Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1138/2023 (УИД 70RS0001-01-2023-000951-17) по исковому заявлению Маманазарова Равшана Рашитовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области об установлении факта принадлежности дубликата трудовой книжки, архивных справок, срочного трудового договора, признании решений незаконными, включении периодов работы и военной службы в страховой стаж, назначении страховой пенсии, перерасчете пенсии, по кассационной жалобе представителя Маманазарова Равшана Рашитовича - Даминовой Екатерины Владимировны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 23 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Маманазаров Равшан Рашитович (далее по тексту - Маманазаров Р.Р, истец) обратился в Кировский районный суд г..Томска к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области (далее по тексту - ОСФР по Томской области, пенсионный орган) с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, об установлении факта принадлежности сведений дубликата трудовой книжки "данные изъяты" N, заполненной 10 августа 1998 г..на имя Маманазарова Равшана, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сведений срочного трудового договора от 7 августа 2008 г..N и сведений о трудовом стаже из архивных справок от 5 сентября 2019 г..N, N, от 21 мая 2021 г..N, выданных Архивным агентством при государственной регистрационной службе при правительстве Кыргызской Республики Ошским городским государственным архивом; о признании незаконными решений об отказе в назначении страховой пенсии по старости от 3 сентября 2018 г..N, от 14 мая 2019 г..N, от 13 апреля 2020 г..N, от 10 июля 2020 г..N в части невключения периодов работы и исключения из подсчета страхового стажа периодов работы, отказа в назначении пенсии по старости; о включении в общий трудовой и страховой стаж периодов с 1 апреля 1976 г..по 9 октября 1976 г, с 10 октября 1976 г..по 20 декабря 1978 г, с 28 декабря 1978 г..по 5 июня 1979 г, с 13 июня 1979 г..по 8 октября 1979 г, с 16 июля 1981 г..по 14 сентября 1981 г, с 16 июля 1982 г..по 14 сентября 1982 г, с 16 ноября 1982 г..по 14 февраля 1983 г, с 1 марта 1983 г..по 14 апреля 1983 г, с 16 сентября 1983 г..по 14 ноября 1983 г, с 16 декабря 1983 г..по 14 марта 1984 г, с 1 апреля 1984 г..по 14 августа 1984 г, с 16 ноября 1984 г..по 14 января 1985 г, с 16 мая 1985 г..по 14 октября 1985 г, с 16 декабря 1985 г..по 14 февраля 1986 г, с 1 марта 1986 г..по 14 мая 1986 г, с 16 августа 1986 г..по 14 октября 1986 г..; о назначении страховой пенсии с даты первоначального обращения с 21 мая 2018 г..и обязании произвести перерасчет ранее
назначенной пенсии.
Решением Кировского районного суда г. Томска от 11 мая 2023 г. исковые требования Маманазарова Р.Р. удовлетворены частично. Установлен факт принадлежности Маманазарову Р.Р. дубликата трудовой книжки серии "данные изъяты" N, заполненной 10 августа 1998 г. на имя Маманазарова Равшана, архивных справок от 5 сентября 2019 г. N, от 5 сентября 2019 г. N, от 21 мая 2021 г. N, выданных Архивным агентством при государственной регистрационной службе при правительства Кыргызской Республики Ошским городским государственным архивом. На ОСФР по Томской области возложена обязанность включить в страховой стаж Маманазарова Р.Р. периоды работы с 1 апреля 1976 г. по 9 октября 1976 г, с 10 октября 1976 г. по 20 декабря 1978 г, с 28 декабря 1978 г. по 5 июня 1979 г, с 13 июня 1979 г. по 8 октября 1979 г, с 16 июля 1981 г. по 14 сентября 1981 г, с 16 июля 1982 г. по 14 сентября 1982 г, с 16 ноября 1982 г. по 14 февраля 1983 г, с 1 марта 1983 г. по 14 апреля 1983 г, с 16 сентября 1983 г. по 14 ноября 1983 г, с 16 декабря 1983 г. по 14 марта 1984 г, с 1 апреля 1984 г. по 14 августа 1984 г, с 16 ноября 1984 г. по 14 января 1985 г, с 16 мая 1985 г. по 14 октября 1985 г, с 16 декабря 1985 г. по 14 февраля 1986 г, с 1 марта 1986 г. по 14 мая 1986 г, с 16 августа 1986 г. по 14 октября 1986 г, период службы в армии с 10 октября 1976 г. по 20 декабря 1978 г. На ОСФР по Томской области возложена обязанность назначить Маманазарову Р.Р. страховую пенсию по старости на основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 21 мая 2018 г, произвести перерасчет размера пенсии за период с 21 мая 2018 г. по 10 августа 2022 г. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 23 августа 2023 г. решение Кировского районного суда г. Томска от 11 мая 2023 г. отменено в части возложения на ОСФР по Томской области обязанности назначить Маманазарову Р.Р. страховую пенсию по старости на основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 21 мая 2018 г. и принято в этой части новое решение об отказе Маманазарову Р.Р. в удовлетворении данного требования. Решение Кировского районного суда г. Томска от 11 мая 2023 г. изменено в части возложения на ОСФР по Томской области обязанности произвести перерасчет размера пенсии за период с 21 мая 2018 г. по 10 августа 2022 г. Принято в данной части новое решение: на ОСФР по Томской области возложена обязанность произвести перерасчет размера пенсии Маманазарова Р.Р. с 23 августа 2023 г. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Представитель Маманазарова Р.Р. - Даминова Е.В. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 23 августа 2023 г. отменить, оставить без изменения решение Кировского районного суда г. Томска от 11 мая 2023 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Истцом соблюден заявительный порядок назначения пенсии 4 раза, в связи, с чем он получил 4 отказа в назначении пенсии. В апелляционном определении не указано на основании чего изменено решение суда первой инстанции, не ясно основание изменения решения суда, так как в определении суда изложены все те же самые нормы права, на которые ссылались, как участники процесса, так и суд первой инстанции. Суд апелляционной инстанции не указал документы, которые не предоставил истец в положенный срок, что препятствовало назначению пенсии с момента первоначального обращения. Истцом были приложены к заявлению в пенсионный орган все необходимые документы, его заявления рассмотрены. В пенсионном деле нет ни одного уведомления истца о необходимости предоставления дополнительных документов. Пенсионный орган, получая от гражданина документы с заявлением о назначении пенсии, проводит проверку, делает запросы в компетентные органы для уточнения сведений и ни один документ, полученный от гражданина о стаже его работы, не принимает без проверки сведений. В связи с чем именно пенсионный орган был обязан, получив заявление истца о назначении пенсии, запросить все необходимые сведения в компетентных органах.
Отсутствие отчества истца в дубликате трудовой книжки не является этому препятствием, так как в иных документах истца, представленных пенсионному органу имелись полные данные истца, а на территории страны, где выдавался дубликат трудовой книжки истца не указывается отчество граждан, что не приводит ни к недействительности документов, ни к недействительности сведений в этих документах. В данном случае истец просит произвести перерасчет не в связи с представлением новых документов, дающих право на перерасчет пенсии, а в связи с более ранним назначением пенсии по решению суда, в связи с чем пенсионный орган обязан рассчитать недоплаченную сумму пенсии и выплатить за весь период. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 21 мая 2018 г. Маманазаров Р.Р. обратился в клиентскую службу (на правах отдела) Кировского района с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области от 3 сентября 2018 г. N не принят во внимание дубликат трудовой книжки серии "данные изъяты" N от 10 августа 1998 г. при установлении страховой пенсии по старости Маманазарову P.P.; не включен период работы с 13 января 1979 г. по 21 февраля 1987 г. в Ошской пассажирской автобазе Кыргызской Республики; отказано в установлении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Как следует из указанного решения пенсионным органом Маманазарову P.P. зачтено 3 года 1 месяц 17 дней страхового стажа, при этом не принят во внимание дубликат трудовой книжки "данные изъяты" N от 10 августа 1998 г. в связи с отсутствием отчества заявителя, несоответствием дубликата данным паспорта; величина ИПК установлена в размере 4, 306; Маманазаров P.P. был уведомлен о предоставлении документов, подтверждающих принадлежность дубликата трудовой книжки и период работы с 13 ноября 1979 г. по 21 февраля 1987 г, предоставлен трехмесячный срок для предоставления документов. Кроме этого, клиентской службой был сформирован запрос в Ошский городской государственный архив Кыргызской Республики об истребовании сведений о периоде работы работника в вышеуказанной организации, на который пришел ответ, что документы по личному составу Ошской ПАТ-1 в архив на хранение не поступали. В связи с тем, что в трехмесячный срок документы не поступили, указанный период в страховой стаж включен не был.
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области от 14 мая 2019 г. N по результатам рассмотрения заявления Маманазарова P.P. с учетом рекомендаций заключения специалистов УПФР в "адрес" по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 14 мая 2019 г. N в страховой стаж Маманазарова P.P. зачтены дополнительно периоды работы в АО "Ошское ПАТП N 1", продолжительность страхового стажа по состоянию на 31 декабря 2018 г. составила 8 лет 11 месяцев 3 дня, величина ИПК 3, 969, что менее установленного минимума, в установлении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа и величины ИПК.
29 ноября 2019 г. Маманазаров P.P. обратился в клиентскую службу (на правах отдела) Кировского района с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N от 13 апреля 2020 г. N исключены из подсчета страхового стажа Маманазарова P.P. периоды работы с 28 декабря 1978 г. по 5 июня 1979 г, с 16 июля 1981 г. по 14 сентября 1981 г, с 16 июля 1982 г. по 14 сентября 1982 г, с 16 ноября 1982 г. по 14 февраля 1983 г, с 1 марта 1983 г. по 14 апреля 1983 г, с 16 сентября 1983 г. по 14 ноября 1983 г, с 16 декабря 1983 г. по 14 марта 1984 г, с 1 апреля 1984 г. по 14 августа 1984 г, с 16 ноября 1984 г. по 14 января 1985 г, с 16 мая 1985 г. по 14 октября 1985 г, с 16 декабря 1985 г. по 14 февраля 1986 г, с 1 марта 1986 г. по 14 мая 1986 г, с 16 августа 1986 г. по 14 октября 1986 г, не приняты к зачету архивная справка о стаже от 5 сентября 2019 г. N, архивные справки о заработной плате N от 5 сентября 2019 г, от 3 сентября 2019 г. N; отказано в установлении страховой пенсии по старости Маманазарову P.P. в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа и величины ИПК.
6 мая 2020 г. Маманазаров P.P. обратился в клиентскую службу (на правах отдела) Кировского района с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N от 10 июля 2020 г. N было принято аналогичное решение от 13 апреля 2020 г. N.
Решением ОПФР по Томской области от 9 ноября 2022 г. Маманазарову P.P. назначена страховая пенсия по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 11 августа 2022 г.
Маманазаров P.P. указав, что его трудовая книжка была утеряна, дубликат выдан в Киргизии без указания его отчества; работал слесарем на автобазе, перерывов в работе не было, заработную плату начисляли каждый месяц; страховая пенсия назначена ему только с ноября 2022 г, поскольку в 2018 г. при первоначальном обращении пенсионным органом необоснованно не был принят дубликат его трудовой книжки, страхового стажа было достаточно для назначения пенсии, обратился в суд с настоявшим иском.
Разрешая требование об установлении факта принадлежности дубликата трудовой книжки, суд первой инстанции оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в том числе дубликат трудовой книжки серии "данные изъяты" N, заполненной 10 августа 1998 г. на имя Маманазарова Равшана, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в которой имеются сведения о приеме Маманазарова Р. 13 ноября 1979 г. в Ошскую пассажирскую автобазу на должность автослесаря по ремонту автомобилей первого разряда в 4 автоколонну, копию паспорта Маманазарова Р.Р, в которой указана дата его рождения ДД.ММ.ГГГГ г, удостоверение N ООО "Томскбурнефтегаз" об обучении Маманазарова Р.Р. по профессии моторист цементировочного агрегата, карту водителя Маманазарова Равшана, выданную 4 марта 2020 г, архивные справки от 3 сентября 2019 г. N, от 3 сентября 2019 г. N, выданные Маманазарову Р.Р, подтверждающие указанные в трудовой книжке периоды работы, посчитал установленным факт принадлежности дубликата трудовой книжки Маманазарову Р.Р.
Проанализировав дубликат трудовой книжки "данные изъяты" N, заполненной 10 августа 1998 г, в котором указано, что Маманазаров Р.Р. 13 ноября 1979 г. принят на должность слесаря по ремонту автомобилей первого разряда в 4-ю а/колонну Ошского ПАТП, 21 февраля 1987 г. уволен с работы по собственному желанию; справку АО "Ошское ПАТП-1" от 3 сентября 2019 г. N о зачислении Маманазарова Р.Р. в Ошскую пассажирскую а/базу на должность слесаря по ремонту автомобилей с 13 ноября 1979 г, увольнении с 21 февраля 1987 г.; справку от 3 сентября 2019 г. N о начислении Маманазарову Р.Р. заработной платы с 1986 г. по 1986 г, за исключением августа 1981 г, августа, декабря 1982 г, января, октября 1983 г, за январь-февраль, апрель-август, декабрь 1984 г, июнь-сентябрь 1985 г, январь, март-апрель, сентябрь 1986 г.; справку АО "Ошское ПАТП" от 13 марта 2020 г. N в которой указано, что причиной отсутствия начисления з/платы в отдельных месяцах являлось не представление заявления о переводе на период ремонта на должность слесаря, за отработанный период отсутствуют б/листы, отпуска без содержания, суд пришел к выводу, что спорные периоды работы Маманазарова Р.Р. в должности слесаря в Ошской пассажирской автобазе с 28 декабря 1978 г. по 5 июня 1979 г, с 13 июня 1979 г. по 8 октября 1979 г, с 16 июля 1981 г. по 14 сентября 1981 г, с 16 июля 1982 г. по 14 сентября 1982 г, с 16 ноября 1982 г. по 14 февраля 1983 г, с 1 марта 1983 г. по 14 апреля 1983 г, с 16 сентября 1983 г. по 14 ноября 1983 г, с 16 декабря 1983 г. по 14 марта 1984 г, с 1 апреля 1984 г. по 14 августа 1984 г, с 16 ноября 1984 г. по 14 января 1985 г, с 16 мая 1985 г. по 14 октября 1985 г, с 16 декабря 1985 г. по 14 февраля 1986 г, с 1 марта 1986 г. по 14 мая 1986 г, с 16 августа 1986 г. по 14 октября 1986 г, а также период службы в армии с 10 октября 1976 г. по 20 декабря 1978 г. подлежат включению в общий страховой стаж Маманазарова Р.Р.
Отсутствие архивных сведений о размере заработка суд счет не свидетельствующим об отсутствии страхового стажа истца, а ненадлежащее исполнение работодателем обязанности по оформлению и хранению документации не влекущим за собой негативные правовые последствия для работника в виде лишения права на пенсионное обеспечение по наступлении пенсионного возраста.
Отказывая в удовлетворении требования об установлении факта принадлежности срочного трудового договора от 7 августа 2008 г. N, согласно которому Маманазаров Р. был принят на работу в ООО "Уголь-Транс" на срок с 7 августа 2008 г. по 1 июня 2009 г, суд исходил из того, что указанный документ не относится к правоустанавливающим в соответствии с положениями статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку на дату рассмотрения заявлений пенсионный орган не располагал необходимыми для установления страховой пенсии документами, факт принадлежности правоустанавливающих документов установлен в ходе рассмотрения настоящего иска, суд не нашел оснований для признания решений от 3 сентября 2018 г. N, от 14 мая 2019 г. N, от 13 апреля 2020 г. N, от 10 июля 2020 г. N незаконными.
Установив, что с учетом включенных в общий страховой стаж периодов на дату первоначального обращения 21 мая 2018 г. право на назначение страховой пенсии по старости у Маманазарова Р.Р. возникло, суд возложил на пенсионный орган обязанность назначить Маманазарову Р.Р. страховую пенсию с 21 мая 2018 г. и произвести перерасчет размера пенсии с даты назначения пенсии.
Проверив законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции установив из решения по заявлению истца от 21 мая 2018 г, что на дату первоначального обращения истцом был представлен дубликат трудовой книжки, пенсионным органом разъяснялась необходимость установления факта принадлежности дубликата трудовой книжки, однако дополнительные документы заявителем представлены не были, в последующем истец указал в заявлении на то, что дополнительные документы представлять не будет, пенсия была ему назначена на основании имеющихся в распоряжении пенсионного органа документов, принадлежность истцу дубликата трудовой книжки, а также архивных справок установлена обжалуемым решением суда, с заявлением о перерасчете Маманазаров Р.Р. в пенсионный орган не обращался, в перерасчете ему отказано не было, права истца пенсионным органом не нарушены, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на пенсионный орган обязанности назначить истцу пенсию с момента его первоначального обращения в пенсионный орган и произвести ее перерасчет с 21 мая 2018 г, в связи с чем отменил решение суда в части возложения на пенсионный орган обязанности назначить Маманазарову Р.Р. страховую пенсию по старости на основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 21 мая 2018 г. с принятием в этой части нового решения об отказе Маманазарову Р.Р. в удовлетворении данного требования.
Также суд апелляционной инстанции указал, что предметом настоящего иска является, в том числе право истца на перерасчет размера пенсии, пенсионный орган являлся участником процесса, представитель которого в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции указал на то, что перерасчет пенсии будет произведен истцу на основании вступившего в законную силу решения суда по настоящему делу, в связи с чем изменил решение суда в части перерасчета ранее назначенной истцу пенсии с принятием в этой части нового решения о возложении на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет размера пенсии Маманазарову Р.Р. с 23 августа 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права.
КонституциейКонституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Целью названного закона согласно части 2 статьи 1 этого закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ"О страховых пенсиях").
13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1, СССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 г.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г.).
Необходимая для назначения страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа в 2018 году составляла 9 лет (приложение N 3 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила).
В разделе II названных правил приведены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
В соответствии с пунктом 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи (пункт 59 Правил).
Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку (пункт 60 Правил).
На момент выдачи дубликата трудовой книжки Маманазарова Р.Р. 10 августа 1998 г. порядок внесения записей в трудовые книжки регулировался Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. N 162 (далее по тексту - Инструкция).
Согласно указанной Инструкции трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих. Трудовые книжки ведутся на всех рабочих и служащих государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, проработавших свыше 5 дней, в том числе на сезонных и временных работников, а также на нештатных работников при условии, если они подлежат государственному социальному страхованию (пункт 1.1).
Заполнение трудовых книжек и вкладышей к ним производится на языке союзной, автономной республики, автономной области, автономного округа, на территории которых расположено данное предприятие, учреждение, организация, и на официальном языке СССР (пункт 2.1 Инструкции).
Заполнение трудовой книжки впервые производится администрацией предприятия в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу. В трудовую книжку вносятся, в том числе сведения о работнике с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, образования, профессии, специальности; сведения о работе, а именно о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, увольнении (пункт 2.2 Инструкции).
Все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения) (пункт 2.3 Инструкции).
Выдача дубликата трудовой книжки производится администрацией по последнему месту работы. Документы, подтверждающие стаж работы, предшествующий поступлению на данное предприятие, в учреждение, организацию, не требуются. При этом в правом верхнем углу первой страницы новой трудовой книжки делается надпись: "Дубликат". На первой странице прежней трудовой книжки пишется: "Взамен выдан дубликат" и она возвращается владельцу для представления ее впоследствии в органы социального обеспечения для документального подтверждения трудового стажа до поступления на работу на предприятие, в учреждение, организацию, где выдан дубликат (пункт 2.9 Инструкции).
Сведения о работнике записываются на первой странице (титульном листе) трудовой книжки. Фамилия, имя и отчество (полностью, без сокращения или замены имени и отчества инициалами) и дата рождения указываются на основании паспорта или свидетельства о рождении. Образование - среднее, среднее специальное и высшее - указывается только на основании документов (аттестата, удостоверения, диплома). Запись о незаконченном среднем или незаконченном высшем образовании также может быть произведена лишь на основании соответствующих документов (студенческого билета, зачетной книжки, справки учебного заведения и т.п.). Профессия или специальность записывается в трудовой книжке на основании документа об образовании или другого надлежаще оформленного документа (пункт 2.10 Инструкции).
После указания даты заполнения трудовой книжки работник своей подписью заверяет правильность внесенных сведений. Первую страницу (титульный лист) трудовой книжки подписывает лицо, ответственное за выдачу трудовых книжек, и после этого ставится печать предприятия (или печать отдела кадров), на котором впервые заполнялась трудовая книжка (пункт 2.11 Инструкции).
Лицо, потерявшее трудовую книжку (вкладыш к ней), обязано немедленно заявить об этом администрации по месту последней работы. Не позднее 15 дней после заявления администрация выдает работнику другую трудовую книжку или вкладыш к ней (новых образцов) с надписью "Дубликат" в правом верхнем углу первой страницы (пункт 5.1 Инструкции).
Дубликат трудовой книжки или вкладыш к ней заполняется по общим правилам (пункт 5.2 Инструкции).
Действующая с 30 ноября 2003 г. Инструкция по заполнению трудовых книжек, утвержденная постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 69, содержит аналогичные положения относительно порядка заполнения трудовой книжки и внесения в нее сведений о работнике, работе, увольнении, оформлении дубликата трудовой книжки.
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения регламентированы статьями 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (часть 1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением (часть 2 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В части 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указано, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н в соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" были утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которые действовали на дату первоначальнго обращения Маманазарова Р.Р. 21 мая 2018 г. и до 1 января 2022 г. Эти правила определяли порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на другую, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии.
Аналогичные нормы содержатся в Правилах обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N 546н, действующих с 1 января 2022 г.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 января 2016 г. N 14н был утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению (документ утратил силу 24 февраля 2019 г.; далее по тексту - Административный регламент), который определял порядок предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации через свои территориальные органы государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, сроки и последовательность административных процедур при предоставлении территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации этой государственной услуги (пункт 1 Административного регламента), а также устанавливал формы заявлений о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую (приложение N 1 к Административному регламенту), о перерасчете пенсии (приложение N 2 к Административному регламенту), формы уведомления со стороны пенсионного органа по вопросам, связанным с установлением пенсии (приложение N 3 к Административному регламенту).
В соответствии с пунктом 64 Административного регламента в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа ПФР недостающие документы. Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа ПФР, днем обращения за назначением пенсии считается дата, указанная в абзацах третьем - седьмом пункта 80 Административного регламента. Днем получения гражданином соответствующих разъяснений территориального органа ПФР считается: день направления уведомления в форме электронного документа; день выдачи уведомления гражданину территориальным органом ПФР; день направления уведомления на адрес электронной почты гражданина; дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой связи по месту отправления территориальным органом ПФР почтового отправления либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой связи по месту получения гражданином документов, обязанность по представлению которых возложена на него.
В соответствии с абзацем 4 пункта 13 Административного регламента в случае если гражданин на основании разъяснения территориального органа ПФР не представил недостающие для назначения пенсии документы, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, в срок, предусмотренный 64 Административного регламента, и при этом в территориальный орган ПФР поступили запрошенные документы в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, территориальный орган ПФР рассматривает заявление о назначении пенсии (переводе с одного вида пенсии на другой) при обращении за назначением пенсии (переводом с одного вида пенсии на другой) вместе с имеющимися в распоряжении территориального органа ПФР документами и принимает решение о назначении пенсии (переводе с одного вида пенсии на другой) либо об отказе в назначении пенсии (переводе с одного вида пенсии на другой) не позднее чем через 10 рабочих дней со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 58 Административного регламента.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. N 16п утвержден новый Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, содержащий аналогичное правовое регулирование административных процедур при обращении гражданина за назначением пенсии.
Из приведенных нормативных положений следует, что цели социальной политики Российской Федерации, как они определены в Конституции Российской Федерации, предопределяют обязанность государства через соответствующие органы заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности в том числе тогда, когда гражданин в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от него причинам не может трудиться и не имеет дохода для обеспечения минимума себе и своей семье и, соответственно, нуждается в получении соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства, включая пенсионное обеспечение. Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий, законодатель связывает возможность назначения страховой пенсии по старости с достижением гражданином определенного возраста, наличием у гражданина страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. По общему правилу страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем до дня возникновения права на данную пенсию.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости до 1 января 2023 г..осуществлялась территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, которые при выполнении обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения и исполнении положений пенсионного законодательства должны соблюдать государственные гарантии по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения в целях защиты их прав на страховую пенсию с учетом особого ее значения для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров. В рамках исполнения этих обязанностей территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при обращении гражданина по вопросу установления пенсии независимо от формы такого обращения (телефонный звонок, устное обращение, письменное обращение) должен зарегистрировать такое обращение в журнале регистрации заявлений и разъяснить гражданину его права, связанные с пенсионным обеспечением, а именно: имеет ли он право на получение пенсии, о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы назначения пенсии (основания и условия назначения пенсии), о документах, необходимых для оценки его права на назначение пенсии, о подаче заявления о назначении пенсии в письменном виде по соответствующей форме (приложение N 1 к Административному регламенту), а при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, дать оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запросить документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Решение по вопросу установления страховой пенсии пенсионный орган должен принимать, соблюдая права гражданина на пенсионное обеспечение, на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов. Таким образом, при обращении гражданина в пенсионный орган по вопросу назначения ему страховой пенсии по старости в связи с достижением возраста, дающего право на такую пенсию, независимо от формы такого обращения (в устной или в письменной форме) на пенсионный орган возложена обязанность разъяснять гражданину его права и обязанности, связанные с пенсионным обеспечением, в частности о том, имеет ли гражданин право на получение страховой пенсии, о подаче заявления о назначении страховой пенсии в письменной виде по соответствующей форме, о документах, необходимых для установления страховой пенсии и оценки его пенсионных прав, а также уведомлять гражданина об этих обстоятельствах по установленной форме. В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, достигшего возраста, дающего права на назначение страховой пенсии по старости, в пенсионный орган с заявлением установленной формы о назначении страховой пенсии по старости, указанное лицо применительно к части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" имеет право на выплату недополученных сумм страховой пенсии по старости за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будут нарушены государственные гарантии в области пенсионного обеспечения граждан.
С 1 января 2023 г. обязанности по пенсионному обеспечению возложены на созданный в результате реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (статья 18 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации"), в числе принципов деятельности которого соблюдение государственных гарантий по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации"), обеспечение доступности предоставляемых услуг и повышение их качества (пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации").
Суд апелляционной инстанции при разрешении исковых требований Маманазарова Р.Р. изложенные нормативные положения о порядке назначения страховой пенсии по старости и о порядке работы пенсионного органа с обращениями граждан по вопросу установления пенсии (государственной услуги по установлению пенсий) не применил.
Суд апелляционной инстанций не учел, что требования Маманазарова Р.Р. о назначении пенсии с момента первоначального обращения в пенсионный орган по вопросу пенсионного обеспечения, связаны с тем, что он был лишен права получить страховую пенсию по старости с даты достижения возраста 60 лет и не менее девяти лет страхового стажа по вине пенсионного органа, который не разъяснил ему пенсионные права при его неоднократных обращениях в пенсионный орган по этому вопросу.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учетом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанные выше требования в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований Маманазарова Р.Р, возражений пенсионного органа, данных в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций относительно иска, и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление того, были ли пенсионным органом по обращениям Маманазарова Р.Р. совершены действия, предусмотренные Административным регламентом, а именно: разъяснялись ли Маманазарову Р.Р. права, связанные с пенсионным обеспечением, в том числе о том, какие документы необходимо представить в пенсионный орган для оценки пенсионных прав и назначения страховой пенсии по старости, с учетом установленных нарушений порядка оформления дубликата трудовой книжки; какая работа была проведена по документам Маманазарова Р.Р.; направлялось ли Маманазарову Р.Р. пенсионным органом соответствующее уведомление с перечнем недостающих для назначения страховой пенсии по старости документов и разъяснением о возможности представления таких документов в сроки, предусмотренные законом (не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа), с учетом установленных нарушений порядка оформления дубликата трудовой книжки.
Судом апелляционной инстанции в нарушение положений части 2 статьи 56, части 1 статьи 196, части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации названные обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из подлежащих применению норм права в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись.
В исковом заявлении и при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций Маманазаров Р.Р. приводил доводы о том, что с 21 мая 2018 г. и до фактического назначения страховой пенсии по старости 11 августа 2022 г. неоднократно обращался в пенсионный орган с целью реализации своего права на получение пенсии, пенсионным органом не был принят дубликат его трудовой книжки, в связи с отсутствием в ней его отчества, работники пенсионного органа не провели соответствующей работы, не проинформировали о его перечне документов, которые необходимо представить в пенсионный орган для назначения страховой пенсии по старости, не запросили соответствующей информации в компетентных органах, не разъяснили ему право на обращение в суд с иском об установлении факта принадлежности дубликата трудовой книжки.
В результате неправильного применения норм права, регулирующих спорные отношения, этим доводам Маманазаров Р.Р, который поставил вопрос о том, что не получает страховую пенсию по старости по вине пенсионного органа по достижении возраста 60 лет и с момента первоначального обращения в пенсионный орган, суд апелляционной инстанции, вопреки требованиям статей 56, 67, 196 (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не дал надлежащей правовой оценки, указав на то, что Маманазаровым Р.Р. был представлен дубликат трудовой книжки, пенсионным органом разъяснялась необходимость установления факта принадлежности дубликата трудовой книжки, однако дополнительные документы заявителем представлены не были, неправомерно возложил на Маманазарова Р.Р. бремя доказывания имеющих значение для дела обстоятельств.
Суд апелляционной инстанции, нарушив нормы материального права, не дав надлежащей правовой оценки исковым требованиям Маманазарова Р.Р. по существу эти требования не разрешил, допустив формальный подход к делу, где гражданин (Маманазаров Р.Р.) в отношениях с пенсионным органом, осуществляющим публичные функции в силу своей компетенции по назначению страховой пенсии, выступает как слабая сторона, чем нарушил право Маманазарова Р.Р. на судебную защиту ее прав и свобод, гарантированную каждому частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
Ввиду изложенного вывод суда апелляционной инстанций о том, что не имеется предусмотренных действующим законодательством оснований для удовлетворения исковых требований Маманазарова Р.Р. о возложении на пенсионный орган обязанности назначить ему страховую пенсию по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты первоначального обращения 21 мая 2018 г, и произвести перерасчет размера пенсии за период с 21 мая 2018 г. по 10 августа 2022 г, нельзя признать соответствующими закону.
При изложенных обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 23 августа 2023 г. нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить требования в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 23 августа 2023 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.