Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Гордиенко А.Л.
судей Симон Н.Б, Смирновой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N55RS0005-01-2023-001723-95 по иску Гнусков А.В. к обществу с ограниченной ответственностью "УК "Проспект" о признании действий незаконными, возложении обязанности, защите прав потребителя
по кассационной жалобе Гнускова А.В. на решение Первомайского районного суда г. Омска от 27 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 13 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Симон Н.Б,
УСТАНОВИЛА:
Гнусков А.В. обратился в суд с иском к ООО "УК "Проспект" о признании действий незаконными, возложении обязанности, защите прав потребителя.
В обоснование требований указано, что является собственником жилого помещения N "адрес"- "адрес" по "адрес" в "адрес", квитанции на оплату по обслуживанию и ремонту жилья выставляются УК ООО "Проспект". 28 февраля 2023 г. истец обратился в управляющую компанию с просьбой предоставить на бумажном носителе в течение пяти рабочих дней затраты по проведению обслуживания "адрес"- "адрес" "адрес" за период январь - декабрь 2022 г. с указанием наименования и объёма работ. 16 марта 2023 г. почтой России ему направлен ответ о невозможности предоставления данного отчёта, поскольку, согласно ч. 11 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, "отчет предоставляется в первом квартале следующего за расчётным годом", он будет подготовлен и размещён на сайте ГИС ЖКХ, где он сможет с ним ознакомиться. На день подачи иска отчет на бумажном носителе истцу не предоставлен, и не размещён на сайтах УК "Проспект", и на ГИС ЖКХ. Отказывая собственнику в получении указанной информации, Управляющая компания нарушает права гражданина и потребителя. Запрашиваемая документация (информация) является документацией во исполнение договора, отсутствие которой не позволяет обслуживать общее имущество дома с должным уровнем качества в соответствии с нормами и правилами содержания, обслуживания и ремонта жилых домов в Российской Федерации. По состоянию на 20 июня 2023 г. отчет на бумажном носителе был отправлен истцу Почтой России, то есть спустя 63 календарных (42 рабочих) дня, чем нарушено законодательство о предоставлении информации. Полагает, что бездействием УК "Проспект" причинён моральный вред. Просил признать незаконным непредставление ответчиком информации по заявлению от 28 февраля 2023 г. в установленные законом сроки; взыскать с ответчика в силу ст. 15 Закона о защите прав потребителя, компенсацию причиненного морального вреда в размере 20 000, 00 руб.; взыскать с ответчика штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.
Решением Первомайского районного суда г. Омска от 27 июня 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 13 сентября 2023 г, отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Гнусков А.В. просит отменить решение и апелляционное определение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Гнусков А.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес" "адрес".
Управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: "адрес" осуществляет ООО "УК "Проспект" с 1 февраля 2022 г. по настоящее время на основании договора управления.
28 февраля 2023 г. Гнусков А.В. обратился к ООО "УК "Проспект" с заявлением о предоставлении на бумажном носителе в течение 5 рабочих дней сведений о затратах по проведению обслуживания "адрес" по "адрес" за период с января по декабрь 2022 г. с указанием наименования и объема работ.
16 марта 2023 г. в ответ на указанное заявление, посредством Почты России, ООО "УК "Проспект" направило Гнускову А.В. пояснения, откуда следует, что обязанность предоставлять собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, и размещать указанный отчет в ГИС ЖКХ, установлена ч. 11 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. Отчет предоставляется в первом квартале года, следующего за расчетным. До 1 апреля 2023 г. отчет о выполнении договора управления за предыдущий год (2022) будет размещен в системе ГИС ЖКХ, с которым он может ознакомиться на сайте dom.gosuslugi.ru.
Судами также установлено, что отчет о выполнении ООО "УК "Проспект" договора управления МКД N- "адрес" "адрес" в "адрес" размещен на сайте ГИС ЖКХ 1 апреля 2023 г.
Не получив отчет на бумажном носителе, Гнусков А.В. обратился с исковым заявлением в суд, где указал, что указанный отчет не размещён на сайтах УК "Проспект", и на ГИС ЖКХ, а отказывая собственнику в получении указанной информации, УК нарушает права гражданина и потребителя.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции с учетом характера запрашиваемых истцом сведений пришёл к выводу, что данные сведения не относятся к числу сведений, подлежащих предоставлению в течение пяти дней, как определено в пункте 40 Правил содержания общего имущества в МКД.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными.
Согласно ч. 1 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом (ч. 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении.
Целью настоящего Федерального закона является создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве.
На основании подпункта "а" п. 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе получать от ответственных лиц, не позднее 5 рабочих дней с даты обращения, информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен.
По смыслу ч. 11 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно, в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в системе.
Состава, сроки и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства предусмотрены Приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29 февраля 2016 г. "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
Согласно положениям раздела 15 названного Приказа информация об отчете о выполнении договора управления многоквартирным домом и бухгалтерской (финансовой) отчетности, размещается ежегодно, в течение I квартала текущего года за предыдущий год, в котором управляющая организация осуществляла деятельность по управлению многоквартирным домом, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом.
Выводы судов основаны на указанных нормах действующего законодательства, приведенных в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам, установленным по делу, не противоречат.
При разрешении спора, правильно установив юридически значимые обстоятельства, проверив в полном объеме основания искового заявления, дав надлежащую правовую оценку обстоятельствам, установленным по делу, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что запрашиваемые Гнусковым А.В. сведения (затраты по проведению обслуживания "адрес"- "адрес" по "адрес" за период январь-декабрь 2022 г. с указанием наименования и объема работ) не относятся к числу сведений, подлежащих предоставлению в течение 5 дней, как предусмотрено пунктом 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, а размещение в публичном доступе в установленном Приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29 февраля 2016 г. порядке информации является выполнением возложенной на ответчика обязанности по раскрытию информации.
Настаивая на нарушение его прав не предоставлением в течение 5 дней запрашиваемой информации, кассатор ссылается на положения ч. 2 ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. п. 34, 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, между тем характер запрашиваемых истцом в управляющей компании сведений не подпадает под перечень информации, подлежащей предоставлению в соответствии с указанными им нормами закона.
Вопреки доводам кассационной жалобы положения Закона Российской Федерации N 2300-1 от 07 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" в части состава, сроков и периодичности размещения информации управляющей компанией не распространяется, поскольку требования к предоставлению данной информации установлены специальным правовым регулированием.
В целом доводы кассационной жалобы по существу сводятся к ошибочному толкованию норм права, а также несогласию заявителя с оценкой представленных доказательств и фактических обстоятельств, что не может служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, поскольку согласно положениям статьями 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела, а также положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Поскольку судами материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда г. Омска от 27 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 13 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Гнускова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.