Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Латушкиной С.Б, судей: Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское N 2-380/2023 (УИД 19RS0004-01-2023-000263-93) по иску Нечепуренковой Виктории Владимировны, Колмагоровой Натальи Юрьевны, Топоевой Зои Степановны, Чучунова Андрея Ананьевича, Лиллоя Нины Никитичны, Кичеевой Варвары Бурбуевны, Сагалакова Виталия Валерьевича, Казыгашевой Фатимы Алексеевны к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" о признании действий работодателя незаконными и обязании устранить нарушение прав
по кассационной жалобе представителя Нечепуренковой Виктории Владимировны, Колмагоровой Натальи Юрьевны, Топоевой Зои Степановны, Чучунова Андрея Ананьевича, Лиллоя Нины Никитичны, Кичеевой Варвары Бурбуевны, Сагалакова Виталия Валерьевича, Казыгашевой Фатимы Алексеевны - Юнгейма Евгения Леовича на решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от 8 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 15 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Нечепуренкова В.В, Колмагорова Н.Ю, Топоева З.С, Чучунов А.А, Лиллоя Н.Н, Кичеева В.Б, Сагалаков В.В, Казыгашева Ф.А. обратились в суд с исками о признании действий работодателя незаконными и возложении обязанности устранить нарушение прав.
Исковые требования мотивированы тем, что истцы состоят в трудовых отношениях с ответчиком - Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" (далее - ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская МБ"). В феврале 2023 года из территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации N 2568 от 31 декабря 2022 года "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 2568 от 31 декабря 2022 года) им поступили специальные социальные выплаты в размере 6500 рублей.
Истцы полагают, что данный пункт применяется к медицинским работникам, работающим в медицинских организациях, оказывающих прикрепленному населению первичную медико-санитарную помощь по территориально - участковому принципу, то есть при оказании амбулаторно- поликлинической помощи медицинской организацией имеющей статус юридического лица. При этом поликлиника ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская МБ" не является медицинской организацией.
Истцы просили признать незаконными действия работодателя ГБУЗ РХ "Аскизская МБ" по установлению специальной социальной выплаты в размере 6 500 рублей ежемесячно с 1 января 2023 г, обязать устранить нарушение прав путем установления специальной социальной выплаты в размере 8 000 рублей ежемесячно с 1 января 2023 года по подпункту "д" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации N 2568 от 31 декабря 2022 года; обязать ответчика направить в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия уточненные сведения по специальной социальной выплате с установлением ее в размере 8 000 рублей.
Определением суда Аскизского районного суда Республики Хакасия от 17 апреля 2023 г. указанные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Протокольным определением Аскизского районного суда Республики Хакасия от 17 мая 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия.
Решением Аскизского районного суда Республики Хакасия от 8 июня 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 15 августа 2023 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Представителем Нечепуренковой В.В, Колмагоровой Н.Ю, Топоевой З.С, Чучунова А.А, Лиллоя Н.Н, Кичеевой В.Б, Сагалакова В.В, Казыгашевой Ф.А.- Юнгеймом Е.Л, действующим на основании доверенностей от 10 апреля 202023 г. (том 1 л.д.25, 38, 64, 77, 90, 130-132) на решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от 8 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 15 августа 2023 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных.
Кассатор полагает неправомерным применение судебными инстанциями положений приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению в отсутствии доказательств установления ответчиком штатов, структурных подразделений в ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская МБ" в соответствии с вышеуказанным приказом.
Также, по мнению кассатора, является необоснованным вывод суда о том, что сам факт оказания медицинской помощи гражданам в физиотерапевтическом кабинете, дневном стационаре, отделении рентгенологии ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская МБ" не свидетельствует об оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях и условиях дневного стационара.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судами, что истцы состоят с ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская МБ" в трудовых отношениях: Нечепуренкова В.В, на основании трудового договора от 29 июня 2021 г. (приказ о приеме работника на работу N от 29 июня 2021 г.) и дополнительного соглашения к нему (приказ о переводе работника на другую работу N от 4 мая 2022 г.) в должности медицинской сестры по физиотерапии физиотерапевтического кабинета; Колмагорова Н.Ю. на основании трудового договора от 8 февраля 2023 г. (приказ о приеме работника на работу N от 8 февраля 2023 г.) в должности медицинской сестры дневного стационара; Топоева З.С. на основании трудового договора от 21 марта 2023 г. (приказ о приеме работника на работу N от 21 марта 2013 г.) и дополнительного соглашения к нему (приказ о переводе работника на другую работу N-кот 30 июня 2014 г.) в должности рентгенлаборанта рентгеновского отделения; Чучунов А.А. на основании трудового договора от 26 января 2022 г. (приказ о приеме на работу N от 26 января 2022 г.) в должности рентгенлаборанта рентгеновского отделения; Лиллоя Н.Н. на основании трудового договора от 18 октября 2021 г. (приказ о приеме на работу N- от 18 октября 2021 г.) в должности медицинской сестры по физиотерапии физиотерапевтического кабинета; Кичеева В.Б. на основании трудового договора от 1 июня 2009 г. (приказ о приеме на работу N от 11 мая 1999 г.) в должности медсестры по массажу кабинета физиотерапии; Казыгашева Ф.А. на основании трудового договора от 1 сентября 2021 г. (приказ о приеме на работу N от 1 сентября 2021 г.) в должности старшей медицинской сестры физиотерапевтического кабинета; Сагалаков В.В. на основании трудового договора от 19.07.2004 (приказ о приеме на работу N 92-к от 19 июля 2004 г.) трудового договора от 13.03.2023 (приказ о приеме на работу N от 13.03.2023) в должности медицинского брата по массажу физиотерапевтического кабинета.
Приказом и.о. главного врача ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская МБ" N 134 от 9 февраля 2023 года утвержден перечень категорий медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, и имеющих право на установление специальных социальных выплат (Приложение N1), а также максимальные месячные размеры специальных социальных выплат (Приложение N2).
В перечень категорий медицинских работников, имеющих право на установление специальных социальных выплат включены должности по физиотерапевтическому кабинету: старшая медицинская сестра (Казыгашева Ф.А.), медицинская сестра по физиотерапии (Нечепуренкова В.В, Лиллоя Н.Н. и Кичеева В.Б.), медицинская сестра по массажу (Сагалаков В.В.); по рентгеновскому отделению - рентгенлаборант (Топоева З.С. и Чучунов А.А.); по дневному стационару - медицинская сестра процедурной (Колмогорова Н.Ю.).
Максимальные месячные размеры специальных социальных выплат составляют 8 000 рублей для специалистов со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц, и 6 500 рублей для специалистов со средним медицинским образованием, работающих с врачами, указанными в пункте 2 (врачи к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в структурных подразделениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).
Судами установлено и сторонами не оспаривается, что в соответствии с вышеприведенными документами ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская МБ" направляет в СФР реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.
Из пункта 1.1 устава ГБУЗ РХ "Аскизская МБ" следует, что данное учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Республики Хакасия по оказанию первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе скорой медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи.
Согласно выписке из реестра лицензий ГБУЗ РХ "Аскизская МБ" осуществляется лицензируемый вид деятельности - медицинская деятельность, включая первичную медико-санитарную помощь. При этом в выписке указано, что лицензируемая деятельность осуществляется в здании поликлиники, здании больницы, здании родительного отделения, здании морга по адресу: "адрес", а также по иным адресам. По рентгенологии медицинская деятельность осуществляется как в здании поликлиники, так и в здании больницы.
Исходя из структуры ГБУЗ РХ "Аскизская МБ" физиотерапевтический кабинет, дневной стационар, отделение рентгенологии являются структурными подразделениями больницы.
Приказом и.о. главного врача больницы от 7 февраля 2023 г. N распределено групповое обслуживание населения Аскизского района и организованы комплексные терапевтические и комплексные педиатрические участки, участки врача общей практики (семейного врача) и фельдшерские участки.
Согласно положению о дневном стационаре при поликлинике дневной стационар является структурным подразделением поликлиники ГБУЗ РХ "Аскизской МБ", обслуживает население с. Аскиз.
В соответствии с пунктом 4 Положения о дневном стационаре, дневной стационар при поликлинике организуется для оказания первичной врачебной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара по терапии, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения с применением современных медицинских технологий лечения и обследования больных.
В материалы дела представлена должностная инструкция врача физиотерапевта поликлиники, являющегося заведующим физиотерапевтическим кабинетом, которому подчиняются согласно представленным должностным инструкциям старшая В соответствии с данной должностной инструкции врач физиотерапевт непосредственно подчиняется заведующему поликлиники.
Также судом установлено, что помимо рентгенлаборантов рентгеновского отделения в штатной численности имеется рентгенлаборант отделения для обеспечения медицинской круглосуточной помощи, которому установлена специальная социальная выплата в размере 8000 руб. и который, как указывает сторона ответчика, оказывает медицинские услуги пациентам стационаров и при оказании неотложной медицинской помощи.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 11, 21, 22, 129 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г..N2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программ обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования", Разъяснениями по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г..N2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования", утвержденного приказом Минздрава России от 10 марта 2023 г..N99н, Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г..N543н, установив, что истцы работая в структурных подразделениях больницы - отделении рентгенологии, дневном стационаре, физиотерапевтическом кабинете и осуществляя свои должные обязанности оказывают первичную медико-санитарную помощь, включая проведение исследований (в частности рентгенографических) по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях, то есть относятся к категории специалистов со средним медицинским образованием, указанных в подпункте "е" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г..N2568, которым подлежит установлению максимальная месячная специальная социальная выплата в размере в соответствии с подпунктом "е" пункта 3 названного постановления в размере 6500 рублей, суд первой инстанции пришел к выводу, что работодателем верно определен размер специальной
социальной выплаты истцам и правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствуют.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы суда первой и апелляционной инстанций отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абзац 7 части 2 статьи 22Трудового кодекса Российской Федерации).
Понятие заработной платы сформулировано в части 1 статьи 129Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой она определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования" отдельным категориям медицинских работников медицинских учреждений государственной системы здравоохранения, участвующих в программах ОМС с 1 января 2023 г. установлена ежемесячная специальная социальная выплата.
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N2568 с 1 января 2023 г. предусмотрена специальная социальная выплата следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области:
а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц;
б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта;
г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи;
д) специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц;
е) специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте "б" настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи;
з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц;
и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу;
к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи;
л) медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
В пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N2568 установлены максимальные месячные размеры специальной социальной выплаты одному медицинскому работнику, в том числе: специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц, за исключением специалистов со средним медицинским образованием, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 2 настоящего постановления - 8 000 рублей; специалисты со средним медицинским образованием, указанные в подпунктах "е" и "ж" пункта 2 настоящего постановления, - 6 500 рублей;
Порядок осуществления указанной выплаты разъяснен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N2568.
Пунктом 3 вышеуказанных Правил установлено, что специальная социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских организаций за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 4 Правил для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган СФР по своему местонахождению реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В декабре реестр представляется до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
Реестр в электронной форме подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица и направляется в федеральную ГИС "Соцстрах" СФР либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого фондом на безвозмездной основе посредством внешних сервисов информационного взаимодействия (пункт 5 Правил).
Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и иных организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ).
Согласно положениям статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
К видам медицинской помощи относятся:
1) первичная медико-санитарная помощь;
2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
4) паллиативная медицинская помощь.
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:
1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;
3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Пунктом 4 части 3 статьи 32 указанного Федерального закона определено понятие условий оказания медицинской помощи стационарно, как условий, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение.
В части 1 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ указано, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
В соответствии с частью 6 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
По смыслу статьи 33 упомянутого Федерального закона, первичная медико-санитарная помощь оказывается в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартами медицинской помощи и включает следующие виды: первичная доврачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием; первичная врачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами); первичная специализированная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
В соответствии с пунктом 2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. N543н (далее - Положение N543н), организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации).
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями N1 - 27 к названному Положению.
Согласно пункту 2 Приложения N1 Положения N543н, поликлиника является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи, а также паллиативной медицинской помощи населению.
Пунктами 8, 9 ПриложенияN 1 Положения N543н установлено, что для организации работы поликлиники в ее структуре в зависимости от численности прикрепленного населения в структуре поликлиники рекомендуется предусматривать следующие отделения (кабинеты) первичной специализированной медико-санитарной помощи и диагностические отделения (кабинеты): в том числе отделение рентгенодиагностики, которое может включать рентгеновский кабинет, рентгеновский кабинет для рентгенографии легких (флюорографии), кабинет рентгеновский маммографический, кабинет рентгеновский компьютерной томографии и (или) кабинет магнитно-резонансной томографии.
Приказом Минздрава России от 10 марта 2023 г. N99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N 2568 (далее - Разъяснения).
Должности медицинских работников, претендующих на получение выплаты, должны соответствовать должностям, определенным в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N1183н (пункт 3 Разъяснений).
Пунктом 4 Разъяснений установлено, что при осуществлении специальной социальной выплаты в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам:
- указанным в подпунктах "а", "д" и "з" пункта 2 Постановления N2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций;
указанным в подпунктах "б", "е" и "и" пункта 2 Постановления N2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций);
указанным в подп. "б" и "е" пункта 2 Постановления N2568 в случае осуществления ими диспансерного наблюдения по основному заболеванию (состоянию), включая врачей-онкологов онкологических диспансеров и больниц, врачей-кардиологов кардиологических диспансеров.
Правильно применив вышеприведенное правовое регулирование, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив, что истцы являются специалистами со средним медицинским образованием, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях, то есть относятся к категории специалистов со средним медицинским образованием, указанных в подпункте "е" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N2568, которым подлежит установлению максимальная месячная специальная социальная выплата в размере в соответствии с подпунктом "е" пункта 3 названного постановления в размере 6500 рублей, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований
Доводы кассатора о том, что истцы являются медицинским персоналом районной больницы, к амбулаторно-поликлинической структурным подразделениям ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская МРБ" не относятся рентгеновское отделение, физиотерапевтичский кабинет, дневной стационар, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который пришел к выводу о том, что истцами осуществляются трудовых обязанностей по оказанию первичной медико-санитарной помощи, как в амбулаторных условиях, так и в условиях дневного стационара. Таким образом, при разрешении спора судебными инстанциями установлен характер оказываемой истцами медицинской помощи и с учетом установленных обстоятельств суд пришел к правильному выводу об отнесении истцов к категории специалистов имеющих среднее медицинское образование, указанных в подпункте "е" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N2568, и, как следствие, правомерности установления истцам Нечепуренковой В.В, Колмагоровой Н.Ю, Топоевой З.С, Чучунову А.А, Лиллоя Н.Н, Кичеевой В.Б, Сагалакову В.В, Казыгашевой Ф.А специальной социальной выплаты в размере 6 500 рублей.
Суд апелляционной инстанции учел, что Правительство Российской Федерации, обладая дискреционными полномочиями, в постановления от 31 декабря 2022 г. N2568 предусмотрело различный размер специальной социальной выплаты для специалистов со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, и для специалистов со средним медицинским образованием, работающих с врачами, указанными в подпункте "б" настоящего пункта, а также оказывающих первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).
Доводы кассационной жалобы о неправомерным применение судебными инстанциями положений приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению в отсутствии доказательств установления ответчиком штатов, структурных подразделений в ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская МБ" в соответствии с вышеуказанным приказом; необоснованности выводов суда о том, что сам факт оказания медицинской помощи гражданам в физиотерапевтическом кабинете, дневном стационаре, отделении рентгенологии ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская МБ" не свидетельствует об оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях и условиях дневного стационара, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку являлись предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций и были отклонены по мотивам подробно изложенным в решении суда и апелляционном определении, опровергаются материалами дела, основаны на субъективной оценке кассатором фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, по существу сводятся к несогласию заявителя с оценкой представленных доказательств и фактических обстоятельств, что не может служить основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, поскольку переоценка доказательств по делу в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
В силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. Согласно статей 67 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указание на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения апелляционного определения, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы суда.
Из материалов дела усматривается, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции с учетом апелляционного определения и суд апелляционной инстанции правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в обжалуемом судебном акте.
В решении суда с учетом апелляционного определения и апелляционном определении в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приведены выводы суда, вытекающие из установленных им фактических обстоятельств дела, а также доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения.
Само по себе несогласие кассатора с выводами судебных инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм материального или процессуального права.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от 8 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 15 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Нечепуренковой Виктории Владимировны, Колмагоровой Натальи Юрьевны, Топоевой Зои Степановны, Чучунова Андрея Ананьевича, Лиллоя Нины Никитичны, Кичеевой Варвары Бурбуевны, Сагалакова Виталия Валерьевича, Казыгашевой Фатимы Алексеевны - Юнгейма Евгения Леовича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.