Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Лавник М.В.
судей: Гусева Д.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-90/2023 (УИД 38RS0032-01-2022-004627-61) по иску Сизых Ирины Александровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, обязании включить периоды в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Сизых Ирины Александровны на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 14 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сизых Ирина Александровна (далее - Сизых И.А, истец) обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОСФР по Иркутской области, ответчик) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, обязании включить периоды в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Исковые требования мотивированы тем, что с 1990 г. по настоящее время истец непрерывно работает, осуществляя педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в связи с чем, имеет право на досрочное назначение страховой пенсии.
12 сентября 2019 г. Сизых И.А. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости в связи с наличием 25 лет педагогического стажа.
25 сентября 2019 г. Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации вынесено решение об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости N, в связи с тем, что стаж на соответствующих видах работ составил 14 лет 02 месяца 20 дней при требуемом стаже 25 лет.
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 апреля 2021 г. N при подтверждении периодов работы вновь отказано в досрочном назначении страховой пенсии. Из стажа педагогической деятельности исключены периоды работы в учреждениях для детей на территории Республики Казахстан, а также учеба в музыкальном педагогическом училище. Ответчиком в педагогический стаж засчитан только период работы с 2 мая 1996 г. по 26 июля 1996 г. в средней школе им. Крупской. Периоды педагогической деятельности, осуществляемые на территории Казахстана после 27 июля 1996 г, не включены ответчиком в педагогический стаж в виду того, что Законом Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан" отмененным с 1 января 1998 года, не предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет.
10 июня 2022 г. истец обратилась с заявлением в ОПФР в Иркутской области на решение об отказе в досрочном назначении досрочной пенсии по старости N от 27 апреля 2021 г. с несогласием исключения оспариваемых периодов ее работы и просьбой дать мотивированный ответ с обоснованием отказа в досрочном назначении страховой пенсии.
На указанное обращение получен ответ N от 26 июля 2022 г. из содержания которого следует, что в стаж на соответствующих видах работ не учтены периоды трудовой деятельности истца, осуществляемой ею на территории Республики Казахстан, а именно: с 5 сентября 1990 г. по 1 июля 1991 г. в качестве музыкального руководителя в ком саду N 2 по причине невозможности прочтения печати в трудовой книжке; с 2 мая 1996 г. по 8 сентября 1996 г. учителем начальных классов в СШ им. Крупской Республики Казахстан; с 9 сентября 1996 г. по 21 октября 1996 г. учителем музыки в детской музыкальной школе им. Тулебаева Республики Казахстан не учтены по причине отсутствия документального подтверждения достоверности, предоставленных истцом документов; с 1 января 1998 г. в Республике Казахстан в связи с отменой института досрочных пенсий периоды трудовой деятельности истца после указанной не могут подлежать зачету в стаж педагогической и иной деятельности, ей право на досрочное пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации.
С учетом уточнения исковых требований, Сизых И.А. просила суд: признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области от 23 сентября 2022 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии; обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы: с 5 сентября 1990 г. по 1 июля 1991 г. в детсаду N 2 "Радость" в должности музыкального руководителя, период обучения в Иркутском музыкально-педагогическом училище N3 с 17 июля 1991 г. по 23 июня 1995 г, период работы с 27 июля 1996 г. по 9 сентября 1996 г. в СШ им. Крупской в должности учителя музыки, период работы с 9 сентября 1996 г. по 21 октября 1996 г. в ДМШ им. М. Тулебаева в должности учителя музыки, период работы с 22 октября 1996 г. по 4 августа 1997 г. в ясли-саду N 4 "Росинка" в должности музыкального руководителя, период работы с 1 июня 1998 г. по 1 июня 1999 г. в ясли-саду N 5 в должности музыкального руководителя, период работы с 22 сентября 1999 г. по 3 сентября 2001 г. в ДОУ N 18 в должности музыкального руководителя, период работы с 19 ноября 2001 г. по 26 августа 2003 г. в СШ N 8 в должности учителя музыки, период работы с 1 сентября 2003 г. по 14 февраля 2005 г. в школе-гимназии вальдорфской ориентации в должности аккомпаниатора; обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области досрочно назначить ей страховую пенсию по старости с 12 сентября 2019 г.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 14 марта 2023 г. исковые требования Сизых И.А. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области от 23 сентября 2022 г. N 165850/21 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в части отказа Сизых И.А. во включении в стаж за соответствующих видах работ периодов работы с 27 июля 1996 г. по 9 сентября 1996 г. в Средней школе им. Крупской, с 9 сентября 1996 г. по 21 октября 1996 г. в Детской музыкальной школе им. Тулебаева, с 22 октября 1996 г. по 4 августа 1997 г. в ясли-саду N4 "Росинка", с 1 июня 1998 г. по 1 июня 1999 г. в ясли-саду N5, с 22 сентября 1999 г. по 3 сентября 2001 г. в дошкольном образовательном учреждении N 18, с 19 ноября 2001 г. по 26 августа 2003 г. в средней общеобразовательной школе N 8.
На ответчика возложена обязанность включить истцу вышеуказанные периоды работы в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 июля 2023 г. решение Кировского районного суда г. Иркутска от 14 марта 2023 г. отменено в части отказа в удовлетворении требований об обязании включить в стаж период работы с 5 сентября 1990 г. по 1 июля 1991 г, в отмененной части принято новое решение, которым исковые требования Сизых Ирины Александровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области об обязании включить в стаж период работы с 5 сентября 1990 г. по 1 июля 1991 г. удовлетворены.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области возложена обязанность включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", период работы с 5 сентября 1990 г. по 1 июля 1991 г. в детсаду N 2 "Радость" в должности музыкального руководителя.
В остальной части решение Кировского районного суда г. Иркутска от 14 марта 2023 г. оставлено без изменения.
Сизых И.А. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 14 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 июля 2023 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных в части отказа в удовлетворении исковых требований Сизых И.А. о включении в педагогический стаж, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода обучения в Иркутском музыкально-педагогическом училище N 3 с 17 июля 1991 г. по 23 июня 1995г. и принятии нового судебного постановления об удовлетворении исковых требований Сизых И.А.
Кассатор указывает на то, что она начала обучение в училище с 17 июля 1991 г, правовое регулирование, действующее на период обучения в колледже, предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы, последующее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения, поскольку иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение.
Также заявитель ссылается на то, что до поступления в училище, в период с 5 сентября 1990 г. по 1 июля 1991г. она работала музыкальным руководителем в детском саду N 2 Радость", по окончании училища, начиная с 2 мая 1996 г. принята учителем начальных классов средней школы им. Крупской, при этом указанные периоды работы засчитаны судом и пенсионным органом в специальный (педагогический) стаж истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
По мнению кассатора, выводы судебных инстанций являются незаконными, поскольку истец на момент обращения за назначением пенсии имела педагогический стаж продолжительностью более 2/3 стажа, требующегося для назначения пенсии.
Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации принесены возражения относительно кассационной жалобы.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
От Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации поступило письменное ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие ответчика.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Сизых И.А. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 16 декабря 2005 г.
15 апреля 2021 г. Сизых И.А. обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения от 23 сентября 2022 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости Сизых И.А. отказано, в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности.
В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отражены, сведения о работе Сизых И.А.: с 22 октября 1996 г. по 31 декабря 1996 г. в ясли-саду N 4 "Росинка" музыкальным руководителем, с 1 января: 1997 г. по 4 августа 1997 г. в ясли-саду N 4 "Росинка" музыкальным руководителем. Сведения за указанные периоды представлены с кодом особых условий труда "ЗП80ПД", 1 ставка.
Согласно трудовой книжке истец Сизых И.А.: 5 сентября 1990 г. принята музыкальным руководителем детсада N 2 "Радость", 1 июля 1991 г. уволена по собственному желанию; 2 мая 1996 г. принята учителем начальных классов в Среднюю школу им. Крупской, 9 сентября 1996 г. переведена учителем музыки в ДМШ им. Тулебаева, 21 октября 1996 г. уволена по собственному желанию; 22 октября 1996 г. принята в ясли-сад "Росинка" на должность музыкального руководителя, уволена по собственному желанию; 1 июня 1998 г. принята музыкальным руководителем в ясли-сад N 5, 1 июня 1999 г. уволена в связи с истечением срока контракта; 22 сентября 1999 г. принята музыкальным руководителем в ДОУ N 18, 3 сентября 2001 г. уволена в связи с истечение срока контракта; 19 ноября 2001 г. принята учителем музыки в СШ N 8, 26 августа 2003 г. уволена с должности учителя музыки по истечении срока трудового договора; 1 сентября 2003 г. принята на работу в школу-гимназию вальдорфской ориентации на должность аккомпаниатора, 14 февраля 2005 г. уволена по собственному желанию.
Согласно ответу Некоммерческого акционерного общества "Государственная корпорация "Правительство для граждан" от 18 июля 2022 г, ответу Акционерного общества "Единый накопительный пенсионный фонд" от 4 июля 2022 г. по имеющимся в базе данных сведениям на Сизых И.А. за периоды работы на территории республики Казахстан перечислялись обязательные пенсионные взносы за период с 21 августа 2000 г. по 20 апреля 2005 г.
Разрешая спор, установив, что в периоды с 27 июля 1996 г. по 9 сентября 1996 г, с 9 сентября 1996 г. по 21 октября 1996 г, с 22 октября 1996 г. по 4 августа 1997 г, с 1 июня 1998 г. по 1 июня 1999 г, с 22 сентября 1999 г. по 3 сентября 2001 г, с 19 ноября 2001 г. по 26 августа 2003 г. Сизых И.А. работала музыкальным руководителем, учителем в образовательных учреждениях - детском саду, школе, то есть осуществляла педагогическую деятельность в должностях и учреждениях, прямо предусмотренных Списками N 1067 и N 781, при этом выполняла норму рабочего времени, установленную за ставку, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности включить Сизых И.А. указанные выше периоды работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Отказывая истцу в удовлетворении требований о включении в специальный-стаж периода работы с 1 сентября 2003 г. по 14 февраля 2005 г. в школе-гимназии вальдорфской ориентации в должности аккомпаниатора, суд первой инстанции исходил из того, что должность "аккомпаниатор" Списками NN 1397, 463, 1067, 781 не предусмотрена.
Разрешая требования Сизых И.А. о включении в стаж на соответствующих видах работ периода обучения в Иркутском музыкально - педагогическом училище N 3 с 17 июля 1991 г. по 23 июня 1995 г. и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода обучения в педагогических учебных заведениях не предусмотрена.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода работы с 5 сентября 1990 г. по 1 июля 1991 г. в детском саду N 2 "Радость" в должности музыкального руководителя, суд первой инстанции исходил из того, что согласно архивной справки от 12 июля 2019 г. N С2-83, Сизых И.А. работала музыкальным руководителем детсада N 2 "Радость" в спорный период на 0, 75 ставки, то есть норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, не выполняла, что исключает возможность учета данного периода трудовой деятельности в педагогический стаж.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда с выводом суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований Сизых И.А. о включении в специальный стаж периода работы с 5 сентября 1990 г. по 1 июля 1991 г. в детском саду N 2 "Радость" в должности музыкального руководителя не согласилась, указав на неправильное применение норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Суд апелляционной инстанции исходя из того, что Перечнем от 1959 г. с учетом разъяснения Госкомтруда СССР от 17 мая 1960 г. N19 и Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 г. N1-63-И предусматривалось право на досрочную пенсию музыкальных руководителей в детских садах (детских очагах и детских площадках) и объединенных яслях-садах независимо от выполнявшейся нормы рабочего времени; Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N781, предусмотрено, что право на досрочное пенсионное обеспечение имеют музыкальные руководители, работающие в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе яслях-садах (сад-ясли), пришел к выводу, что работа в качестве музыкального руководителя (музыкального работника) подлежала включению в специальный стаж по нормам вышеуказанных нормативных актов без учета выработки нормы педагогической нагрузки до 1 октября 1993 г, в связи с чем исковые требования истца в части включения периода работы с 5 сентября 1990 г. по 1 июля 1991 г в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении в остальной части, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласилась с принятым по делу решением.
При этом, суд апелляционной инстанции указал на то, что специальный стаж истца по решению ответчика составил 15 лет 11 месяцев 14 дней, с учетом периодов работы по решению суда первой инстанции стаж составил 21 год 8 месяцев 14 дней, с учетом периода работы :с 5 сентября 1990 г. по 1 июля 1991 г. стаж педагогической деятельности Сизых И.А. на 31 декабря 2020 г. составил 22 года 6 месяцев 11 дней, что менее требуемых 25 лет, в связи с чем право на назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" на момент обращения в пенсионный орган у истца не возникло.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой инстанции в неизмененной части и суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно мотивированы в оспариваемых судебных актах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
С 1 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года (далее по тексту - Соглашение ЕАЭС), статьей 7 которого предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством, исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения (пункт 1).
До вступления в силу с 1 января 2021 г. Соглашения ЕАЭС порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулировался Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости подтверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона N400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N400-ФЗ "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г..N1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической
деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г..по 31 декабря 2001 г..включительно; Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г..N463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г..по 31 октября 1999 г..включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г..N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г..
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11 Правил).
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратившим силу с 1 октября 1993 г. в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой", было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение от 17 декабря 1959 г. N1397).
В соответствии с абзацем 5 пункта 2 Положения от 17 декабря 1959 г. N1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
При этом в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
В силу подпункта "м" пункта 1 Постановления от 16 июля 2014 г. N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, Перечень организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению от 17 декабря 1959 г. N1397) подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 1 января 1992 г.
1 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности периодов иной деятельности допускается только при условии такой деятельности в период действия Положения от 17 декабря 1959 г. N1397, то есть до 1 января 1992 г. (как определено подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397.
Таким образом, сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе периода обучения в педагогических учебных заведениях, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 г. N1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив, что до 1 января 1992 г. у Сизых И.А. отсутствовал стаж педагогической деятельности, требуемый для назначения досрочной пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397, судебные инстанции пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части включения в стаж истца, дающий право на назначение страховой пенсии досрочно периода учебы в Иркутском музыкально-педагогическом училище N 3 с 17 июля 1991 г. по 23 июня 1995 г, поскольку не соблюдено условие, предусмотренное абзацем 1 пункта 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановление Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. N1397 - наличие не менее 2/3 стажа педагогической деятельности (16 лет 08 месяцев).
В обжалуемых судебных постановлениях приведено правильное толкование норм материального права (Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), подлежащих применению к спорным отношениям.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к своим выводам в указанной части, подробно приведены в соответствующих судебных актах и в дополнительной аргументации не нуждаются.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец начала обучение в училище с 17 июля 1991 г, правовое регулирование, действующее на начало обучения, предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы, на момент обращения за назначением пенсии имела педагогический стаж продолжительностью более 2/3 стажа, требующегося для назначения пенсии, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у истца необходимых условий для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с положениями пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 ноября 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, которые получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
Суд, являясь правоприменительным органом, не вправе расширять установленный законодателем перечень должностей, имеющих право на досрочную страховую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указание на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы судебных инстанций.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 14 марта 2023 г. с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сизых Ирины Александровны. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.