Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Папушина Н.Ю., рассмотрев кассационную жалобу Доровских Виктора Григорьевича на решение мирового судьи судебного участка N 140 в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края от 30 марта 2023 г. и апелляционное определение Минусинского городского суда Красноярского края от 13 июля 2023 г. по гражданскому делу N 24MS0140-01-2023-000464-88 по иску некоммерческой организации "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" к Доровских Виктору Григорьевичу о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт,
УСТАНОВИЛ:
НО "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" обратилось к мировому судье с иском к Доровских В.Г. о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонта, мотивируя свои требования тем, что Доровских В.Г. является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
Постановлением Администрации г. Абакана Республика Хакасия от 29 августа 2014 г. N 1700 "Об определении способа формирования фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов в городе Абакане, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или не реализовали выбранный способ" (вместе с "Перечнем многоквартирных домов, расположенных в городе Абакане, в отношении которых определен способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора - НО "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов") определен перечень многоквартирных домов, фонды капитального ремонта общего имущества которых формируются на счете регионального оператора.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", постановлением главы г. Абакана Республики Хакасия N 155 от 11 февраля 2020 г. включен в указанный перечень. За период с 01 апреля 2020 г. по 31 мая 2022 г. образовалась задолженность по уплате обязательных взносов на капитальный ремонт по указанному адресу в размере 7946, 39 рублей и пени за просрочку уплаты взносов по состоянию на 31 июля 2022 г. в сумме 681, 31 рублей. В добровольном порядке ответчик задолженность не погашает.
На основании изложенного истец просил суд взыскать с Доровских В.Г. образовавшуюся задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт и пени в вышеуказанном размере, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400рублей.
Решением мирового судьи судебного участка N 140 в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края от 30 марта 2023 г. требования удовлетворены частично. С Доровских В.Г. в пользу НО "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" взысканы задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01 мая 2020 г. по 31 мая 2022 г. в сумме 7827, 47 рублей, пени за период с 31 июля 2020 г. по 31 июля 2022 г. в размере 664, 16 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
Апелляционным определением Минусинского городского суда Красноярского края от 13 июля 2023 г. решение мирового судьи судебного участка N 140 в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края от 30 марта 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и в дополнениях к ней Доровских В.Г. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы её автор указывает, что суды не учли, что построенная очередь многоквартирного дома, попала в программу капитального ремонта раньше на 2, 6 года, чем была очередь построена. Очередь сдана в эксплуатацию 26 октября 2018 г, а попала в программу капитального ремонта 19 апреля 2016 г. (кусок земли поставили в программу на капитальный ремонт и с этой даты, и начался отсчет времени для сбора денег).
Определением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Папушиной Н.Ю. от 06 декабря 2023 г. кассационная жалоба принята к производству Восьмого кассационного суда общей юрисдикции.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
При проверке представленных материалов дела и судебных постановлений оснований для их отмены по доводам заявителя не усматривается, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1).
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
По смыслу приведенных положений собственники помещений, расположенных в названном здании, обязаны нести бремя содержания общего имущества, участвовать в издержках по содержанию и сохранению общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт помещения, взносов на капитальный ремонт.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере (часть 1 статьи 169 ЖК РФ).
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 8.1 части 1 статьи 156 ЖК РФ).
Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 ЖК РФ).
Частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 5 статьи 168 ЖК РФ, региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
Частями 1 и З статьи 169 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего-за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В силу части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 названного Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В Республике Хакасия отдельные вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия, регулируются Законом Республики Хакасия от 28 июня 2013 г. N 55-ЗРХ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Хакасиа" (далее - Закон Республики Хакасия от 28 июня 2013 г. N 55-ЗРХ).
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 3 Закона Республики Хакасия от 28 июня 2013 г. N 55-ЗРХ к полномочиям Правительства Республики Хакасия в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Хакасия относится, в том числе, утверждение региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Исходя из пунктов 2, 3, 4, 5 статьи 6 Закона Республики Хакасия от 28 июня 2013 г. N 55-ЗРХ, для формирования региональной программы лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, представляют в органы местного самоуправления информацию о многоквартирных домах, управление которыми они осуществляют, по форме и в сроки, установленные уполномоченным органом. Орган местного самоуправления обобщает поступившую информацию, а также собирает информацию по многоквартирным домам, находящимся в муниципальной и (или) государственной собственности, и по многоквартирным домам, информация о которых не представлена лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами. Обобщенная информация обо всех многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования, представляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган в течение одного месяца с момента ее поступления. Уполномоченный орган на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, в течение двух месяцев с момента их поступления формирует проект региональной программы и направляет его на рассмотрение в Правительство Республики Хакасия. Правительство Республики Хакасия утверждает региональную программу в срок не позднее двух месяцев с даты поступления ее проекта от уполномоченного органа.
Согласно пункту 6 статьи 6 Закона Республики Хакасия от 28 июня 2013 г. N 55-ЗРХ, региональная программа подлежит ежегодной актуализации. Правительство Республики Хакасия утверждает региональную программу с учетом внесенных в нее изменений и дополнений не позднее 1 декабря каждого года.
Судами установлено, что многоквартирный дом по адресу: "адрес", принимался в эксплуатацию очередями в разные периоды. Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию были выданы в отношении 1-го этапа строительства ? блок-секции 1 и 2 (110 квартир) 30 декабря 2014 г, 2-го, 3-го, 4-го, 5-го этапа строительства (40 квартир) 26 октября 2018 г.
Постановлением Правительства Республики Хакасия N 180 от 19 апреля 2016 г. внесены изменения в региональную программу "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия (2014-2043 годы)", согласно которым в перечень многоквартирных домой вошел дом, находящийся по адресу: "адрес", общая площадь 3310, 70 кв.м, указаны сроки проводимых работ.
Постановлением Администрации г. Абакана Республики Хакасия N 1700 от 29 августа 2014 г, с учетом изменений, внесенных постановлением главы г. Абакана Республика Хакасия N 155 от 11 февраля 2020 г, в отношении многоквартирных квартир, не выбравших способ формирования капитального ремонта или не реализовавших выбранный способ в установленный срок, определен способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора - НО "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов". В число указанных домов вошел дом, расположенный по адресу: "адрес".
Таким образом, многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", включен в региональную программу "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия (2014-2043 годы)" в апреле 2016 г. При этом за ответчиком зарегистрировано право собственности на спорную квартиру 25 декабря 2018 г.
С учетом установленного постановлением Правительства Республики Хакасия N 444 от 09 сентября 2016 г. срока, по истечении которого у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и включенном в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах при ее актуализации, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, равного четырем годам с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в связи с чем суды пришли к правильному к выводу, что у ответчика возникла обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт с мая 2020 г.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, применяя положения статей 196, 200, 204 ГК РФ, суды обеих инстанций пришли к мотивированному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца задолженности за капитальный ремонт многоквартирного дома, поскольку доказательств исполнения указанной обязанности представлено не было. При этом, вопреки доводам подателя жалобы, судами учтено, что оснований для взыскания взносов на капитальный ремонт с 01 апреля 2020 г, как заявлено в исковом заявлении, не имеется, ввиду включения спорного многоквартирного дома в региональную программу "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия (2014-2043 годы)" только 19 апреля 2016 г.
Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального права, судами допущено не было.
Доводы о несогласии с такими выводами судов относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, кассационная жалоба не содержит, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам заявителей не усматривается.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судья
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 140 в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края от 30 марта 2023 г. и апелляционное определение Минусинского городского суда Красноярского края от 13 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Доровских Виктора Григорьевича - без удовлетворения.
Судья Н.Ю. Папушина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.