенного, прокурор Октябрьского района г. Улан-Удэ просил суд включить в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды трудовой деятельности Чирковой В.И. с 20 сентября 2003 г. по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста крана локомотивоколесного цеха Улан-Удэнского ЛВРЗ, с 18 октября 2004 г. по 30 июня 2009 г. в должности машиниста крана локомотивоколесного цеха ЛВРЗ филиала ОАО "РЖД", с 1 июля 2009 г. по 14 марта 2022 г. в должности машиниста крана локомотивоколесного цеха ЛВРЗ филиала ОАО "Желдорреммаш", за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы 1 января 2008 г, с 1 июля 2009 г. по 16 июля 2009 г, а также назначить Чирковой В.И. досрочную страховую пенсию по старости с момента подачи заявления о назначении пенсии 15 марта 2022 г.
Определением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 6 февраля 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено АО "Желдорреммаш".
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 10 марта 2023 г. исковые требования удовлетворены, в специальный стаж включены работы Чирковой В.И, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 20 сентября 2003 г. по 17 октября 2004 г. в должности машиниста крана локомотивоколесного цеха Улан-Удэнского ЛВРЗ, с 18 октября 2004 г. по 30 июня 2009 г. в должности машиниста крана локомотивоколесного цеха Улан- Удэнского ЛВРЗ, с 1 июля 2009 г. по 14 марта 2022 г. в должности машиниста крана локомотивоколесного цеха ЛВРЗ филиала ОАО "Желдорреммаш", за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы 1 января 2008 г, с 1 июля 2009 г. по 16 июля 2009 г, на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия возложена обязанность назначить Чирковой В.И. досрочную страховую пенсию по старости с 15 марта 2022 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 5 июля 2023 г. решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 10 марта 2023 г. отменено в части включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов работы Чирковой В.И. с 1 января 2013 г. по 14 марта 2022 г. в качестве машиниста крана локомотивоколесного цеха ЛВРЗ филиала ОАО "Желдорремммаш", и о возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия назначить Чирковой В.И. досрочную страховую пенсию по старости с 15 марта 2022 г, в этой части принято новое решение, которым в удовлетворении требований Чирковой В.И. о включении периодов ее работы с 1 января 2013 г. по 14 марта 2022 г. в качестве машиниста крана локомотивоколесного цеха ЛВРЗ филиала ОАО "Желдорремммаш" в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, и о возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 15 марта 2022 г, отказано, решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 10 марта 2023 г. об исключении из специального стажа для назначения досрочной пенсии Чирковой В.И. периода нахождения ее в отпуске без сохранения заработной платы 1 января 2008 г. и с 1 июля 2009 г. по 16 июля 2009 г. отменено, принято новое решение, которым период работы Чирковой В.И. 1 января 2008 г. и с 1 июля 2009 г. по 16 июля 2009 г. включен в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в остальной части решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 10 марта 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Чиркова В.И. просит отменить решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 10 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 5 июля 2023 г.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 10 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 5 июля 2023 г.
Относительно доводов кассационной жалобы Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия Чирковой В.И. представлены письменные возражения.
Относительно доводов кассационной жалобы Чирковой В.И. акционерным обществом "Желдорреммаш" представлены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, письменных возражениях на кассационные жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что такие нарушения по настоящему делу были допущены судами первой и апелляционной инстанций и они выразились в следующем.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, 15 марта 2022 г. Чиркова В.И. обратилась в ОПФР по Республике Бурятия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Республике Бурятия от 18 мая 2022 г. N в установлении досрочной страховой пенсии по старости Чирковой В.И. отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа, при этом в специальный стаж не включены периоды работы с 25 апреля 2003 г. по 19 сентября 2003 г. в качестве ученика машиниста крана Улан-Удэнского ЛРВЗ, с 20 сентября 2003 г. по 17 октября 2004 г. в качестве машиниста крана локомотивоколесного цеха Улан-Удэнского ордена Ленина локомотивовагоноремонтного завода, с 18 октября 2004 г. по 30 июня 2009 г. в качестве машиниста крана локомотивоколесного цеха Улан-Удэнского ломотивовагоноремонтного завода - филиала ОАО "Российские железные дороги", с 1 июля 2009 г. по 14 марта 2022 г. в качестве машиниста крана локомотивоколесного цеха Улан-Удэнского ломотивовагоноремонтного завода - филиала ОАО "Желдорреммаш".
Не согласившись с указанным решением ОПФР по Республике Бурятия Чиркова В.И. обратилась к прокурору Октябрьского района г. Улан-Удэ с заявлением, в котором просила провести проверку по поводу отказа пенсионным органом во включении периодов ее работ в качестве машиниста крана и принять меры прокурорского реагирования.
По результатам проведенной проверки прокуратурой Октябрьского района г. Улан- Удэ выявлены нарушения пенсионных прав Чирковой В.И, выразившиеся в отказе пенсионным органом в назначении досрочной страховой пенсии по старости при наличии необходимого стажа работы в особых условиях труда.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что периоды работы истца с 20 сентября 2003 г. по 17 октября 2004 г. машинистом крана локомотивоколесного цеха Улан-Удэнского ордена Ленина локомотивовагоноремонтного завода, с 18 октября 2004 г. по 30 июня 2009 г. в качестве машиниста крана локомотивоколесного цеха Улан-Удэнского ломотивовагоноремонтного завода - филиала ОАО "Российские железные дороги", с 1 июля 2009 г. по 14 марта 2022 г. в качестве машиниста крана локомотивоколесного цеха Улан-Удэнского ломотивовагоноремонтного завода - филиала ОАО "Желдорреммаш" за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы - 1 января 2008 г, с 1 июля 2009г. по 16 июля 2009 г. подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсий по старости по пункту 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку согласно право на назначение досрочной страховой пенсии по старости имеют женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет, тогда как Чиркова В.И. отработала в указанных предприятиях машинистом мостового крана и имеет стаж работы свыше 15 лет, страховой стаж свыше 37, соответственно имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о том, что периоды работы истца с 20 сентября 2003 г. по 17 октября 2004 г. машинистом крана локомотивоколесного цеха Улан-Удэнского ордена Ленина локомотивовагоноремонтного завода, с 18 октября 2004 г. по 30 июня 2009 г. в качестве машиниста крана локомотивоколесного цеха Улан-Удэнского ломотивовагоноремонтного завода - филиала ОАО "Российские железные дороги", с 1 июля 2009 г. по 31 декабря 2012 г. в качестве машиниста крана локомотивоколесного цеха Улан-Удэнского ломотивовагоноремонтного завода - филиала ОАО "Желдорреммаш" подлежат включению в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о включении в специальный страховой стаж периодов работы истца с 1 января 2013 г..по 14 марта 2022 г..в качестве машиниста крана локомотивоколесного цеха ЛВРЗ филиала ОАО "Желдорреммаш", поскольку работодатель с 1 января 2013 г..по 31 декабря 2016 г..не платил за истца дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г..N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования" и с 1 января 2017 г..в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации, кроме того в карте аттестации рабочего места истца - машиниста крана от 11 декабря 2010 г, действовавшей до 11 декабря 2015 г, общая оценка условий труда - 2, по травмобезопасности - 2, в строке 40 "гарантии и компенсации, занятых на тяжелых работах, работах с вредными условиями и (или) опасными условиями труда условиях" указано, что машинист крана не имеет прав на повышенную оплату труда, на дополнительный отпуск, на выдачу молока или других равноценных пищевых продуктов, на лечебнопрофилактическое питание и досрочное назначение пенсии по старости, результаты аттестации рабочего места машиниста крана доведены до сведения Чирковой В.И. 26 октября 2010 г, они не оспорены, в соответствии со специальной оценкой условий труда от 25 февраля 2016 г..итоговый класс условий труда машиниста крана (крановщика) - 2, в графе гарантии и компенсации, предоставляемые работнику (работникам), указано, что работник не имеет право на повышенную оплату труда, на дополнительный отпуск, на сокращенную продолжительность рабочего места, на выдачу молока или других равноценных продуктов, на досрочное назначение страховой пенсии, на проведение медицинских осмотров, указанные результаты специальной оценки труда
рабочего места машиниста крана являлись основанием для не начисления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в спорный период, с данной картой специальной оценкой условий труда Чиркова В.И. ознакомлена 20 марта 2016 г, несогласие с результатами проведенной специальной оценки условий труда не выражала, результаты не оспорены.
Кроме того суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части исключения периодов работы истца, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости - 1 января 2008 г, с 1 июля 2009 г. по 16 июля 2009 г, поскольку каких-либо сведений о том, что истец 1 января 2008 г. находилась в отпуске без сохранения заработной платы в материалах дела не имеется, согласно расчетного листа за июль 2008 г. истец отработала 184 часов при норме по производственному календарю за июль 2008 г. - 184 часа, что свидетельствует о том, что в период с 1 июля 2009 г. по 16 июля 2009 г. Чирковой В.И. отпуск без сохранения заработной платы не предоставлялся, в связи с чем решение суда в этой части отменено с включением указанных периодов в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Поскольку с учетом того, что суд апелляционной инстанции исключил периоды работы истца с 1 января 2013 г. по 14 марта 2022 г. из специального стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", включила в стаж для назначения досрочной страховой пенсии периоды работы истца 1 января 2008 г. и с 1 июля 2009 г. по 16 июля 2009 г, стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии Чирковой В.И. составил 9 лет 2 месяца и 9 дней при требуемой продолжительности не менее 15 лет, то решение суда первой инстанции о назначении Чирковой В.И. досрочной страховой пенсии по старости с 15 марта 2022 г. также было отмене с вынесением нового решения об отказе Чирковой В.И. в удовлетворении исковых требований и в этой части.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций в части удовлетворения требований прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в интересах Чирковой В.И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия о включении периодов работы истца в специальный стаж основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Правила от 11 июля 2002 г. N 516).
Согласно абзацу 1 пункта 4 Правил от 11 июля 2002 г. N 516 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее по тексту также Порядок N 258н).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы женщин в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве и других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин.
В соответствии с пунктом 4 Порядка N 258н в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н (утратил силу с 1 января 2022 г.) утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом "а" пункта 6 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2021 г. N 538н (действует с 1 января 2022 г.) утвержден перечень документов, необходимых для установления досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом "а" части 12 названного перечня, помимо документов, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящего перечня, отнесены документы (сведения), подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию по старости имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Так, право на досрочную страховую пенсию по старости имеют женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин постоянно, в течение полного рабочего дня не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. При этом периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.
Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
В разделе II названных Правил приведены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Согласно пункту 10 Правил N 1015 периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17(1) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 43 названных Правил N 1015 определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами о начислении или уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, является Фонд (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на иностранного гражданина и лицо без гражданства Фонд открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Фонд осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" органы Фонда имеют право в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, при изменении пенсионного законодательства Российской Федерации, при поступлении в орган Фонда сведений, не подлежащих представлению (корректировке) страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Фондом, сообщив об этом зарегистрированному лицу.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
Обратить внимание судов на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
В соответствии со статьей 28 Федерального "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в Фонд документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых пенсионный орган вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, при этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, который используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) предоставляет в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Фонд вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, предоставляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений, факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Однако суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела по требованию прокурора в интересах Чирковой В.И. о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 3 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" не применили к спорным отношениям нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, и вследствие этого неправильно распределили между сторонами спора бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, а именно факта выполнения Чирковой В.И. в спорные периоды в течение полного рабочего дня работы в качестве машиниста строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин и достоверности отражения данных об этих периодах работы Чирковой В.И. в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета.
Из материалов дела следует, что Чиркова В.И. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 18 сентября 1998г, спорные периоды ее трудовой деятельности имели место после ее регистрации в системе государственного пенсионного страхования.
Вместе с тем сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении истца за спорные периоды подтверждают то, что работодатели подавали сведения о стаже истца без указания на особые (льготные) условия труда, также отсутствует оплата работодателем дополнительных страховых взносов за работу в особых условиях труда, работодателем представлены сведения о работе Чирковой В.И. в спорные периоды как работа в обычных условиях труда.
Судебными инстанциями не учтено, что в отношении Чирковой В.И. работодателями в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлялись сведения о включаемых в стаж периодах деятельности на соответствующих видах работ, однако в материалах дела отсутствуют какие-либо данные о том, что эти сведения относительно спорных периодов работы истца являются недостоверными.
При этом в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, в том числе справки, уточняющие льготный характер работы Чирковой В.И, а также архивные справки, которые подтверждают выполнение ею работы постоянно в течение полного рабочего дня в качестве машиниста строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин в спорные периоды, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 3 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Архивные справки, выданные Государственным архивом Республики Бурятия, не содержат сведения о фактически выполняемой работе, указанные справки подтверждают только факт работы в качестве машиниста крана в спорные периоды времени, за периоды работы в АО "Желдорреммаш" с 1 июля 2009 г. по 31 декабря 2012 г. работодатель указал, что условия труда истца - машиниста крана локомотивоколесного цеха допустимые, не предусматривающие предоставление работнику каких-либо льгот, компенсаций и права на досрочный выход на пенсию, условия труда не изменились.
Представленная в материалы дела копия трудового договора также не содержат указания на льготы и компенсации за тяжелые условия труда.
Представленные работодателем карты аттестации рабочего места по условиям труда машиниста крана с указанием класса условий труда - 2 свидетельствует лишь о том, что условия труда являются допустимыми, без признания права на досрочное пенсионное обеспечение.
Профессия машинист крана (указано в трудовой книжке Чирковой В.И, в архивных документах и документах, представленных работодателем) не дает право на льготное пенсионное обеспечение. Типовая инструкция по охране труда, паспорт мостового крана с техническими характеристиками при наличии карты аттестации не является безусловным основанием для признания за Чирковой В.И. права на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 3 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в отсутствие доказательств ее работы в течение полного рабочего дня в качестве машиниста строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин.
Статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определены задачи гражданского судопроизводства. В соответствии с данной нормой задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (часть 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В развитие указанных принципов гражданского судопроизводства часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (части 1, 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункты 1 - 3 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что в целях принятия законного и обоснованного решения суд при разрешении спора по существу должен, исходя из предмета и основания заявленных истцом требований, возражений ответчика на эти требования, определить, какие законы и иные нормативные акты следует применить по данному делу, и с учетом этого определить предмет доказывания по делу, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, распределить бремя доказывания этих обстоятельств между сторонами спора на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон, в случаях, установленных статьей 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оказать содействие сторонам спора в истребовании доказательств по делу, оценить доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, по правилам, установленным статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении суда, приведя мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Приведенные выше требования процессуального закона в силу абзаца 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Приведенные требования процессуального закона о доказательствах, доказывании и оценке доказательств судами первой и апелляционной инстанций в части удовлетворенных исковых требований соблюдены не были, поскольку доказательств, подтверждающих факт выполнения Чирковой В.И. работы в спорные периоды в течение полного рабочего дня в качестве машиниста строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, опровергающих достоверность данных персонифицированного учета, карты аттестации предоставленных работодателем за спорные периоды, истцом не представлено.
Ввиду изложенного решение суда и апелляционное определение нельзя признать законными в части удовлетворенных исковых требований, в этой части они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в части удовлетворения исковых требований с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела в отмененной части суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установленными обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Вместе с тем являются несостоятельными доводы кассационной жалобы Чирковой И.В. относительно периодов ее работы с 1 января 2013 г. по 14 марта 2022 г. в должности машиниста крана локомотивоколесного цеха ЛВРЗ филиала ОАО "Желдорреммаш", назначения досрочной страховой пенсии по старости по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции на начало работы истца в спорный период), периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Согласно части 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции Федеральных законов от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ, от 14 июля 2022 г. N 237-ФЗ) периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В Определении от 28 февраля 2017 г. N 315-О Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности положений, установленных частью 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", указав, что правило о том, что периоды работы, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов, направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда, а потому не может рассматриваться как нарушающее права лиц, не относящихся к указанной категории.
Таким образом, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", с 1 января 2013 г. применяются дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части пенсии, установленные частями 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" до 1 января 2017 г. и частями 1 и 2 статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации после 1 января 2017 г.
Поскольку в силу прямого указания закона начисление и уплата дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является обязательным условием для включения после 1 января 2013 г. периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, однако материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что за период работы истца с 1 января 2013 г. по 14 марта 2022 г. начислялись и уплачивались дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, сведений об оспаривании специальной оценки условий труда материалы дела не содержат, то суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для включения в специальный страховой стаж истца периодов ее работы с 1 января 2013 г. по 14 марта 2022 г. и назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 10 марта 2023 г, апелляционное определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 5 июля 2023 г. отменить в части удовлетворения требований прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия в интересах Чирковой Валентины Ильиничны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия о включении периодов работы в специальный стаж, в отмененной части направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Советский районный суд г. Улан-Уде Республики Бурятия.
В остальной части апелляционное определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 5 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Чирковой Валентины Ильиничны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.