Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1810/2023 (УИД 22RS0068-01-2023-000422-29) по иску Неяскина Игоря Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании решения незаконным, включении периода в специальный страховой стаж, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Неяскина Игоря Николаевича на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 20 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Неяскин Игорь Николаевич (далее по тексту - Неяскин И.Н, истец) обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее по тексту - ОСФР по Алтайскому краю, ответчик) о признании решения незаконным, включении периода в специальный страховой стаж, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что решением ОПФР по Алтайскому краю от 24 мая 2022 г. N истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа 7 лет 6 месяцев. В специальный стаж засчитаны периоды работы с 6 сентября 1985 г. по 31 августа 1991 г, с 1 октября 1991 г. по 14 сентября 1995 г.
В справке о заработной плате от 18 марта 2022 г. N имеется информация о том, что в сентябре 1991 г. у истца был отпуск без сохранения заработной платы, в связи с чем пенсионный орган указал, что период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 1 сентября 1991 г. по 30 сентября 1991 г. не подлежит зачету в специальный стаж в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
В свою очередь истец не согласен с невключением в специальный стаж периода отпуска без сохранения заработной платы, а также с отказом в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку представленными документами подтверждается работа в качестве инженера-радиста СВЧ на авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина в г. Комсомольский-на-Амуре с 6 сентября 1985 г. по 14 сентября 1995 г. Весь указанный период он работал на указанном заводе, который согласно справке от 4 марта 2022 г. постоянно находился в г. Комсомольский-на-Амуре Хабаровского края, который является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера.
В период работы с 1985 года по 1995 год законодательство не предусматривало исключение периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы из стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Данный период имел место до вступления в законную силу Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2022 г. N 516, соответственно они не могли быть применены, поскольку ухудшают его положение. До вступления указанных правил в законную силу, не было ни одного нормативного акта, согласно которого отпуска без сохранения заработной платы исключаются из периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости за работу в РКС. Спорный период имел место до 1 января 2022 г, то есть до вступления в законную силу Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, с принятием которого необходимым условием для включения периодов в стаж стала уплата страховых взносов с заработной платы.
Действующее до 2002 г. законодательство не предусматривало подтверждение факта уплаты страховых взносов за периоды осуществления трудовой деятельности, а также не исключало отпуска без сохранения заработной платы из стажа.
Истец полагает, что его стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 7 лет 6 месяцев 7 дней, а ответчиком засчитано только 7 лет 5 месяцев 15 дней.
С учетом изложенного истец просил признать незаконным решение об отказе в установлении страховой пенсии по старости в части невключения в специальный стаж периода работы с 1 сентября 1991 г. по 30 сентября 1991 г. на авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина в г. Комсомольский-на-Амуре, обязать ответчика включить в специальный стаж период с 1 сентября 1991 г. по 30 сентября 1991 г, обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 19 февраля 2022 г.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 20 марта 2023 г. исковые требования Неяскина И.Н. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 июля 2023 г. решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 20 марта 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Неяскин И.Н. просит отменить решение Центрального районного суда г. Барнаула от 20 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 июля 2023 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно части 3 статьи 35 Федерального закона от 13 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
Данным Перечнем к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, относится город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2021 г. N 1532 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом особенностей, установленных пунктом 3 настоящих Правил.
Согласно пунктам 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 4).
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (пункт 5).
В период работы истца на авиационном заводе им. Гагарина Ю.А. г. Комсомольский-на-Амуре действовал Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется правило, установленное частью второй настоящей статьи. К работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж включалась любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другого кооперативного предприятия (организации); иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию;
Статья 88 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривала виды трудового стажа, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение: с учетом общего трудового стажа, то есть суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности, указанной в настоящем разделе Закона, устанавливается пенсия по старости.
С учетом специального трудового стажа, то есть суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы), устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (статья 12 Закона), работой на Крайнем Севере (статья 14 Закона), а также пенсия за выслугу лет (раздел V Закона).
Также в статье 92 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривались периоды, включаемые в общий трудовой стаж, наравне с работой, указанной в статье 89 Закона, куда отпуска без сохранения заработной платы не входили.
Согласно пункту 108 Постановления Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", действовавшего до принятия Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в общий стаж работы, дающий право на пенсию, засчитывается всякая работа в качестве рабочего или служащего, независимо от характера и продолжительности работы и длительности перерывов.
При этом пунктом 109 также предусматривались периоды, кроме работы в качестве рабочего или служащего, включаемые в общий стаж работы, в том числе: а) всякая работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; ж) периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, Неяскин И.Н. 13 февраля 2022 г. обратился в ОПФР по Алтайскому краю с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Алтайскому краю от 24 мая 2022 г. N Неяскину И.Н. в назначении страховой пенсии по старости отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа 7 лет 6 месяцев, при этом страховой стаж Неяскина И.Н. составил 36 лет 3 месяца 26 дней, специальный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 9 лет 11 месяцев10 дней, что составляет 7 лет 5 месяцев 15 дней работы в районах Крайнего Севера, тогда как в специальный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не включен период нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы с 1 сентября 1991 г. по 30 сентября 1991 г.
Из трудовой книжки истца следует, что Неяскин И.Н. с 6 сентября 1985 г. по 14 сентября 1995 г. работал на авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина в г.Комсомольск-на-Амуре инженером-радистом СВЧ.
Согласно справке АО "Авиационная холдинговая компания "Сухой" (правопреемник Авиационного завода им. Ю.А.Гагарина Комсомольский- на-Амуре) от 18 марта 2022 г. N Неяскин И.Н. в сентябре 1991 г. находился в отпуске без сохранения заработной платы.
В свою очередь истец факт нахождения в отпуске без сохранения заработной платы в указанный период не оспаривал.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что вышеуказанный период обоснованно не включен ответчиком в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку фактически в указанный период времени истец трудовые функции не исполнял, находился в отпуске без сохранения заработной платы.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводов кассационной жалобы суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам об отсутствии оснований для включения спорного периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, указанный период не относятся к периодам ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, в указанный период заработная плата за работником не сохранялась, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за этот период не начислялись.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в суде первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учеты судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемых судебных актов, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией истца, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела были допущены нарушения, влекущие отмену судебных актов в кассационном порядке.
Фактически доводы, приведенные в кассационной жалобе, сводящиеся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Юридически значимые обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций определены правильно, выводы должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула от 20 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Неяскина Игоря Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.