Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Попова А.А, Благодатских Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N54RS0039-01-2023-000104-71 по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области в Татарском районе к иском к обществу с ограниченной ответственностью жилищно-коммунальное хозяйство "Источник" о признании действий противоправными и прекращении противоправных действий по поставке некачественной питьевой воды в отношении неопределенного круга лиц
по кассационной жалобе Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 25 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Попова А.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области в Татарском районе обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью жилищно-коммунальное хозяйство "Источник" (далее - ООО ЖКХ "Источник"), в котором с учетом уточнений требований просил суд признать противоправными действия ООО ЖКХ "Источник" по поставке населению р.п. Чаны, п. Моховое Чановского района Новосибирской области питьевой воды ненадлежащего качества; обязать ООО ЖКХ "Источник" прекратить вышеуказанные действия; обязать ООО ЖКХ "Источник" довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации путем публикации в районной газете "Чановские вести".
В обоснование требований указано, что ООО ЖКХ "Источник" осуществляет деятельность по забору, очистке и распределению воды для питьевых нужд населению.
По результатам проведенной проверки соблюдения требований законодательства, регулирующего вопросы оказания населению коммунальной услуги по подаче холодного водоснабжения, установлено, что питьевая вода в исследованных пробах из мониторинговых точек по адресу: "адрес", водопроводная колонка у школы "адрес", не соответствует требованиям таблицы 3.1, 3.3, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 раздел III "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" по санитарно-химическим показателям, а именно: имеется превышение гигиенических нормативов по содержанию массовой концентрации бора, железа, сухого остатка, хлоридов, фтора, аммиака и ионов аммония и азота, то есть ООО ЖКХ "Источник" предоставляет населению р.п Чаны, п. Моховое Чановского района Новосибирской области жилищно-коммунальные услуги по обеспечению питьевой водой ненадлежащего качества, потребление которых сопряжено с угрозой причинения вреда здоровью граждан. Нарушение ответчиком Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологических правил и нормативов имеют длительный характер и затрагивают права лиц, которые пользуются услугами водоснабжения.
Решением Чановского районного суда Новосибирской области от 2 мая 2023 г. исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области в Татарском районе удовлетворены.
Признаны противоправными действия ООО ЖКХ "Источник" в части поставки питьевой воды ненадлежащего качества в р.п. Чаны, п. Моховое Чановского района Новосибирской области в отношении неопределенного круга потребителей.
На ООО ЖКХ "Источник" возложена обязанность прекратить противоправные действия по поставке питьевой воды ненадлежащего качества в отношении неопределенного круга потребителей.
Также на ООО ЖКХ "Источник" возложена обязанность в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда довести до сведения потребителей решение суда, путем размещения в газете "Чановские Вести".
С ООО ЖКХ "Источник" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 3000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 25 июля 2023 г. решение суда первой инстанции отменено и постановлено по делу новое решение, которым исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области в Татарском районе оставлены без удовлетворения.
Управлением Роспотребнадзора по Новосибирской области подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных актов, постановленных с нарушением норм процессуального и материального права. Повторяя доводы иска, указывают, что выявленные нарушения могут явиться причиной причинения вреда жизни и здоровью потребителей и создают благоприятную обстановку для распространения инфекционных заболеваний. Проводимые ответчиком соответствующие меры по очистки воды путем хлорирования и текущего ремонта водоводов результатов не дают. Несмотря на то, что судебной коллегией по гражданским делам Новосибирского областного суда установлено, что в настоящее время администрацией Чановского района проводятся мероприятия по поведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также то, что ответчиком проводятся соответствующие меры по очистке воды путем хлорирования и текущего ремонта водоводов, однако в настоящее время имеет место не соответствие поставляемой питьевой воды населению требованиям СанПиН 1.2.3685-21 раздел III "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", исполнителем коммунальной услуги является ООО ЖКХ "Источник", которое в соответствии с Законом о защите прав потребителей несет ответственность за поставку питьевой воды ненадлежащего качества.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при принятии обжалуемого судебного постановления не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 1 января 2023 г. между администрацией Чановского района Новосибирской области и ООО ЖКХ "Источник" заключен договор на техническое обслуживание водоснабжения, водоотведения и имущества, по условиям которого ООО ЖКХ "Источник" осуществляет деятельность по забору, очистке и распределению воды для питьевых нужд населению р.п. Чаны п. Моховое Чановского района Новосибирской области.
3 сентября 2021 г. руководителем Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области вынесен приказ N 163-П-2021 "Об организации лабораторного контроля в системе СГМ в 2022 году", согласно которому утвержден реестр точек лабораторного контроля за факторами среды обитания по Новосибирской области на 2022 г.
Согласно приложению 1 к указанному приказу в реестре точек лабораторного контроля указаны водопроводные колонки, расположенные по адресу: "адрес", водопроводная колонка у школы "адрес".
В результате исследования образцов (пробы) питьевой воды, отобранные в рамках СГМ и предписания N 10/30 от 11.01.2022 и в соответствии с экспертными заключениями ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области" N 000172.09.02.2022 от 9 февраля 2022 г, N 000210.14.02.2022 от 14 февраля 2022 г, N 001386.16.05.2022 от 16 мая 2022 г, N 001385.17.05.2022 от 17 мая 2022 г, N 37.002375.05.08.2022 от 5 августа 2022 г, N 37.002376.05.08.2022 от 5 августа 2022 г, N 37.002476.15.08.2022 от 15 августа 2022 г, N 37.003368.10.11.2022 от 10 ноября 2022 г. установлено, что в водопроводных колонках по адресу: "адрес" - водопроводная колонка у школы, не соответствуют требованиям СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" п. 176 таблица 3.13 по показателю бор, п. 1 таблица 3.3 по показателю сухой остаток, п. 1224 таблица 3.13 по показателю фтор, п. 106 таблица 3.13 по показателю аммиак и аммоний- ион по азоту, п. 5 таблица 3.1 по показателю мутность, п. 556 таблица 3.13 по показателю железо.
9 февраля 2022 г, 17 февраля 2022 г, 20 мая 2022 г, 23 мая 2022 г, 8 августа 2022 г, 15 августа 2022 г, 11 ноября 2022 г. Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области в адрес ООО ЖКХ "Источник" направило уведомления о результатах СГМ, в которых просило принять меры по обеспечению жителей р.п. Чаны, п. Моховое питьевой водой соответствующей гигиеническим требованиям.
6 октября 2022 г. руководителем Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области вынесен приказ N 1109-П-2022 "Об организации лабораторного контроля в системе СГМ в 2023 году", согласно которому утвержден реестр точек лабораторного контроля за факторами среды обитания по Новосибирской области на 2023 г.
Согласно экспертным заключениям ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области" от 8 февраля 2023 г. N 37.000623.08.02.2023, 8 февраля 2023 г. N 37000626.08.02.2023, 9 февраля 2023 г. N 37000638.09.02.2023, 20 февраля 2023 г. N 37.000815.20.02.2023, 20 февраля 2023 г. N 37.000816.20.02.2023, образцы (пробы) питьевой воды, отобранные в рамках СГМ и предписания N 10/51 от 11 января 2023 г, в водопроводных колонках по адресу: "адрес" - водопроводная колонка у школы, не соответствуют требованиям СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" п. 106 таблица 3.13 по показателю аммиак и ионы аммония, п. 176 таблица 3.13 по показателю бор, п. 1247 таблица 3.13 по показателю хлориды, п. 1 таблица 3.1 по показателю сухой остаток, п. 556 таблица 3.13 по показателю железо, п. 5 таблица 3.1 по показателю мутность, п. 1 таблица 3.1 по показателю сухой остаток, п. 183 таблица 3.13 по показателю бромид-ион.
9 февраля 2023 г, 22 февраля 2023 г. Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области в адрес ООО ЖКХ "Источник" направило уведомления о результатах СГМ, в которых просило принять меры по обеспечению жителей р.п. Чаны, п. Моховое питьевой водой соответствующей гигиеническим требованиям, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с требованиями.
Администрацией Чановского района Новосибирской области предоставлена информация о том, что в 2021 г. ООО "Сибирский строительный инжиниринг" была разработана проектная документация на выполнение работ по реконструкции водовода от насосно-фильтрованной станции (НФС) "адрес", стоимость выполнения работ составила 345, 809 млн.руб.
Из заключения представленной администрацией Чановского района Новосибирской области государственной экспертизы N от 14 февраля 2022 г, выполненной Государственным бюджетным учреждением Новосибирской области "Государственная вневедомственная экспертиза Новосибирской области" следует, что проектная документация и результаты инженерных изысканий объекта капитального строительства "Разработка проектной документации на выполнение работ по реконструкции водовода от насосно-фильтрованной станции (НФС) п. Новояркуль до р.п. Чаны Чановского района Новосибирской области", соответствует требованиям технических регламентов. Сметная стоимость объекта капитального строительства, определена достоверно.
22 июня 2022 г. администрацией "адрес" направлен пакет документов по вышеуказанному объекту на участие в Федеральной программе "Чистая вода" подпрограммы "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710.
30 июня 2022 г. администрацией Чановского района Новосибирской области направлена заявка на участие в мероприятиях подпрограммы "Чистая вода", государственной программы Новосибирской области "Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области" на 2023 г. и 9 декабря 2022 г. направлено письмо заместителю Губернатора Новосибирской области об оказании содействия в выделении денежных средств на реализацию мероприятия на выполнение работ по реконструкции водовода от насосно-фильтрованной станции (НФС) п. Новояркуль до р.п. Чаны Чановского района Новосибирской области протяженностью 13, 3 км, стоимостью 345 809, 34 тыс.руб. в 2023-2024 г.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 3 июля 2023 г. N284-п утверждена региональная программа "Модернизация систем коммунальной инфраструктуры Новосибирской области на 2023 - 2027 годы", в том числе реконструкция водовода от насосно-фильтрованной станции (НФС)
Постановлением предусмотрено финансирование реконструкция водовода от насосно-фильтрованной станции (НФС) п. Новояркуль до р.п. Чаны Чановского района Новосибирской области в размере 345809, 34 тыс.руб.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из установленного факта оказания ООО ЖКХ "Источник" населению п. Моховое, р.п. Чаны Чановского района Новосибирской области коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Отменяя решение суда первой инстанции и оставляя исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области в Татарском районе к обществу с ограниченной ответственностью жилищно-коммунальное хозяйство "Источник" о признании действий противоправными и прекращении противоправных действий по поставке некачественной питьевой воды в отношении неопределенного круга лиц без удовлетворения, суд апелляционной инстанции указал, что в настоящее время проводятся мероприятия по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на 2023-2027 годы, установленный п.6 ст.23 от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и установленный региональной программой срок для улучшения качества питьевой воды в настоящее время не истек.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) (пункт 4); гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт б).
Частью 1 статьи 12 указанного Федерального закона закреплено, что органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
В силу ч. 1 ст. 23 того же Федерального закона организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.
Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Согласно ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (пункт 1). Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2).
В соответствии с п. 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать питьевое водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 г. N 24".
Согласно пунктам 3.1, 3.2, 3.4, 3.4.1, 3.4.2, 3.4.3, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2); вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения (табл. 3); вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека (Приложение 2).
Благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении N 2.
Согласно гигиеническим нормативам безвредности питьевой воды по химическому составу (таблица 2 СанПиН 2.1.4.1074-01) и органолептическим свойствам воды (таблица 4 СанПиН 2.1.4.1074-01) предельно допустимая концентрация железа не должна превышать 0, 3 мг/дм3, марганца - 0, 1 мг/дм3, бора - 0, 5 мг/дм3, показатель мутности (по каолину) не должен превышать 1, 5 мг/дм3.
Оценив представленные по делу доказательства, верно применив вышеуказанные нормы права, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом правомерно исходил из того, что в настоящее время проводятся мероприятия по приведению качества питьевой воды в соответствие постановлением Правительства Новосибирской области от 3 июля 2023 г. N284-п.
При этом вопреки доводам кассационной жалобы судом апелляционной инстанции установлено, что ООО ЖКХ "Источник" проводит соответствующие меры по очистке воды путем хлорирования и текущий ремонт водопровода, а истцом требования к администрации Чановского района Новосибирской области не заявлены.
По существу, доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к несогласию с произведенной судом апелляционной инстанции оценкой фактических обстоятельств дела и конкретных доказательств, на основании которых они установлены. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, направленными на переоценку уже имеющихся по делу доказательств.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступившего в законную силу судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 25 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.