Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б.
Судей Леонтьевой Т.В, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-307/2023 (УИД 22RS0025-01-2023-000303-46) по иску Зайниддинова Саидали к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании права на установление страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Зайниддинова Саидали на решение Косихинского районного суда Алтайского края от 21 августа 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Зайниддинов С. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - ОСФР по Алтайскому краю) о признании права на установление страховой пенсии по старости с 6 февраля 2023 г.
В обоснование исковых требований Зайниддинов С. ссылался на то, что 6 марта 2023 г. он обратился в ОСФР по Алтайскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ОСФР по Алтайскому краю от 10 февраля 2023 г. N в назначении страховой пенсии по старости отказано, в связи с тем, что у Зайниддинова С. отсутствует страховой стаж на территории Российской Федерации и РСФСР, что с учётом положений вступившего в законную силу 21 октября 2022 г. Договора между Российской Федерации и Республики Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 г. является препятствием для назначения пенсии на территории Российской Федерации.
С данным решением Зайниддинов С. не согласен, поскольку является гражданином Российской Федерации, ранее имел гражданство Республики Таджикистан, ранее входившей в состав СССР, в связи с чем при назначении пенсии следовало руководствоваться ранее действующим законодательством и Соглашением "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 г.
Решением Косихинского районного суда Алтайского края от 21 августа 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 октября 2023 г, в удовлетворении исковых требований Зайниддинова С. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Зайниддинов С. просит отменить решение Косихинского районного суда Алтайского края от 21 августа 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 октября 2023 г, указывая на то, что периоды работы на территории бывшего СССР подлежат зачёту в общий трудовой и страховой стаж до 13 марта 1992, работа на территории государств СНГ (в данном случае Республике Таджикистан) также должна учитываться и в общий трудовой и страховой стаж с 13 марта 1992 г. и до 1 января 2002 г. в соответствии с Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения". В настоящее время вопрос пенсионного обеспечения граждан, прибывших с территории бывшего СССР, в том числе Республики Таджикистан регулируется международным договором от 15 января 2021, из которого следует, что если страхового стажа, приобретённого по законодательству договаривающейся стороны, назначающей пенсию, требуемого для права на неё недостаточно, во внимание принимается страховой стаж, приобретённый по законодательству другой договорившейся стороны.
На кассационную жалобу письменные возражения не поступали.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Зайниддинов С, представитель ОСФР по Алтайскому краю не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещались посредством направления копии определения о принятии кассационной жалобы к производству суда, с указанием времени и места судебного заседания, заказным письмом с уведомлением.
Согласно уведомлениям о вручении заказного почтового отправления, сформированным официальным сайтом Почты России, судебная корреспонденция лицами, участвующими в деле, получена, о причинах неявки в судебное заседание стороны не сообщили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 61, 35, 113, 118, частями 3, 5 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 6 февраля 2023 г. Зайниддинов С, ДД.ММ.ГГГГ рождения ("данные изъяты" года), являясь иностранным гражданином Таджикистана, с 24 января 2023 г. имея вид на жительство на территории Российской Федерации, обратился в ОСФР по Алтайскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОСФР по Алтайскому краю от 10 февраля 2023 г. N в назначении страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием права.
При этом в решении указано, что в связи с вступлением в силу с 21 октября 2022 г. договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 г. по заявлениям граждан, имеющих стаж на территории Таджикской ССР и Республики Таджикистан, право на назначение страховой пенсии по старости возникает при наличии не менее 12 месяцев стажа на территории Российской Федерации и РСФСР. По представленным документам страховой стаж на территории Российской Федерации и РСФСР у Зайниддинова С. отсутствует, соответственно, отсутствует право на назначение пенсии на территории Российской Федерации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Зайниддиновым С. к ОСФР по Алтайскому краю требований о признании права на установление страховой пенсии по старости, суд первой инстанции, применяя к спорным отношениям положения части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 г, пришёл к выводу о том, что договором между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 г. установлено полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретённые на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретённого на территориях бывших РСФСР и Таджикской ССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретённому на её территории, согласно своему законодательству. В соответствии с положениями договора Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 г. на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретённый гражданами на территории Российской Федерации. Поскольку трудовой стаж на территории Российской Федерации или Российской Советской Социалистической Республики у Зайниддинова С. отсутствует, суд не усмотрел правовых оснований для признания за истцом права на страховую пенсию на территории Российской Федерации с момента обращения с заявлением от 6 февраля 2023 г.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования", других федеральных законов.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
13 марта 1992 г. между государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, было подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.), регулирующее вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств.
Статьёй 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
В соответствии со статьёй 10 Соглашения от 13 марта 1992 г. государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и её размера.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 г, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР).
Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
15 сентября 2021 г. подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, который ратифицирован Федеральным законом Российской Федерации от 14 июля 2022 г. N 242-ФЗ "О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения" и вступил в законную силу на территории Российской Федерации с 21 октября 2022 г.
Указанным договором между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 г. предусмотрено распределение финансовой ответственности Договаривающихся Сторон по предоставлению страхового обеспечения за пенсионные права, приобретённые (приобретаемые) на их территории. Договор основан на пропорциональном принципе и предусматривает назначение и выплату пенсий каждой Договаривающейся Стороной за страховой стаж, приобретённый на её территории, согласно положениям Договора и законодательства Договаривающихся Сторон.
Договор распространяется на лиц, являющихся гражданами Российской Федерации и Республики Таджикистан, а также членов их семей. В его предмет входят все виды страховых пенсий, накопительная пенсия и иные выплаты за счёт средств пенсионных накоплений, социальные пенсии, социальное пособие на погребение.
Так, статьёй 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 г. определено, что каждая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретённого на её территории, в соответствии с её законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Договором (пункт 1).
При определении права на пенсию под страховым стажем, приобретённым на территориях Договаривающихся Сторон и в соответствии с их законодательством, понимается: в отношении Российской Федерации - страховой стаж, приобретённый на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики; в отношении Республики Таджикистан - страховой стаж, приобретённый на территории Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики (пункт 2 статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 г.).
Если страхового стажа, приобретённого по законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию, требуемого для права на неё, недостаточно, во внимание принимается и страховой стаж, приобретённый по законодательству другой Договаривающейся Стороны, а также третьего государства, с которым Договаривающаяся Сторона, назначающая пенсию, имеет международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании), в случае если третье государство подтвердит страховой стаж (пункт 4 статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 г.).
Если страховой стаж, приобретённый в соответствии с законодательством одной Договаривающейся Стороны, составляет менее 12 месяцев, то пенсия не устанавливается, кроме случаев, когда этот страховой стаж даёт право на пенсию (пункт 8 статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 г.).
В соответствии со статьёй 19 Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 г. право на пенсию в соответствии с настоящим Договором возникает с даты вступления его в силу.
Для установления права на пенсию в соответствии с положениями настоящего Договора принимается во внимание страховой стаж, который в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон приобретён и до вступления в силу настоящего Договора.
Настоящий Договор применяется и в отношении страховых случаев, имевших место и до его вступления в силу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 г. одновременно со вступлением в силу настоящего Договора в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан прекращает действие Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.
Кроме того, Соглашение от 13 марта 1992 г. денонсировано Федеральным законом от 11 июня 2022 г. N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками с 1 января 2023 г.
Поскольку на дату обращения Зайниддинова С. с заявлением о назначении страховой пенсии по старости 6 февраля 2023 г. действовал Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанного в Душанбе 15 сентября 2021 г, вступивший в законную силу на территории Российской Федерации с 21 октября 2022 г, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что при разрешении вопроса о праве истца на страховую пенсию по старости следует руководствоваться положениями указанного Договора, в соответствии с которым на территории Российской Федерации страховая пенсия по старости назначается по заявлению только тем граждан, имеющим стаж работы на территории иностранного государства, в частности Таджикской ССР и Республики Таджикистан, у которых также имеется страховой стаж на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), которая входила в состав СССР, составляющий не менее 12 месяцев. В ином случае страховая пенсия на территории Российской Федерации указанной категории граждан, не подлежит установлению.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец с 20 ноября 1982 г. по 1 октября 2022 г. осуществлял трудовую деятельность на территории Таджикской ССР и Республики Таджикистан, стаж работы на территории Российской Федерации и РСФСР у него отсутствует. Кроме того, на дату обращения к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости Зайниддипов С. гражданином Российской Федерации не являлся, с 24 января 2023 г. имел вид на жительство в Российской Федерации иностранного гражданина Республики Таджикистан.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие у истца стажа работы, дающего право на назначение страховой пенсии по старости на территории Российской Федерации или РСФСР, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания за Зайниддиновым С. права на установление страховой пенсии по старости по заявлению от 6 февраля 2023 г.
Доводы кассационной жалобы Зайниддинова С. о том, что периоды его работы на территории Таджикской ССР и Республики Таджикистан подлежат зачёту в общий трудовой и страховой стаж в соответствии с Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", отмену обжалуемых судебных актов не влекут, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В связи с тем, что на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии данное Соглашение стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 прекратило своё действие, к спорным отношениям сторон по настоящему делу подлежат применению положения Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанного в Душанбе 15 сентября 2021 г, вступившего в законную силу на территории Российской Федерации с 21 октября 2022 г, основанного на пропорциональном принципе, предусматривающего назначение и выплату пенсий каждой Договаривающейся Стороной за страховой стаж, приобретённый на её территории, в соответствии с положениями Договора и законодательства Договаривающихся Сторон.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Косихинского районного суда Алтайского края от 21 августа 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Зайниддинова Саидали - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.