Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N17RS0017-01-2023-000394-31 (N 2-4359/2023) по иску Оюн Олчей Аяновны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходившего военную службу по призыву, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 июня 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 11 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Оюн О.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва (далее- ОСФР по Республике Тыва) о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходившего военную службу по призыву.
В обоснование заявленных требований указано, что она является матерью О.А.О, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отцом которого является Оюн О.А, проходивший службу в армии с 20 октября 2020 г.
Брак с Оюном О.А. не был зарегистрирован, поэтому при рождении ребенка сведения об отце не указывались.
По возвращении из армии, Оюн О.А. установилотцовство в отношении ребенка, после чего она обратилась в МФЦ г. Кызыла о назначении пособия на ребенка военнослужащего, проходившего службу. Однако, ее заявление было возвращено без рассмотрения.
Истец обратилась с аналогичным заявлением к ответчику. ОСФР по Республике Тыва решением от 27 сентября 2022 г. в назначении и выплате пособия ей отказало в связи с пропуском срока обращения за пособием, который установлен не позднее б месяцев со дня окончания военнослужащим военной службы по призыву.
С решением ответчика истец не согласна, поскольку Оюна О.А, призвали на службу до рождения ребенка, также она не имела возможности оформить пособие своевременно, поскольку брак не был зарегистрирован. Считает, что срок ею пропущен по уважительной причине.
Просила суд восстановить пропущенный срок на обращение за выплатой ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходившего военную службу по призыву.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 июня 2023 г. исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 11 октября 2023 г. решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 июня 2023 г. оставлено без изменения.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального права. В обоснование доводов жалобы указано, что признанные судом уважительными причинами пропуска срока на обращение за пособием фактически таковыми не могли быть признаны, кроме того, установленный законом срок обращения за пособием является пресекательным, восстановление данного срока не предусмотрено.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы ответчика.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Оюн О.А. является матерью О.А.О, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В свидетельстве о рождении ребенка от 3 февраля 2021 г. указано, что матерью является истец Оюн О.А, сведения об отце отсутствуют (актовая запись о рождении ребенка от 3 февраля 2021 г. N).
Согласно свидетельству об установлении отцовства, Оюн Олчас Александрович признан отцом ребенка О.А.О. (актовая запись от 23 августа 2022 г. N, составленная Отделом ЗАГС Министерства юстиции Республики Тыва в г. Кызыле и Кызылском районе).
В связи с установлением отцовства в свидетельстве о рождении (повторно) О.А.О. матерью указана Оюн О.А, отцом О.А. (актовая запись о рождении ребенка от 3 февраля 2021 г, N).
Из справки и.о. командира войсковой части 59792 от 12 октября 2021 г, следует, что Оюн О.А, направленный для прохождения военной службы Военным комиссариатом Республики Тыва 20 октября 2020 г, должен проходить службу до 20 октября 2021 г. Данная справка выдана Оюну О.А. для предоставления в орган социальной защиты для получения пособия, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Согласно справке военного комиссара Таллинского кожууна Республики Тыва от 12 сентября 2022 г, Оюн Олчас Александрович, направленный для прохождения военной службы 20 октября 2020 г, проходил военную службу в воинской части 21720 до 5 августа 2022 г. Справка выдана Оюну О.А. для предоставления в орган социальной защиты для получения пособия, установленного Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Из военного билета Оюна О.А. следует, что 20 октября 2020 г. он направлен для прохождения военной службы, 26 октября 2020 г. зачислен в войсковую часть 21720, с 12 ноября 2021 г. находился в войсковой части 44311, уволен приказом командира войсковой части 44311 от 5 августа 2022 г.
Из постановления Читинского гарнизонного военного суда от 25 июля 2022 г. следует, что Оюн О.А. приговором Белогорского гарнизонного военного суда от 19 августа 2021 г, вступившим в силу 13 октября 2021 г, был осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч, 1 ст. 335, п. "в" ч.2 ст. 335 УК РФ, к лишению свободы сроком на один год.
Данным постановлением было удовлетворено ходатайство командира войсковой части 44311 о целесообразности условно-досрочного освобождения осужденного Оюна О.А. от отбывания наказания, и Оюн О.А. освобожден от исполнения неотбытого им наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части, назначенного по приговору Белогорского гарнизонного военного суда, условно-досрочно на срок 2 месяца 17 дней.
Установлено, что Оюн О.А. прибыл в Республику Тыва после прохождения военной службы и отбытия наказания в августе 2022 года, после чего 23 августа 2022 г. им было установлено отцовство в отношении ребенка истца.
На обращение истца Оюн О.А. от 21 сентября 2022 г. о назначении ежемесячного пособия на ребенка решением ГУ-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва от 27 сентября 2022 г. N отказано в связи с обращением за пособием позднее 6 месяцев со дня окончания военнослужащим военной службы по призыву, а именно по истечению 11 месяцев со дня окончания военнослужащим военной службы по призыву.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, установил, что днем окончания военной службы по призыву Оюна Олчаса Александрович является 11 ноября 2021 г, однако в связи с привлечением его к уголовной ответственности он фактически отсутствовал в Республике Тыва до августа 2022 года, и отцовство в отношении ребенка истицы им было установлено 23 августа 2022 г, соответственно, до установления отцовства решение о назначении и выплате пособия по ухода за ребенком принято быть не могло, в связи с чем истец не имела возможности ранее обратиться с заявлением о выплате пособия. Суд пришел к выводу, что после устранения обстоятельства, препятствующего обращению за назначением пособия, Оюн О.А. в течение месяца обратилась с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Кроме того, суд учел, что иск подан фактически в защиту интересов ребенка, поэтому избранный истцом способ защиты при разрешении данного дела позволяет полностью восстановить право на получение пособия на ребенка. Пропуск срока обращения за назначением государственного пособия на ребенка не может являться безусловным основанием для лишения права истца на получение такого пособия, поскольку пропущенный срок не является пресекательным.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился и их правовым обоснованием.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Конституцией Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст, 38), гарантируется право на заботу о детях и их воспитание (ч, 2 ст. 38), право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N81-ФЗ "О государственных пособиях граждан, имеющим детей" установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Статьей 3 указанного выше закона установлены виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, к одному из которых относится ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
В силу ч.1 ст 12.5 названного Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеет мать ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.6 указанного закона матери ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего - военную службу по призыву, выплачивается со дня рождения ребенка, но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву. Выплата указанного пособия прекращается по достижении ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возраста трех лет, но не позднее дня окончания отцом такого ребенка военной службы по призыву.
Частью 1 ст. 17.2 указанного закона установлено, что ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, назначается не позднее шести месяцев со дня окончания военнослужащим военной службы по призыву.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2020 г. N668н утвержден Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, в соответствии с п. 70 которого также предусмотрено, что право на ежемесячное пособие имеет мать ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Время пребывания в дисциплинарной воинской части и время отбывания дисциплинарного ареста в срок Военной службы не засчитывается. Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части (п. 5 ст.З, п.4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N1237).
Суды верно исходили из того, что к числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей.
Пунктом 82 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного приказом Минтруда России от 29 сентября 2020 г. N 668н (в редакции от 11 января 2023 г.) установлено, что пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания военнослужащим военной службы по призыву.
При этом ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за весь период, в течение которого лицо, осуществляющее уход за ребенком, имело право на выплату пособия, в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации на соответствующий период.
При обращении лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за пособием по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком по истечении шестимесячного срока обращения за ними решение о назначении пособия принимается территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием, определенных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2007 г. N 74 "Об утверждении Перечня уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 марта 2007 г. N9019) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2009 г. N813н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 октября 2009 г. N 15107).
Согласно Перечню уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, к таким причинам отнесены непреодолимая сила, длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев, переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания, вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от работы, повреждение здоровья или смерть близкого родственника, иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении застрахованных лиц в суд.
Суды пришли к выводу о том, что указанный Перечень не является исчерпывающим и суд вправе, исходя из конкретных обстоятельств, признать причину пропуска срока обращения за пособием уважительной.
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N81-ФЗ "О государственных пособиях граждан, имеющим детей" не регулирует отношения, связанные с восстановлением пропущенного 6-месячного срока обращения за пособием на ребенка, также не содержатся положений, ограничивающих право лица на обращение в суд с заявлением о восстановлении пропущенных сроков, поэтому этот вопрос решается судом с учетом конкретных обстоятельств по делу.
Признавая причины пропуска истцом срока обращения за пособием, суды исходили из того, что днем окончания военной службы по призыву Оюна О.А. является 11 ноября 2021 г, но в связи с привлечением его к уголовной ответственности он фактически отсутствовал в Республике Тыва до августа 2022 года. Поскольку отцовство в отношении ребенка О.А.О. было установлено 23 августа 2022 г, соответственно, до установления отцовства решение о назначении и выплате пособия по ухода за ребенком принято быть не могло, поэтому истец не имела возможности ранее обратиться с заявлением о выплате пособия и только после устранения обстоятельства, препятствующего обращению за назначением пособия, Оюн Олчей Аяновна в течение месяца обратилась с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Доводы ответчика об отсутствии уважительных причин пропуска истцом срока обращения за пособием не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы, поскольку были предметом правовой оценки суда первой и апелляционной инстанции, выводы которых об уважительности причин пропуска указанного срока мотивированы установленными обстоятельствами, совокупностью доказательств, Были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции и доводы ответчика, о том, что восстановление срока не предусмотрено законом. Суд апелляционной инстанции отметил, что действительно Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N81-ФЗ "О государственных пособиях граждан, имеющим детей" не регулирует отношения, связанные с восстановлением пропущенного шестимесячного срока обращения за пособием на ребенка, однако, в не содержатся и положений, ограничивающих право лица на обращение в суд с заявлением о восстановлении пропущенных сроков, в связи с чем вопрос восстановления срока решается судом с учетом конкретных обстоятельств по делу.
В соответствии со ст.ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
Положения ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 июня 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 11 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.