88-938/2024
г. Кемерово 22 января 2024 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Татаринцевой Е.В, рассмотрев гражданское дело N 55MS0089-01-2023-000098-10 по иску Региональной общественной организации по защите прав потребителей "Независимый союз потребителей Омской области" в интересах Токарева Бориса Васильевича к обществу с ограниченной ответственностью "Магнит" о защите прав потребителей, по кассационной жалобе Региональной общественной организации по защите прав потребителей "Независимый союз потребителей Омской области" в интересах Токарева Бориса Васильевича (с учетом дополнений к кассационной жалобе) на решение мирового судьи судебного участка N 89 в Куйбышевском судебном районе в г. Омске от 2 марта 2023 г. и апелляционное определение Куйбышевского районного суда г. Омска от 20 июля 2023 г.
УСТАНОВИЛ:
Региональная общественная организация по защите прав потребителей "Независимый союз потребителей Омской области", действуя в интересах Токарева Б.В, обратилась с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Магнит" (далее - ООО "Магнит") о защите прав потребителей.
В обоснование иска указала, что согласно справке N администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области 24 октября 2019 г. закончены работы по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории г. Исилькуля Омской области. Услуга по выводу ТКО ответчиком не оказывается с 1 апреля 2019 г, следовательно, оплате не подлежит, однако Токарев Б.В. оплачивает данные услуги своевременно и в полном объеме. При этом в квитанциях за услугу по вывозу ТКО истцу начисляется задолженность.
Считала, что требование оплаты за неуказанную услугу является незаконным, приводит к неосновательному обогащению ООО "Магнит", а истцу причинен моральный вред, который выражается в длящихся переживаниях и нравственных страданиях с 2019 г. по поводу наличия в квитанциях задолженности.
Просила признать отсутствующей задолженность перед ООО "Магнит" за оплату услуг по вывозу ТКО, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.
Решением мирового судьи судебного участка N 89 в Куйбышевском судебном районе в г. Омске от 2 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением Куйбышевского районного суда г. Омска от 20 июля 2023 г, уточненные исковые требования Региональной общественной организации по защите прав потребителей "Независимый союз потребителей Омской области" в интересах Токарева Б.В. к ООО "Магнит" о применении срока исковой давности, признании факта нарушения прав потребителя, взыскании компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Региональной общественной организации по защите прав потребителей "Независимый союз потребителей Омской области" в интересах Токарева Б.В. (с учетом дополнений к кассационной жалобе) ставится вопрос об отмене судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанции, как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы кассатор указывает, что ООО "Магнит" по месту жительства истца услуги по вывозу ТКО не оказывало с 1 апреля 2019 г, услуги оказывались лишь с 1 ноября 2019 г. У ответчика по состоянию на 1 апреля 2019 г. отсутствовала лицензия на данный вид деятельности. Работы по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Исилькуля закончены 24 октября 2019 г, до этого времени места накопления ТКО отсутствовали.
Ссылается на факт привлечения ООО "Магнит" к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по материалам проверки Тарской межрайонной прокуратурой Омской области.
Указывает на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих сбор ТКО ответчиком: расположение мест сбора ТКО, расстояние до жилого дома Токарева Б.В, путевые листы и акты сбора ТКО, график сбора ТКО, фотофиксация мест накопления отходов, маршрутный журнал.
Отмечает, что пункт сбора ТКО расположен на расстоянии более 100 м от дома Токарева Б.В.
На кассационную жалобу ООО "Магнит" поданы возражения.
В силу положений части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и возражений, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений суд кассационной инстанции не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 17 августа 2018 г. между Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и ООО "Магнит" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области в соответствии с протоколом о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 31 июля 2018 г. Территорией, на которой региональный оператор осуществляет свою деятельность, является вся Омская область. Начиная с 17 августа 2018 г. ООО "Магнит" присвоен статус Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области.
Транспортирование твердых коммунальных отходов на территории Омской области осуществляется региональным оператором в соответствии с территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Омской области, утвержденной приказом Министерства природы и экологии Омской области от 26 мая 2020 г. N 39 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления в Омской области признании утратившими силу отдельных приказов Министерства природных ресурсов и экологии Омской области".
В судебном заседании сторонами не оспаривалось, что Токарев Б.В. зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес".
В указанной связи Токарев Б.В. является фактическим пользователем услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (их сбору, транспортировке, обработке, утилизации).
Норматив и тариф потребления по услуге обращения с ТКО в благоустроенных и неблагоустроенных многоквартирных домах и жилых домах г. Омска и Омской области установлен приказами РЭК Омской области от 31 мая 2017 г. N 61/27 "Об утверждении нормативов накопления ТКО на территории Омской области", от 20 марта 2019 г. N 24/13 "Об установлении предельного тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО для потребителей ООО "Магнит", от 31 июля 2019 г. N 109/44 "О внесении изменений в Приказ РЭК Омской области", от 20 декабря 2019 г. N 561/86.
В целях устранения пробелов процессуальной деятельности суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобы об оказании ответчиком услуг по обращению с только с ноября 2019 г, в связи с недоказанностью юридически значимых обстоятельств, судом апелляционной инстанции истребованы сведения об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, а также сведения о транспортировании твердых коммунальных отходов ООО "Магнит" на территории г. Исилькуль в 2019 г.
Согласно представленным сведениям постановлением администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области от 17 января 2019 г. N 26 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых отходов на территории Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, согласно представленному приложению N 1, реестр опубликован на официальном сайте администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области.
В материалы дела представлен договор от 21 января 2019 г. N на оказание услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов на территории Омской области в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный между ООО "Магнит" (региональный оператор) и ЗАО "ЭКОС" (оператор).
Из условий договора следует, что ООО "Магнит" поручает, а ЗАО "ЭКОС" принимает на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Омской области в границах территории оказания услуг, указанных в приложении N, являющимся неотъемлемой частью договора, а региональный оператор обязуется принимать и оплачивать оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора.
Из пункта 2.1 договора следует, чего сроки оказания услуг ЗАО "ЭКОС" установлены с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г.
Согласно приложению N к вышеуказанному договору граница оказываемых услуг включает в себя, в том числе Исилькульский муниципальный район Омской области.
Из сведений, представленных ЗАО "ЭКОС", усматривается, что исполнение договора от 21 января 2019 г. N осуществлялось ЗАО "ЭКОС" как самостоятельно, так и с привлечением третьих лиц, в том числе с привлечением ООО "Экосервис", которое для осуществления транспортирования ТКО на территории Исилькульского муниципального района Омской области привлекало несколько транспортных средств.
По данным ООО "Экосервис" для транспортирования ТКО привлекались транспортные средства, в том числе автомобиль "данные изъяты", государственный регистрационный номер "данные изъяты", оборудованный спутниковой системой навигации ГЛОНАСС.
В материалы дела представлены трек-листы системы "ГЛОНАСС", согласно которым указанный автомобиль осуществлял вывоз ТКО на всей территории г. Исилькуля.
Обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями, Региональная общественная организация по защите прав потребителей "Независимый союз Омской области", действуя в интересах Токарева Б.В, полагала, что услуга по вывозу ТКО ООО "Магнит" не оказывалась с 1 апреля 2019 г. по 1 ноября 2019 г, так как специализированных площадок на сбора ТКО на территории проживания истца не имелось, следовательно, потребитель услугой не пользовался и задолженности, выставляемой в квитанциях об оплате услуг, иметь не может.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе разбирательства по делу не установлен факт нарушения действиями (бездействием) ООО "Магнит" прав истца Токарева Б.В, как потребителя услуг по обращению с ТКО, доказательств некачественного оказания услуги и (или) неоказания услуг вовсе, стороной истца не представлено.
Суд апелляционной инстанции при пересмотре решения суда первой инстанции согласился с его выводами и их правовым обоснованием.
Суд кассационной инстанции соглашается с обжалуемыми судебными постановлениями, полагая их основанным на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 данного Кодекса (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1 статьи 24.7).
Согласно пункту 2 статьи 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Положениями пунктами 8(17) и 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Вопреки доводам кассационной жалобы, доказательств того, что истец в спорный период времени осуществлял вывоз ТКО собственными силами без нарушения требований законодательства, либо заключал договоры на вывоз ТКО с другой специализированной организацией, в материалы дела не представлено. Достоверных доказательств того, что Токарев Б.В. не принимал услуги истца по вывозу ТКО, материалы дела не содержат.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, направленными на переоценку уже имеющихся по делу доказательств.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке установленных обстоятельств, основаны на ошибочном толковании закона, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы судов нижестоящих инстанций соответствуют установленным обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, определил:
решение мирового судьи судебного участка N 89 в Куйбышевском судебном районе в г. Омске от 2 марта 2023 г. и апелляционное определение Куйбышевского районного суда г. Омска от 20 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Региональной общественной организации по защите прав потребителей "Независимый союз потребителей Омской области" в интересах Токарева Б.В. (с учетом дополнений к кассационной жалобе) - без удовлетворения.
Судья Е.В. Татаринцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.