Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-243/2023, УИД: 75RS0024-01-2023-000455-64 по иску Маслова Юрия Витальевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периода работы в специальный стаж и досрочном назначении страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Маслова Юрия Витальевича на решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 8 июня 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 29 августа 2023г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Маслов Ю.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее по тексту также ОСФР по Забайкальскому краю, пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периода работы в специальный стаж и досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что он 8 декабря 2022 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением заместителя начальника Управления установления пенсий ОСФР по Забайкальскому краю от 18 января 2023 г. N в назначении страховой пенсии отказано, поскольку на момент обращения истец имел 41 год 10 месяцев 23 дня страхового стажа, что недостаточно.
Маслов Ю.В. не согласен с принятым решением, учитывая, что требуемый страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости истец может выработать и после обращения за ней, при вынесении решения по заявлению ответчику следовало учитывать и страховой стаж, приобретенный застрахованным лицом со дня обращения до дня вынесения решения о назначении пенсии, так как с его учетом у истца возникло право на досрочную пенсию. Ответчик располагал сведениями о том, что истец продолжал работать в ОМВД России по Чернышевскому району, что позволило полностью выполнить требования о стаже.
Считает, что на дату вынесения решения об отказе в назначении пенсии по старости 18 января 2023 г. у истца возникло право на досрочную пенсию.
Истец повторно обратился за назначением страховой пенсии по старости по тому же основанию 19 января 2023 г. Решением ответчика от 30 марта 2023 г. N в досрочном назначении страховой пенсии по старости также было отказано, с чем он выразил несогласие. При этом Маслов Ю.В. указал, что период службы в ОМВД по Чернышевскому району Забайкальского края с 29 октября 1982 г. по 1 мая 1994 г. не был включен в продолжительность страхового стажа, хотя предыдущее решение, которым названный период был включен в страховой стаж, не отменено.
Просил признать незаконным и отменить решение заместителя начальника Управления установления пенсий ОСФР по Забайкальскому краю от 30 марта 2023 г. N об исключении из специального стажа периода службы в ОМВД Чернышевского района с 29 октября 1982 г. по 1 мая 1994 г. и об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости; включить период службы с 29 октября 1982 г. по 1 мая 1994 г. в специальный стаж; обязать ответчика принять решение о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 19 января 2023 г.
Решением Чернышевского районного суда Забайкальского края от 8 июня 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 29 августа 2023 г, в удовлетворении исковых требований Маслова Юрия Витальевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периода работы в страховой стаж и досрочном назначении страховой пенсии по старости отказано.
В кассационной жалобе истец Маслов Ю.В. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение в Забайкальский краевой суд.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (по сведениям Почты России Маслов Ю.В. получил судебное извещение 21 декабря 2023 г, ОСФР по Забайкальскому краю - 20 декабря 2023 г.), не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Маслов Ю.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился 8 декабря 2022 г. в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением заместителя начальника Управления установления пенсий ОСФР по Забайкальскому краю от 18 января 2023 г. N отказано в назначении указанного вида пенсии. Установлено, что истец на момент обращения имел страхового стажа 41 год 10 месяцев 23 дня, в продолжительность которого включен, в том числе период службы с 29 октября 1982 г. по 1 мая 1994 г. в ОВД Чернышевского района. Маслов Ю.В. имеет право обратиться с заявлением на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 42 лет и будет иметь право на назначение страховой пенсии по старости с 19 июня 2024 г, по достижении возраста 63 лет.
Маслов Ю.В. вновь обратился в ОСФР по Забайкальскому краю 19 января 2023 г. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением заместителя начальника Управления установления пенсий ОСФР по Забайкальскому краю от 30 марта 2023 г. N Маслову Ю.В. отказано в назначении досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия права. Установлено, что на 19 января 2023 г. страховой стаж истца составляет 30 лет 6 месяцев 1 день. В продолжительность страхового стажа не включен период службы в ОВД Чернышевского района с 29 октября 1982 г. по 1 мая 1994 г.
Считая решение ответчика незаконным в части исключения из пенсионного стажа периода службы в ОВД Чернышевского района с 29 октября 1982 г. по 1 мая 1994 г, истец обратился с иском в суд.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о недостаточности у Маслова Ю.В. стажа для назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", из которого пенсионным органом обоснованно исключен период службы истца в ОВД по Чернышевскому району Забайкальского края с 29 октября 1982 г. по 1 мая 1994 г.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г. (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ)
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2, 12 части 1 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (пункт 1); период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2); период пребывания в добровольческом формировании, предусмотренном Федеральным законом от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - период пребывания в добровольческом формировании) (пункт 12).
Согласно положений части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Таким образом, из анализа указанных норм следует, что только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктами 1, 2, 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости. Время прохождения службы в армии, службы в органах внутренних дел, в этот стаж не засчитываются, поскольку в указанные периоды страховые взносы в Пенсионный фонд не уплачивались, к периодам получения пособия по обязательному социальному страхованию данные периоды не относятся.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суды, руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, правильно пришли к выводу, что период службы Маслова Ю.В. в ОВД Чернышевского района с 29 октября 1982г. по мая 1994 г. не подлежит включению в подсчет страхового стажа истца при определении права на назначение страховой пенсии по пункту 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". При этом страховой стаж должен составлять 42 года, который у Маслова Ю.В. на момент обращения в пенсионный орган отсутствовал, в связи с чем у пенсионного органа не имелось оснований для назначения ему пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, нарушений пенсионных прав истца ответчиком не допущено.
Доводы кассационной жалобы о том, что период службы в армии с 18 апреля 1980 г. по 20 апреля 1982 г. и службы в Чернышевском РОВД с 29 октября 1982 г. по 1 мая 1994 г, составляющие вместе 13 лет 6 месяцев 4 дня, подлежат включению в страховой стаж с применением Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением СМ СССР от 3 августа 1972 г. N 590, основаны на ошибочном толковании норм права.
Суды правомерно отклонили указанные доводы, указывая на то, что Положения пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением СМ СССР от 3 августа 1972 г. N 590 применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, соответственно, к положениям части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не применяются.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела вопреки доводам кассационной жалобы судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, фактические обстоятельства дела судами установлены, юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства вошли в предмет доказывания по делу и получили надлежащую правовую оценку, выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 8 июня 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 29 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Маслова Юрия Витальевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.