Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N54RS0035-01-2022-002248-43 (N 2-67/2023) по иску Елистратова Алексея Алексеевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 24 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Елистратов А.А. обратился с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области (далее - ОСФР по Новосибирской области) о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование требований указал, что 21 октября 2022 г. он обратился в ОСФР по Новосибирской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Оспариваемым решением ОСФР по Новосибирской области ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимого стажа. Пенсионным органом в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, не были включены спорные периоды.
С данным решением пенсионного органа истец не согласен, полагает, что были нарушены его пенсионные права.
Просил суд признать незаконным решение ОСФР по Новосибирской области от 3 ноября 2022 г. N, возложить на ответчика обязанность включить в стаж Елистратова А.А. периоды работы:
с 25 ноября 1983 г. по 7 мая 1984 г. в качестве кочегара - 5 мес. 13 дней;
с 30 октября 2006 г. по 15 мая 2012 г. а качестве машиниста котлов, кочегара оператора - 5 лет 6 месяцев 16 дней;
с 1 сентября 2012 г. по 15 мая 2013 г. в качестве машиниста котлов, кочегара оператора - 8 месяцев 15 дней;
с 1 сентября 2013 г. по 16 мая 2014 г. в качестве кочегара - 8 месяцев 16 дней;
с 1 сентября 2014 г. по 10 сентября 2014 г. в качестве кочегара, 0 месяцев 10 дней, общей продолжительностью 7 лет 5 месяцев 10 дней в трудовой стаж, связанный с тяжелыми условиями труда и лающий право на досрочное назначение пенсии по старости, Также истец просил суд возложить на ОСФР по Новосибирской области обязанность назначить и выплатить Елистратову А.А. досрочную страховую пенсию по старости с момента подачи заявления, то есть с 21 октября 2022 г.
Решением Татарского районного суда Новосибирской области от 24 января 2023 г. (с учетом определения об исправлении описки от 16 мая 2023 г.) заявленные требования удовлетворены частично, суд признал решение пенсионного органа от 3 ноября 2022 г. N об отказе включения в специальный стаж периодов работы истца незаконным и подлежащим отмене частично, суд возложил на ответчика обязанность включить в специальный страховой стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 25 ноября 1983 г. по 7 мая 1984 г. в качестве кочегара 5 месяцев 13 дней; с 30 октября 2006 г. по 15 мая 2012 г. в качестве машиниста котлов, кочегара оператора 5 лет 6 месяцев 16 дней; с 1 сентября 2012 г. по 15 мая 2013 г. в качестве машиниста котлов, кочегара оператора 8 месяцев 15 дней в Камышевской средней школе. В удовлетворении остальной части требований суд отказал.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 24 августа 2023 г. решение Татарского районного суда Новосибирской области от 24 января 2023 г. изменено в части возложения на ОСФР по Новосибирской области обязанности включить в специальный страховой стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы с 30 октября 2006 г. по 15 мая 2012 г. в качестве машиниста котлов, кочегара оператора 5 лет 6 месяцев 16 дней; с 1 сентября 2012г. по 15 мая 2013 г. в качестве машиниста котлов, кочегара оператора 8 месяцев 15 дней в Камышевской средней школе, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о включении в специальный страховой стаж истца следующих периодов его работы в Камышевской средней школе: с 30 октября 2006 г. по 15 мая 2007г, с 24 сентября 2007 г. по 16 мая 2008 г, с 15 сентября 2008 г. по 16 мая 2009 г, с 15 сентября 2009 г. по 15 мая 2010 г, с 1 октября 2010 г. по 23 мая 2011 г, 1 октября 2011 г. по 15 мая 2012 г. и с 19 сентября 2012 г. по 15 мая 2013 г. В остальной части это же решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области выражает несогласие с выводами суда апелляционной инстанции о том, что в специальный страховой стаж подлежат включению периоды работы истца с 30 октября 2006 г. по 15 мая 2007 г, с 24 сентября 2007 г. по 16 мая 2008 г, с 15 сентября 2008 г. по 16 мая 2009 г, с 15 сентября 2009 г. по 15 мая 2010 г, с 1 октября 2010 г. по 23 мая 2011 г, 1 октября 2011 г. по 15 мая 2012 г. и с 19 сентября 2012 г. по 15 мая 2013 г, поскольку данные периоды относятся к периодам после регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования (истец зарегистрирован 24 апреля 1998 г.). Выписка из индивидуального лицевого счета истца не содержит данных об особом характере труда истца в упомянутые периоды. Кроме того, периоды работы после 1 января 2013 г. засчитываются в стаж на соответствующих видах работ при условии уплаты страхователем дополнительных страховых взносов, которые в отношении истца также уплачены не были. Просит отменить апелляционное определение в части возложения на ОСФР обязанности включить вышеуказанные периоды в специальный страховой стаж истца, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции стороны не явились о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
.Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что доводы кассационной жалобы заслуживают внимания, судом апелляционной инстанции допущены такие нарушения и они выразились в следующем.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 21 октября 2022 г. Елистратов А. А. обратился в ОСФР по Новосибирской области с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ОПФР по Новосибирской области от 3 ноября 2022 г. N Елистратову А.А. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
При этом, ответчиком не были включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие спорные периоды работы в МКОУ "Камышевская средняя общеобразовательная школа":
с 25 ноября 1983 г. по 7 мая 1984 г. в качестве кочегара, в связи с отсутствием документального подтверждения постоянной занятости по профессии машинист (кочегар) котельной на обслуживании котлов, работающих на твердом топливе (угле и сланце);
с 30 октября 2006 г. по 15 мая 2012 г, с 1 сентября 2012 г. по 15 мая 2013 г, в качестве машиниста котлов, кочегара-оператора, так данные профессии не предусмотрены Списком N 2 от 1991 г. В качестве причины отказа указано на отсутствие документального подтверждения фактически выполняемого характера работы по профессии машиниста (кочегара) котельной, а также документальное подтверждение обслуживания котлов, работающих на твердом топливе.
Согласно справке от 28 сентября 2022 г. N, выданной муниципальным казенным общеобразовательным учреждением "Камышевская средняя общеобразовательная школа", в тарификационных списках за 2006-2007 годы Елистратов А.А. не значится, за 2009-2012 годы усматривается занятость по профессии кочегара на 0, 66 ставки, а также усматривается в выполнение работ в течение рабочего времени по профессиям слесаря-сантехника, подсобного рабочего и т.д, которые Списком N 2 от 1991 также не предусмотрены и правом на досрочное пенсионное обеспечение не пользуются. Кроме того, отсутствуют сведения об отопительных сезонах в указанные периоды. Индивидуальные сведения за 2006-2013 годы квалифицированы работодателем как работа на общих условиях труда, отсутствует начисление и уплата страховых взносов по дополнительным тарифам в соответствии с ч. 6 ст. 30 и ч. 8 ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с 1 января 2013 г.
Частично удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж истца периода работы с 25 ноября 1983 г. по 7 мая 1984 г. в качестве кочегара МКОУ "Камышевская средняя общеобразовательная школа", суд первой инстанции исходил из того, что данный период имел место до 1 января 1992 г, а потому для него не требуется документальное подтверждение характера выполняемой работы.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в указанной части, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "б" и. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее также - Список N 2 от 26 января 1991 г.);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных, размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее - Список N2 от 22 августа 1956 г.).
Списком N 2 от 22 августа 1956 г, в разделе XXXI1 "Общие профессии" предусмотрены кочегары производственных котельных и производственных печей.
В силу пи. "а" п. 3 вышепоименованного постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзц. 3 подп. "а", абзц. 3 подп. "б" и абзц. 3 подп. "в" п. 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения п.п. 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Согласно п. 108 постановления Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N590 в общий стаж работы, дающий право на пенсию, засчитывается всякая работа в качестве рабочего или служащего, независимо от характера и продолжительности работы и длительности перерывов.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в силу приведенных нормативных положений период работы в должности кочегара в МКОУ "Камышевская средняя общеобразовательная школа" с 25 ноября 1983 г. по 7 мая 1984 г. подлежит включению в специальный стаж независимо от характера и продолжительности работы и длительности перерывов.
Выводы суда в части указанного периода кассатором не оспариваются, предметом проверки суда кассационной инстанции не являются.
Приходя к выводу о включении в специальный стаж истца периодов с 30 октября 2006 г. по 15 мая 2012 г. и с 1 сентября 2012 г. по 15 мая 2013 г. в должности машиниста котлов кочегара-оператора в Камышевской средней школе, суд первой инстанции исходил из того, что в данные периоды истец выполнял работу, которая дает ему право на назначение пенсии по основаниям, установленным п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части упомянутых периодов, исходя из следующего.
Позицией "23200000-13786" Списка N 2 от 26 января 1991 г. право на пенсию по старости на льготных условиях предоставлено машинистам (кочегарам) котельной (на угле и сланце), в том числе занятым на удалении золы.
Из трудовой книжки истца и приказов о приеме на работу, лицевых карточек следует, что Елистратов А.А. с 30 октября 2006 г. по 15 мая 2012 г. работал в Камышевской СОШ кочегаром-оператором котельных установок на полную ставку, с 1 сентября 2012 г. по 15 мая 2013 г, работал кочегаром котельной на 1, 33 ставки. Сведений о работе Елистратова А.А. в режиме неполного рабочего времени материалы дела не содержат.
При этом, из справок МКОУ "Камышевская средняя общеобразовательная школа" (л.д. 65, 148), паспорта котельной (л.д. 153) следует, что котельная МКОУ "Камышевская средняя общеобразовательная школа" оборудована твердотопливным котлом предположительно 1935 года выпуска, круглосуточно отапливает объекты твердым топливом, т.е. углем.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы ответчика о том, что суд первой инстанции необоснованно установилтождественность профессий "машинист котлов", "кочегар-оператор" профессии "машинист (кочегар котельной)", исходил из следующего.
Согласно разъяснениям, данным в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Выполняемая истцом в спорные периоды работа кочегара-оператора тождественна работе в должностях машиниста (кочегара) котельной (на угле и сланце), которая дает право на льготное пенсионное обеспечение, должность "машинисты котлов", также поименована в Списке N 2 от 26 января 1991 г. (позиция 2140000а-13785).
Отклоняя доводы ответчика о работе истца в спорные периоды на 0, 66 ставки, суд апелляционной инстанции указал, что из трудовой книжки Елистратова А. А, приказов о приеме на работу и лицевых карточек следует, что Елистратов А. А. с 30 октября 2006 г. был принят на работу Камышевскую СОШ кочегаром-оператором котельных установок на полную ставку. Сведений о том, что в период с 30 октября 2006 г. по 15 мая 2012 г. он работал в режиме неполного рабочего времени, приказов о совмещении или совместительстве материалы дела не содержат. Таким образом, справка о тарификации Елистратова А.А. на 0, 66 ставки по профессии кочегар, на 0, 33 и 0.16 ставки по иным профессиям, не соответствует иным материалам дела.
Отклоняя доводы ответчика об отсутствии в системе обязательного пенсионного страхования сведений об особом характере труда истца в спорные периоды, суд апелляционной инстанции исходили из того, что факт работы в данный период материалами дела подтвержден, а указанные сведения в сведениях персонифицированного учета с льготным кодом отсутствуют не по вине истца, а по вине работодателя, поэтому истец не может быть лишен права на получение пенсии.
В п. 15 поименованного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 разъяснено, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п. 2 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173- ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 "Об утверждении. Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органам и (например архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В силу пп.2 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 67-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а также вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10 июля 2007 г. 9-П страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на. которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование.
Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что материалами дела подтвержден особый характер работы истца в спорные периоды, поэтому неуплата страхователем страховых взносов не должна препятствовать истцу реализации своего права на получение пенсии.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о включении в специальный стаж периодов с 30 октября 2006 г. по 15 мая 2012 г. и с 1 сентября 2012 г. по 15 мая 2013 г. полностью без перерывов, исходя из следующего.
Согласно и. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, В силу указанного нормативного положения подлежат включению в специальный стаж только те периоды, работы истца в должности кочегара, в течение которых работа истца полный рабочий день была сопряжена с неблагоприятными воздействиями.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что не подлежат включению в специальный стаж истца периоды отпуска истца без сохранения заработной платы с 1 июля 2010 г. по 1 октября 2020 г. и 30 июня 2011 г, а также периоды межотопительных сезонов с 16 мая 2007 г. по 24 сентября 2007 г, с 17 мая 2008 г. по 14 сентября 2008 г, с 17 мая 2009 г. по 14 сентября 2009 г, с 16 мая 2010 г. по 30 сентября 2010 г, с 24 мая 2011 г. по 30 сентября 2011 г, с 16 мая 2012 г. по 18 сентября 2012 г, таким образом, включению в специальный стаж подлежат периоды: с 30 октября 2006 г. по 15 мая 2007 г, с 24 сентября 2007 г. по 16 мая 2008 г, с 15 сентября 2008 г. по 16 мая 2009 г? с 15 сентября 2009 г. по 15 мая 2010 г, с 1 октября 2010 г. по 23 мая 2011 г, 1 октября 2011 г. по 15 мая 2012 г. и с 19 сентября 20212 г. по 15 мая 2013 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции о том, что материалами дела подтвержден особый характер работы истца в спорные периоды, поэтому неуплата страхователем страховых взносов не должна препятствовать истцу реализации своего права получение пенсию, не соответствуют материалам дела.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Пунктом 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в частности, предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 данного Закона.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
В силу п.п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Исходя из положений ст.28 Федерального закона "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В п. 3 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" определено, что при ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) в случае применения процедуры банкротства указанные сведения представляются до представления в арбитражный суд отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (ч. 1 ст.16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.
Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионные органы имеют право проверять достоверность представленных страхователями в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица сведений, и по результатам этой проверки осуществлять корректировку этих сведений, вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, сообщив об этом застрахованному лицу.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При отсутствии в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, их противоречивости, оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст.ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Отнесение условий труда на рабочих местах к вредным и (или) опасным условиям труда до 1 января 2014 г. осуществлялось на основании аттестации рабочих мест, которая проводилась в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" не реже одного раза в пять лет. Данный документ утратил силу с 1 января 2014 г. в связи с изданием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ.
До вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" гарантии и компенсации предоставлялись работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании аттестации рабочих мест в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительно оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда". Названное постановление признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 726.
Ссылаясь на доказательства, подтверждающие характер работы истца в периоды с 30 октября 2006 г. по 15 мая 2007 г, с 24 сентября 2007 г. по 16 мая 2008 г, с 15 сентября 2008 г. по 16 мая 2009 г? с 15 сентября 2009 г. по 15 мая 2010 г, с 1 октября 2010 г. по 23 мая 2011 г, 1 октября 2011 г. по 15 мая 2012 г. и с 19 сентября 20212 г. по 15 мая 2013 г. в МКОУ "Камышевская средняя общеобразовательная школа", суд апелляционной инстанции не учел, что из справки работодателя от 9 сентября 2022 г. N 15 следует только факт работы истца в определенные периоды в должности машиниста (кочегара) котельной, при этом сведений о полной занятости, о вредных, тяжелых условиях труда, не отражено (л.д. 9, т.1).
Из справки МКОУ "Камышевская средняя общеобразовательная школа" (работодателя в спорные периоды) от 28 сентября 2022 г. N 57 следует, что в тарификационных списках за 2006-2007 г. истец не значится, в 2008 г. - кочегар -0, 66 ставки, зольщик -0, 33 ставки, слесарь 0, 16 ставки, в 2009 году - кочегар котельни - 0, 66 ставки, подсобный рабочий - 0, 33 ставки, слесарь-сантехник- 0, 16 ставки,, такие же сведения указаны в отношении периода 2011 года по 1 сентября 2012 г. (л.д.206, т1). Таким образом, в упомянутой справке также не содержится сведений о полной занятости истца на работе, которая дает право на льготное пенсионное обеспечение. Кроме того, работодателем указано, что за 2013 год не производилось начисление и уплата дополнительного тарифа страховых взносов в соответствии со ст.33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ.
Отклоняя доводы ответчика о работе истца в спорные периоды на 0, 66 ставки, суд апелляционной инстанции руководствовался записями в трудовой книжки Елистратова А. А, приказами о приеме на работу и лицевыми карточками, придя к выводу о том, что истец с 30 октября 2006 г. был принят на работу Камышевскоую СОШ кочегаром-оператором котельных установок на полную ставку.
Между тем, в силу вышеприведенного правового регулирования сведения, уточняющие характер работы, пенсионному органу представляет работодатель. В трудовой книжке сведений о принятии истца на работу кочегаром на полный рабочий день, не отражены, в лицевых счетах указаны сведения о заработной плате, сведений о полной занятости в течение дня не указано.
Приходя к выводу о том, что в период с 30 октября 2006 г. по 15 мая 2012 г. истец работал в режиме полного рабочего времени, поскольку не имеется приказов о совмещении или совместительстве, суды не учли, что справка N 57, выдана работодателем на основании первичных документов -тарификационных списков, которые не были исследованы судами, таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о том, что справка N 57 (о тарификации Елистратова А.А. в спорный период на 0, 66 ставки по профессии кочегар, на 0, 33 и 0.16 ставки по иным профессиям) не соответствует иным материалам дела, не отвечает вышеприведенному законодательству и требованиям ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в двух имеющихся в материалах дела справках работодателя не имеется сведений о работе истца по должности, указанной в соответствующем Списке в течение полного рабочего времени, об условиях труда, которые дают право на льготное пенсионное обеспечение. Соответствующих сведений о характере работы истца работодатель не передавал и в пенсионные органы, в которых спорный период отмечен как обычные условия труда.
Кроме того, приходя к выводу о возложении на пенсионный орган обязанности включить в специальный стаж истца период работы истца с 1 января 2013 г. по 15 мая 2013 г. суд апелляционной инстанции не учел, что в соответствии с п. 6 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы, предусмотренные п.п. 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные п.п. 1 - 18 ч. 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п.п. 1 - 18 ч. 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Частью 8 ст 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что положения ч. 6 ст. 30 настоящего Федерального закона не препятствуют учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в п.п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона, до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О специальной оценке условий труда", при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом периоды работы, предусмотренные п.п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона, могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 г. результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела (ст. 59 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу положений ст.ст. 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Приведенные требования процессуального закона в силу абзц. 2 ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
В соответствии с п.п. 5 и 7 ч. 2 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле; выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления.
Эти требования процессуального закона судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего спора выполнены не были. Приведенные требования процессуального закона о доказательствах, доказывании и оценке доказательств судом апелляционной инстанции соблюдены не были, имеющимся в материалах дела письменным доказательствам о характере и условиях труда истца во взаимосвязи судом апелляционной инстанции какой-либо правовой оценки не дано.
С учетом изложенного апелляционное определение не может быть признано законным в обжалуемой части, поскольку оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены апелляционного определения в обжалуемой части с направлением дела на новое рассмотрение в обжалованной части в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 24 августа 2023 г. отменить в части возложения на ОСФР по Новосибирской области обязанности включить в специальный страховой стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы с 30 октября 2006 г. по 15 мая 2007 г, с 24 сентября 2007 г. по 16 мая 2008 г, с 15 сентября 2008 г. по 16 мая 2009 г? с 15 сентября 2009 г. по 15 мая 2010 г, с 1 октября 2010 г. по 23 мая 2011 г, 1 октября 2011 г. по 15 мая 2012 г. и с 19 сентября 20212 г. по 15 мая 2013 г.
В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Новосибирский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.