Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Леонтьевой Т.В, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1695/2023, УИД: 04RS0021-01-2020-001109-85 по иску Цыденова Николая Аюровича к Министерству внутренних дел по Республике Бурятия, Министерству внутренних дел России о признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности по постановке на учет, по кассационной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Бурятия на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 17 июля 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 27 сентября 2023г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения принимавшего участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел по Республике Бурятия Шалаева В.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Цыденов Н.А. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Бурятия (далее по тексту также МВД по Республике Бурятия), Министерству внутренних дел России (далее по тексту также МВД России), с учетом уточнения исковых требований просил признать его право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата) и обязать МВД по Республике Бурятия поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты с 20 марта 2012 г.
Исковые требования мотивированы тем, что Цыденов Н.А. проходил службу в органах МВД по Республике Бурятия и уволен со службы по пункту 8 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту также Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ) с 27 мая 2017 г. С июля 1997 г. он состоит на учете как лицо, нуждающееся в предоставлении жилого помещения. В 2011 г. был принят Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту также Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ), позволяющий сотрудникам, состоящим на момент увольнения со службы на учете нуждающихся в жилом помещении, получить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, однако до настоящего времени он не получил ни жилого помещения, ни единовременной социальной выплаты, тогда как истец предоставил в жилищную комиссию МВД по Республике Бурятия необходимый пакет документов для постановки его на учет на получение единовременной социальной выплаты, но учетные документы по вине комиссии не сохранились.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 9 июля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 14 октября 2020 г. исковые требования Цыденова Н.А. оставлены без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26 мая 2022 г. решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 9 июля 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 14 октября 2020 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 14 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 26 сентября 2022 г. исковые требования Цыденова Н.А. оставлены без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21 февраля 2023 г. решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 14 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 26 сентября 2022 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Советского районного суда г.Улан-Удэ от 17 июля 2023 г. (с учетом определения об исправлении описки от 28 июля 2023 г.), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 27 сентября 2023г. постановлено:
"исковые требования Цыденова Николая Аюровича удовлетворить.
Признать за Цыденовым Николаем Аюровичем право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать МВД по Республике Бурятия поставить Цыденова Николая Аюровича на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 20 марта 2012 г. с составом семьи 4 человека".
В кассационной жалобе представитель Министерства внутренних дел по Республике Бурятия Шалаев В.В. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, либо просит направить дело на новое рассмотрение в суд первой или апелляционной инстанции.
Относительно доводов кассационной жалобы истцом Цыденовым Н.А. принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (по сведениям Почты России Цыденов Н.А. получил судебное извещение 13 декабря 2023 г, Цыденова Т.Б. - 13 декабря 2023 г, Цыденов Д.Н. - 13 декабря 2023 г, Отдел МВД России по Селенгинскому району Республики Бурятия - 12 декабря 2023 г.), не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, заслушав пояснения принимавшего участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел по Республике Бурятия Шалаева В.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Цыденов Н.А. проходил службу в органах внутренних дел Республики Бурятия и приказом МВД по Республике Бурятия от 16 апреля 2015 г. N уволен из органов МВД по Республике Бурятия по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Приказом МВД по Республике Бурятия от 9 сентября 2015 г. N основание увольнения Цыденова Н.А. изменено и он уволен со службы по пункту 8 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ - по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о возможности выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе.
По сведениям Управления ЗАГС по Республике Бурятия от 10 мая 2023г. Цыденов Н.А. состоит в браке с Ц. и супруги имеют детей М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно выписке из протокола N заседания жилищно-бытовой комиссии ОВД по Селенгинскому району от 26 марта 2007 г, жилищно-бытовая комиссия решилаперерегистрировать сотрудников ОВД по Селенгинскому району, состоящих на учете в ЖБК, в связи с тем, что учетные документы не сохранились, и вновь поставить на учет, в том числе Цыденова Н.А. с составом семьи из 4-х человек, арендующего жилье в двухкомнатном доме по адресу: "адрес". Указано считать Цыденова Н.А. поставленным на учет с 15 июля 1997 г.
В данное время Цыденов Н.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 15 июля 1997 г. и числится в списке очередников под N 2 с составом семьи 4 человека, соответственно, поставлен на учет до 1 марта 2005 г. и до настоящего времени истец жильем не обеспечен.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Цыденов И.А. в установленном порядке был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, решение о снятии его с учета в установленном законом порядке не принималось, следовательно, Цыденовым II.А. может быть реализовано право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, поэтому на МВД по Республике Бурятия подлежит возложению обязанность поставить Цыденова Н.А. на данный учет с 20 марта 2012 г.
Также, судом первой инстанции указано, что Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011г. N 1223, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, вступили в силу с 1 января 2012 г, соответственно, тот факт, что Методические рекомендации по принятию сотрудников территориальных органов (на окружном, межрегиональном и региональном уровнях), учреждений и организаций системы МВД России на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и ее предоставлению (далее - Методические рекомендации) были утверждены и направлены МВД России для применения в апреле 2012 г, не свидетельствует о том, что сотрудники не имели права обращения с заявлением о постановке на учет для получения указанной выплаты, начиная с января 2012 г. Доказательств того, что со стороны Цыденова Н.А. отсутствовало обращение о постановке на соответствующий учет в марте 2012г, не представлено, также как отсутствуют доказательства ознакомления истца с Методическими рекомендациями, которые поступили в МВД по Республике Бурятия в апреле 2012 г, а также доказательства необходимости представления им справки о приеме документов согласно приложению N к Методическим рекомендациям.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Часть 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", прекратившего свое действие с 1 марта 2011 г. в связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", предусматривала, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Порядок предоставления жилой площади в структурах Министерства внутренних дел Российской Федерации регламентировался Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным Приказом МВД России от 24 мая 2003 г. N 345 (далее по тексту - Положение).
Согласно пункту 2 Положения постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Приказом.
Учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения (пункт 3 Положения).
Учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Списки утверждаются в январе каждого года после рассмотрения их на заседании комиссий и вывешиваются в доступном для ознакомления месте. Перечень документов, предоставляемых сотрудниками в комиссии для решения вопроса о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, устанавливается на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (пункт 4 Положения).
Приказом МВД РФ от 18 марта 2003 г. N 169 была утверждена Инструкция о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений (далее по тексту - Инструкция).
Для рассмотрения вопроса о принятии на учет сотрудником (работником) в жилищно-бытовую комиссию (далее по тексту также ЖБК) подразделения подается рапорт (заявление), к которому прилагаются: справка из кадрового аппарата (с указанием занимаемой должности, специального звания и даты поступления на службу (работу) в органы внутренних дел), выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, справка (акт) о проверке жилищных условий (пункт 9 Инструкции).
ЖБК подразделения рассматривает поступивший рапорт (заявление) с прилагаемыми документами и принимает одно из следующих решений: ходатайствовать перед ЦЖБК об удовлетворении просьбы сотрудника (работника) либо оставлении просьбы без удовлетворения. Данное решение оформляется протоколом, который представляется в Хозяйственное управление со всеми документами, послужившими основанием для принятия такого решения (пункт 10 Инструкции).
Как следует из пункта 12 Инструкции учет сотрудников (работников), нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется исходя из времени принятия их на учет по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются сотрудники (работники), имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилья.
На каждого сотрудника (работника), принятого на учет, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, послужившие основанием для принятия на учет. При этом оригиналы указанных документов хранятся в Хозяйственном управлении, а их копии - в ЖБК подразделений (пункт 14 Инструкции).
Согласно пункту 16 Инструкции право состоять на учете сохраняется за сотрудниками (работниками) до получения жилого помещения.
В связи с введением в действие Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" изменилось правовое регулирование вопросов обеспечения сотрудника полиции жилым помещением, которое исключает обязанность органа местного самоуправления по обеспечению сотрудников полиции жилым помещением.
Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
19 июля 2011 г. был принят Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2012 г.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011г. N 247-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
Так, согласно пункту 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011г. N 247-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 г, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ установлено, что правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее по тексту - Правила).
Согласно пункту 3 Правил предоставление единовременной выплаты осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены для сотрудников гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии и принятым до 1 марта 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу пункта 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются соответствующие документы.
Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия) (пункт 10 Правил).
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (пункт 11 Правил).
Пунктом 15 Правил установлено, что решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и в течение 14 рабочих дней утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа, с указанием фамилий, имен и отчеств (при наличии) сотрудников, их дат рождения, состава семьи и дат принятия заявления.
На основании пункта 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Книга учета ведется комиссией и является документом строгой отчетности (пункт 21 Правил).
В приложении к Правилам приведена форма книги учета, в которой в графе 6 указано, что датой принятия сотрудника на учет является дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет.
Пунктом 31 Правил предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Из анализа приведенных положений Правил следует, что право на получение выплаты носит заявительный характер и очередность предоставления указанной выплаты, предусмотренная пунктами 20 и 31 данных Правил зависит от стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Согласно пункту 25 Правил уполномоченное подразделение формирует и ведет базу данных о лицах, принятых на учет для получения единовременной выплаты, а также снятых с такого учета, на основании информации, представляемой органами вместе с копиями правовых актов, указанных в пункте 17 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты", приказом МВД России от 30 марта 2012г. N 207 утвержден Порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета (далее по тексту - Порядок).
В пункте 2 Порядка указано, что целью формирования базы данных является получение полной, достоверной и актуальной информации о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета.
Согласно пункту 6 Порядка формирование базы данных осуществляется путем внесения в нее информации о лицах, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, а также снятых с данного учета, по форме согласно приложению к Порядку.
В соответствии с пунктом 7 Порядка внесение информации в базу данных осуществляется на основании правовых актов МВД России и органов о принятии или снятии с учета для получения единовременной выплаты, а также решений комиссий по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам об изменении сведений учетных дел в течение пяти рабочих дней с момента их принятия.
В целях приведения правовой базы в соответствие с законодательством Российской Федерации приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 19 января 2022 г. N 59 приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 марта 2012 г. N 207 "О порядке формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета" признан утратившим силу.
Приказом МВД России от 25 января 2022 г. N 70 утвержден новый Порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих в органах внутренних дел Российской Федерации на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета.
Согласно пунктам 1-3 названного Порядка база данных о лицах, состоящих в органах внутренних дел Российской Федерации на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета, формируется в целях получения достоверной, актуальной и полной информации о сотрудниках органов внутренних дел Российской Федерации, иных гражданах Российской Федерации, состоящих в органах внутренних дел Российской Федерации на учете для получения единовременной выплаты и снятых с данного учета, а также формирования Департаментом по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации единой очереди лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, предусмотренной пунктом 25 вышеуказанных Правил.
Формирование и ведение базы данных осуществляется в том числе территориальными органами МВД России с использованием сервиса обеспечения деятельности подразделений материально-технического обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России в подсистеме "Соцвыплаты".
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанции руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием правильно исходили из того, что ответчиком не было представлено доказательств исполнения указания МВД по Республике Бурятия от 26 января 2012 г. и непосредственного ознакомления Цыденова Н.А. с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", представления списка сотрудников, желающих и имеющих основания для получения единовременной социальной выплаты, в табличной форме и материалов согласно указанному перечню, контроль за исполнением которого был возложен на начальников управлений, центров, отделов аппарата МВД, Управления МВД России по г. Улан-Удэ, МО МВД, ОМВД и командиров строевых подразделений МВД по Республике Бурятия.
Из имеющегося рапорта начальника ОМВД РФ по Селенгинскому району от 11 мая 2012 г. N на имя начальника тыла МВД по Республике Бурятия, поданного во исполнение указания МВД по Республике Бурятия от 18 апреля 2012 г. N о доведении до личного состава вышеуказанных Методических рекомендаций, достоверно не следует, что Цыденов Н.А. был действительно ознакомлен с указанными Методическими рекомендациями под роспись либо уведомление сотрудников имело место на общем собрании, на котором истец присутствовал, либо в иной форме, позволяющей с достоверностью установить факт его ознакомления с Методическими рекомендациями. Сведения, изложенные в исследуемом рапорте, носят фактически формальный характер и ничем не подтверждены.
Из журнала входящих документов на получение единовременной социальной выплаты МВД но Республике Бурятия следует, что он начат 11 мая 2012 г. и ведется по настоящее время, т.е. прием заявлений сотрудников МВД по Республике Бурятия в период с января по май 2012 г. не велся, следовательно, у ответчика отсутствовали доказательства того, что со стороны Цыденова Н.А. отсутствовало обращение о постановке на соответствующий учет в марте 2012 г. и сам по себе факт начала регистрации документов на получение единовременной социальной выплаты 11 мая 2012г. не обуславливает вывод о том, что до этого момента никто из лиц, претендующих на получение такой выплаты, в том числе Цыденов Н.А, не обращался с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Доводы ответчика о том, что учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет до 1 марта 2005 г, является отдельным видом учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, который предусмотрен действующим законодательством и по своей правовой природе отличен от учета сотрудников, претендующих на получение единовременной социальной выплаты, правомерно отклонены судом за необоснованностью, поскольку данное обстоятельство не опровергает доводов истца о том, что им было подано заявление и необходимые документы для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, однако документы были утеряны ответчиком.
Разъяснение истцу при увольнении со службы имеющихся у сотрудников органов внутренних дел социальных гарантий, также не свидетельствует о том, что Цыденову Н.А. были разъяснены вышеуказанные нормативные положения, касающиеся единовременной социальной выплаты, порядка постановки на учет и ее получения.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Одним из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации является принятие органами публичной власти в пределах их полномочий мер по созданию условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011г. N 247-ФЗ сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 г, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Вводя новый порядок обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями - в виде предоставления им единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, федеральный законодатель предусмотрел распространение данной льготы и на граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, которые до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации (т.е. до 1 марта 2005 года) были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной, а также указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 13 декабря 2016 г. N 28-П, от 10 марта 2017 г. N 6-П, от 11 февраля 2019 г. N 9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).
Установив, что Цыденов Н.А. в установленном порядке был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2015г. и решение о снятии его с данного учета не принималось, доводы о подаче заявления с необходимыми документами для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты ответчиками не опровергнуты, объективных доказательств того, что до начала регистрации заявлений в установленном порядке истец с таким заявлением не обращался, суды обоснованно пришли к выводу о нарушении прав Цыденова Н.А, который был лишен возможности реализации предусмотренного законом права на обеспечение жилым помещением путем получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку по истечении длительного периода времени до настоящего момента его семья не обеспечена жилым помещением.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судом первой и апелляционной инстанций неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, являются несостоятельными, поскольку из материалов дела усматривается, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные сторонами по делу доказательства, дал им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в обжалуемом судебном акте.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, аналогичны доводам апелляционной жалобы, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы суда не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнение судебного акта приостанавливается до принятия судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления, если судом не установлен иной срок приостановления исполнения судебного акта.
Определением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 5 декабря 2023 г. по ходатайству Министерства внутренних дел по Республике Бурятия приостановлено исполнение решения Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 17 июля 2023г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 27 сентября 2023 г.
Поскольку обстоятельства для приостановления исполнения судебных постановлений отпали, то приостановление исполнения судебных актов подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 17 июля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 27 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Бурятия - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 17 июля 2023 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 27 сентября 2023 г. по настоящему делу, принятое определением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 5 декабря 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.