Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-375/2023, УИД: 19RS0004-01-2023-000313-40 по иску Тюкпиековой Венеры Валерьевны, Мамышевой Надежды Владимировны, Милюхиной Ольги Николаевны, Сабитовой Лилии Рамисовны, Тюкаловой Светланы Александровны, Казыгашевой Нины Михайловны к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" о признании действий работодателя незаконными и обязании устранить допущенные нарушения, по кассационной жалобе представителя истца Тюкпиековой Венеры Валерьевны - Юнгейм Е.Л. на решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от 20 июня 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 10 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Тюкпиекова В.В, Мамышева Н.В, Милюхина О.Н, Сабитова Л.Р, Тюкалова С.А, Казыгашева Н.М. обратились в суд с исками к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" (далее по тексту также ГБУЗ РХ "Аскизская межрайонная больница") о признании действий работодателя незаконными и обязании устранить допущенные нарушения.
Требования мотивированы тем, что состоят в трудовых отношениях с ГБУЗ РХ "Аскизская межрайонная больница", которое неправомерно установило им размер специальной социальной выплаты в соответствии с подп. "е" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации N 2568 от 31 декабря 2022 г. "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования" в размере 6500 руб.
Полагали, что данный пункт к ним не применим, поскольку применяется к медицинским работникам, работающим в медицинских организациях, оказывающих прикрепленному населению первичную медико- санитарную помощь по территориально-участковому принципу, то есть при оказании амбулаторно-поликлинической помощи. Ссылались на то, что ГБУЗ РХ "Аскизская межрайонная больница" оказывает медико-санитарную помощь как амбулаторным, так и стационарным больным, имеет в своем составе структурные подразделения без прав юридического лица, поэтому все работники ГБУЗ РХ "Аскизская межрайонная больница", состоящие в трудовых отношениях с работодателем, вне зависимости от их места работы, имеют статус работников межрайонной больницы.
Полагали, что к ним применим подп. "д" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 2568 от 31 декабря 2022 г, предусматривающий специальную социальную выплату специалистам со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц в размере 8000 руб.
Просили признать незаконными действия работодателя ГБУЗ РХ "Аскизская межрайонная больница" по установлению специальной социальной выплаты в размере 6500 руб. ежемесячно с 1 января 2023 г. по подп. "е" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации N 2568 от 31 декабря 2022 г, обязать ответчика устранить нарушение прав путем установления специальной социальной выплаты в размере 8000 руб. ежемесячно с 1 января 2023 г. по подп. "д" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации N 2568 от 31 декабря 2022 г, обязать направить в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия уточненные сведения по специальной социальной выплате с установлением ее в размере 8000 руб.
Решением Аскизского районного суда Республики Хакасия от 20 июня 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 10 октября 2023 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе представитель истца Тюкпиековой В.В. - Юнгейм Е.Л. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, в части отказа в удовлетворении требования Тюкпиековой В.В.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (по сведениям Почты России направленное в адрес Тюкпиековой В.В. судебное извещение возвращено по истечении срока хранения, ее представитель Юнгейм Е.Л. получила судебное извещение 12 декабря 2023 г, направленное в адрес Мамышевой Н.В. судебное извещение возвращено по истечении срока хранения, Милюхина О.Н. получила судебное извещение 13 декабря 2023 г, направленное в адрес Сабитовой Л.Р. судебное извещение возвращено по истечении срока хранения, Тюкалова С.А. получила судебное извещение 19 декабря 2023 г, Казыгашева Н.М. получила судебное извещение 12 декабря 2023 г, ГБУЗ РХ "Аскизская межрайонная больница" получило судебное извещение 14 декабря 2023 г, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия получило судебное извещение12 декабря 2023 г.), не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, Тюкпиекова В.В. состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ РХ "Аскизская межрайонная больница" на основании трудового договора от 2 мая 2012 г. N, работает медицинской сестрой в отделении функциональной диагностики.
Приказом и.о. главного врача ГБУЗ РХ "Аскизская межрайонная больница" N от 9 февраля 2023 г. утвержден перечень категорий медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, и имеющих право на установление специальных социальных выплат (Приложение N 1), а также максимальные месячные размеры специальных социальных выплат (Приложение N 2).
В перечень категорий медицинских работников, имеющих право на установление специальных социальных выплат включены должности по отделению функциональной диагностики, в том числе медицинская сестра.
Максимальные месячные размеры специальных социальных выплат составляют 8000 руб. для специалистов со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц, и 6500 руб. для специалистов со средним медицинским образованием, работающих с врачами, указанными в пункте 2 (врачи к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в структурных подразделениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).
Из пункта 1.1 устава ГБУЗ РХ "Аскизская межрайонная больница" следует, что данное учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Республики Хакасия по оказанию первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе скорой медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи.
Согласно выписке из реестра лицензий ГБУЗ РХ "Аскизская межрайонная больница" осуществляется лицензируемый вид деятельности - медицинская деятельность, включая первичную медико-санитарную помощь.
Исходя из структуры ГБУЗ РХ "Аскизская межрайонная больница", утвержденной приказом главного врача от 16 декабря 2022 г. N, отделение функциональной диагностики является структурным подразделением больницы.
Приказом и.о. главного врача Больницы от 7 февраля 2023 г. N распределено групповое обслуживание населения Аскизского района и организованы комплексные терапевтические и комплексные педиатрические участки, участки врача общей практики (семейного врача) и фельдшерские участки.
Приказом Минздрава России от 10 марта 2023 г. N 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N 2568 (далее - Разъяснения).
Должности медицинских работников, претендующих на получение выплаты, должны соответствовать должностям, определенным в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20 декабря 2012г. N1183н (пункт 3 Разъяснений).
Пунктом 4 Разъяснений установлено, что при осуществлении специальной социальной выплаты, в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам:
- указанным в подпунктах "а", "д" и "з" пункта 2 постановления N 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций;
- указанным в подпунктах "б", "е" и "и" пункта 2 постановления N 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций);
- указанным в подпунктах "б" и "е" пункта 2 постановления N 2568 в случае осуществления ими диспансерного наблюдения по основному заболеванию (состоянию), включая врачей-онкологов онкологических диспансеров и больниц, врачей-кардиологов кардиологических диспансеров.
Из должностной инструкции медицинской сестры кабинета функциональной диагностики поликлиники ГБУЗ РХ "Аскизская межрайонная больница" следует, что Тюкпиекова В.В. была ознакомлена с нею, что подтверждается ее подписью.
В должностные обязанности медицинской сестры кабинета функциональной диагностики поликлиники входит: выполнение диагностических мероприятий, назначаемых врачом в отделении функциональных диагностических исследований; подготовка диагностической и вспомогательной аппаратуры к работе, контроль исправности, правильности эксплуатации, техники безопасности; текущий контроль за сохранностью и исправностью аппаратуры, своевременным ее ремонтом и списанием, устранением простейших неисправностей в работе аппаратов, подготовка пациента к исследованию, осуществление контроля за состояние пациента во время проведения функционального исследования.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 11, 21, 22, 129 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программ обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования", Разъяснениями по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования", утвержденного приказом Минздрава России от 10 марта 2023 г. N99н, Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. N 543н, установив, что Тюкпиекова В.В, работая в должности медицинской сестры кабинета функциональной диагностики поликлиники ГБУЗ РХ "Аскизская межрайонная больница", относится к среднему медицинскому персоналу, который оказывает первичную медико-санитарную помощь, то есть относятся к категории специалистов со средним медицинским образованием, указанных в подпункте "е" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N 2568, которым подлежит установлению максимальная месячная специальная социальная выплата в размере в соответствии с подпунктом "е" пункта 3 названного постановления в размере 6500 рублей, суд первой инстанции пришел к выводу, что работодателем верно определен размер специальной социальной выплаты истцу и правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствуют.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы суда первой и апелляционной инстанций отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абзац 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Понятие заработной платы сформулировано в части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой она определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования" отдельным категориям медицинских работников медицинских учреждений государственной системы здравоохранения, участвующих в программах ОМС с 1 января 2023 г. установлена ежемесячная специальная социальная выплата.
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N 2568 с 1 января 2023 г. предусмотрена специальная социальная выплата следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области:
а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц;
б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта;
г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи;
д) специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц;
е) специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте "б" настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи;
з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц;
и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу;
к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи;
л) медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
В пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N 2568 установлены максимальные месячные размеры специальной социальной выплаты одному медицинскому работнику, в том числе: специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц, за исключением специалистов со средним медицинским образованием, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 2 настоящего постановления - 8000 рублей; специалисты со средним медицинским образованием, указанные в подпунктах "е" пункта 2 настоящего постановления, - 6500 рублей;
Порядок осуществления указанной выплаты разъяснен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N 2568.
Пунктом 3 вышеуказанных Правил установлено, что специальная социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских организаций за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 4 Правил для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по своему местонахождению реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В декабре реестр представляется до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
Реестр в электронной форме подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица и направляется в федеральную ГИС "Соцстрах" Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого фондом на безвозмездной основе посредством внешних сервисов информационного взаимодействия (пункт 5 Правил).
Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и иных организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее по тексту также Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Согласно положениям статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
К видам медицинской помощи относятся:
1) первичная медико-санитарная помощь;
2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
4) паллиативная медицинская помощь.
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:
1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;
3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Пунктом 4 части 3 статьи 32 указанного Федерального закона определено понятие условий оказания медицинской помощи стационарно, как условий, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение.
В части 1 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ указано, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
В соответствии с частью 6 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
По смыслу статьи 33 упомянутого Федерального закона, первичная медико-санитарная помощь оказывается в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартами медицинской помощи и включает следующие виды: первичная доврачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием; первичная врачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами); первичная специализированная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
В соответствии с пунктом 2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. N 543н (далее по тексту также Положение N 543н), организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации).
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями N 1 - 27 к названному Положению.
Согласно пункту 2 Приложения N1 Положения N543н, поликлиника является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи, а также паллиативной медицинской помощи населению.
Пунктами 8, 9 ПриложенияN 1 Положения N 543н установлено, что для организации работы поликлиники в ее структуре в зависимости от численности прикрепленного населения в структуре поликлиники рекомендуется предусматривать следующие отделения (кабинеты) первичной специализированной медико-санитарной помощи и диагностические отделения (кабинеты): в том числе отделение (кабинет) функциональной диагностики.
Приказом Минздрава России от 10 марта 2023 г. N 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N 2568 (далее по тексту также Разъяснения).
Должности медицинских работников, претендующих на получение выплаты, должны соответствовать должностям, определенным в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N1183н (пункт 3 Разъяснений).
Пунктом 4 Разъяснений установлено, что при осуществлении специальной социальной выплаты в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам:
- указанным в подпунктах "а", "д" и "з" пункта 2 Постановления N 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций;
- указанным в подпунктах "б", "е" и "и" пункта 2 Постановления N 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций);
- указанным в подп. "б" и "е" пункта 2 Постановления N 2568 в случае осуществления ими диспансерного наблюдения по основному заболеванию (состоянию), включая врачей-онкологов онкологических диспансеров и больниц, врачей-кардиологов кардиологических диспансеров.
Правильно применив вышеприведенное правовое регулирование, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив, что истцы являются специалистами со средним медицинским образованием, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях, то есть относятся к категории специалистов со средним медицинским образованием, указанных в подпункте "е" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N 2568, которым подлежит установлению максимальная месячная специальная социальная выплата в размере в соответствии с подпунктом "е" пункта 3 названного постановления в размере 6500 рублей, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы кассатора о том, что Тюкпиекова В.В. осуществляет трудовую деятельность в общебольничном структурном подразделении ГБУЗ РХ "Аскизская МБ", проводящем исследования как амбулаторным, так и стационарным пациентам, были предметом правовой оценки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции, которые пришли к выводу о том, что истец осуществляет трудовые обязанности по оказанию первичной медико-санитарной помощи, как в амбулаторных условиях, так и в условиях дневного стационара. Таким образом, при разрешении спора судебными инстанциями установлен характер оказываемой истцом медицинской помощи и с учетом установленных обстоятельств суд пришел к правильному выводу об отнесении Тюкпиековой В.В. к категории специалистов имеющих среднее медицинское образование, указанных в подпункте "е" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N 2568, и, как следствие, правомерности установления Тюкпиековой В.В. специальной социальной выплаты в размере 6500 рублей.
Выводы суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, являются несостоятельными, поскольку из материалов дела усматривается, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в обжалуемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы о неправомерном применении судебными инстанциями положений приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению", не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку являлись предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций и были отклонены по мотивам, подробно изложенным в решении суда и апелляционном определении, опровергаются материалами дела, основаны на субъективной оценке кассатором фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указание на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения апелляционного определения, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы суда.
Поскольку при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконных судебных актов, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от 20 июня 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 10 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истца Тюкпиековой Венеры Валерьевны - Юнгейм Е.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.