Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Леонтьевой Т.В, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-726/2023, УИД: 54RS0010-01-2022-008644-28 по иску Наборщикова Дениса Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области, акционерному обществу Медицинский центр "Авиценна" о понуждении к корректировке индивидуального лицевого счета застрахованного лица, понуждении к внесению сведений индивидуального персонифицированного учета, по кассационной жалобе представителя Наборщикова Дениса Александровича - Крановой М.Н. на решение Центрального районного суда города Новосибирска от 22 марта 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 сентября 2023г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Наборщиков Д.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области, акционерному обществу Медицинский центр "Авиценна" (далее по тексту также АО Медицинский центр "Авиценна"), просил обязать АО Медицинский центр "Авиценна" произвести корректировку индивидуального лицевого счета застрахованного лица за период деятельности с 25 января 2017 г. по 31 декабря 2020 г. с отражением кода N, обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области внести в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица сведения индивидуального персонифицированного учета за период трудовой деятельности с 25 января 2017 г. по 31 декабря 2020 г, обязать АО Медицинский центр "Авиценна" произвести оплату дополнительного тарифа в отношении Наборщикова Д.А. за период трудовой деятельности с 25 января 2017 г. по 31 декабря 2020 г.
В ходе судебного разбирательства представитель истца требование о понуждении АО Медицинский центр "Авиценна" произвести оплату дополнительного тарифа за период с 25 января 2017 г. по 31 декабря 2020 г. не поддержала.
Требования мотивированы тем, что 1 февраля 2022 г. обратился в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон "О страховых пенсиях"). Решением от 8 февраля 2022 г. ему было отказано во включении в специальный страховой стаж периода работы в АО Медицинский центр "Авиценна" в должности врача-анестезиолога- реаниматолога с 25 января 2017 г. по 31 декабря 2020 г, в связи с тем, что наименование учреждения не предусмотрено Списком N 781 от 29 октября 2002 г. В июле 2022 г. истец обратился в АО МЦ "Авиценна" с заявлением о внесении к индивидуальный лицевой счет застрахованного лица сведений за указанный период с отражением кода льготы N, однако истцу было отказано, поскольку данные сведения не могут быть внесены в одностороннем порядке, и в связи с отсутствием подтверждения от Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области соответствия работы по подразделению "Стационар" в период до 1 января 2021 г, работе дающей право на выслугу лет в связи с лечебной деятельностью. Штатное расписание и локальные нормативные акты АО Медицинский центр "Авиценна" по структурному подразделению "Стационар" приведены в соответствие с отраслевыми требованиями и разъяснениями Пенсионного фонда. В связи с этим сведения индивидуального персонифицированного учета в отношении истца формировались и предоставлялись за периоды до 2021 года без кода льготы N, в период с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г. сформированы и предоставлены с указанием кода льготы.
Истец полагает, что данное обстоятельство нарушает его права, поскольку истец в период с 25 января 2017 г. работал врачом анестезиологом-реаниматологом в отделении анестезиологии- реанимации стационара АО МЦ "Авиценна", и соответственно данный период подлежит учету с кодом льготы, как период дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Решением Центрального районного суда г.Новосибирска от 22 марта 2023 г. исковые требования Наборщикова Дениса Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области, акционерному обществу Медицинский центр "Авиценна" о понуждении к корректировке индивидуального лицевого счета застрахованного лица, понуждении к внесению сведений индивидуального персонифицированного учета удовлетворены частично, а именно суд решил:
"Признать право Наборщикова Дениса Александровича на включение в индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, периоды работы в должности врача анестезиолога- реаниматолога в акционерном обществе Медицинский Центр "Авиценна" ИНН N с 15 ноября 2019 г. по 2 июля 2020 г, с 4 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. как периоды работы с особыми условиями труда, дающими право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", с отражением кода льготы N.
Обязать акционерное общество Медицинский центр "Авиценна" внести корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета Наборщикова Дениса Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в части периодов работы в с 15 ноября 2019 г. по 2 июля 2020 г, с 4 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога в акционерном обществе Медицинский Центр "Авиценна" как периодов работы с особыми условиями труда, дающими право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", с отражением кода льготы N.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области внести в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица Наборщикова Дениса Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, корректировку сведений, предоставленных акционерным общество Медицинский Центр "Авиценна" в части периодов работы в с 15 ноября 2019 г. по 2 июля 2020 г, с 4 июля 2020г. по 31 декабря 2020 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога в акционерном обществе Медицинский Центр "Авиценна" как периодов работы с особыми условиями труда, дающими право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", с отражением кода льготы N.
В удовлетворении оставшейся части иска Наборщикову Денису Александровичу отказать".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 сентября 2023 г. постановлено:
"Решение Центрального районного суда т. Новосибирска от 22 марта 2023 г. отменить, принять новое решение которым в удовлетворении Наборщикова Дениса Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области, акционерному обществу Медицинский центр "Авиценна" о понуждении к корректировке индивидуального лицевого счета застрахованного лица, понуждении к внесению сведений индивидуального персонифицированного учета отказать в полном объеме.
Апелляционную жалобу представителя Наборщикова Дениса Александровича по доверенности Крановой Марии Николаевны оставить без удовлетворения.
Апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области удовлетворить".
В кассационной жалобе представитель Наборщикова Д.А. - Кранова М.Н. просит решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 22 марта 2023 г. в части отказа в признании за Наборщиковым Д.А. права на включение в сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования периодов работы с особыми условиями труда, дающими право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части первой 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", с отображением кода льготы N за период с 25 января 2017 г. по 14 ноября 2019 г, обязании АО Медицинский центр "Авиценна" произвести корректировку сведений за период с 25 января 2017 г. по 14 ноября 2019 г. с отображением кода льготы N, обязании Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области внести данные сведения в индивидуальный лицевой счет Наборщикова Д.А. обязании Акционерное общество Медицинский центр "Авиценна" произвести корректировку индивидуального лицевого счета застрахованного лица Наборщикова Дениса Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за период трудовой деятельности с 25 января 2017 г. по 14 ноября 2019 г. с отражением кода 27-ГДХР, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 сентября 2023г, отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований Наборщикова Д.А. в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (по сведениям Почты России Наборщиков Д.А. получил судебное извещение 12 декабря 2023 г, его представитель Кранова М.Н. - 12 декабря 2023 г, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области - 15 декабря 2023 г, АО Медицинский центр "Авиценна" - 21 декабря 2023 г.), не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судебными инстанциями, что 1 февраля 2022 г. Наборщиков Д.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением N от 8 февраля 2022 г. Наборщикову Д.А. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Согласно указанному решению, специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляет 26 лет 09 месяцев 02 дня.
При этом в специальный стаж не были включены следующие спорные периоды работы:
- с 25 января 2017 г. по 19 февраля 2019 г, с 21 февраля 2019 г. по 13 июня 2019 г, с 15 июня 2019 г. по 2 июля 2020 г, с 4 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога в АО Медицинский центр "Авиценна" так как наименование учреждения не предусмотрено Списком N 781 от 29 октября 2002 г, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда от 2 июня 2020 г.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента Наборщикова Д.А. составляет 125, 167.
Из трудовой книжки истца следует, что он с 25 января 2017 г. работает в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии- реанимации ЗАО (в настоящее время АО) Медицинский центр "Авиценна".
Из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Наборщикова Д.А. следует, что периоды работы с 25 января 2017 г. по 31 декабря 2020 г. отражены без указания особых условий труда и условий досрочного назначения пенсии, периоды стажа отражены с общими условиями труда.
Решением Дзержинского районного суда города Новосибирска от 2 июня 2020 г. были частично удовлетворены требования Наборщикова Д.А. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе города Новосибирска (межрайонное) о признании незаконным решения, включении периодов работы в трудовой и страховой стаж, возложении обязанности назначить пенсию.
Так, в части периода работы с 25 января 2017 г. по 14 ноября 2019 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога в АО Медицинский центр "Авиценна", суд пришел к выводу, об отсутствии оснований для включения данного периода в страховой стаж, поскольку Список N 781 от 29 октября 2002 г. не предусматривает такого наименования учреждения как акционерное общество.
В соответствии с апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 октября 2020 г. решение Дзержинского районного суда города Новосибирска от 2 июня 2020 г. было оставлено без изменения, а жалобы Наборщикова Д.А. и государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе города Новосибирска (межрайонное) без удовлетворения.
Согласно определению судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда от 30 марта 2021 г. решение Дзержинского районного суда города Новосибирска от 2 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 октября 2020 г. было отменено в части возложения на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском района города Новосибирска (межрайонное) обязанности включить в стаж работы Наборщикова Д.А, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 7 августа 1998 г. по 9 ноября 1998 г. в должности врача-стажера на Станции скорой медицинской помощи в льготном исчислении как 1 год работы за 1 годы и 6 месяцев.
Согласно пункту 5.2 Устава АО Медицинский центр "Авиценна" общество в процессе своей деятельности осуществляет в том числе и следующие виды деятельности: деятельность больничных организаций, медицинская и стоматологическая практика, деятельность в области медицины прочая, научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие.
Приказом N от 20 ноября 2017 г. была утверждена организационно-штатная структура АО Медицинский центр "Авиценна":
-административно-управленческий персонал, -поликлиника, -стационар.
В структуру стационара в том числе входит отделение анестезиологии- реанимации.
Согласно штатному расписанию от 1 января 2017 г. отделение анестезиологии-реанимации предусматривает должность врача анестезиолога- реаниматолога.
Из штатного расписания от 1 января 2018 г. АО Медицинский центр "Авиценна" следует, что в структурном подразделении Стационар Отделение анестезиологии-реанимации предусмотрена должность врача анестезиолога- реаниматолога.
Аналогичные сведения содержат штатные расписания от января 2019 года, января 2020 года и января 2021 года.
Из приказа N от 25 января 2017 г. следует, что Наборщиков Д.А. был принят на работу в АО Медицинский центр "Авиценна" в отделение анестезиологии-реаниматологии стационара на должность врача анестезиолога-реаниматолога.
Согласно положению о стационаре АО Медицинский центр "Авиценна" от 1 февраля 2018 г. стационар является структурным подразделением АО Медицинский центр "Авиценна" круглосуточного пребывания больных.
Стационар организует и оказывает круглосуточную специализированную, в том числе высокотехнологическую медицинскую помощь населению в соответствии с порядком оказания медицинской помощи.
Стационар состоит из структурных подразделений, том числе отделения анестезиологии-реанимации.
Отделение анестезиологии-реанимации имеет 12 коек (включая палаты реанимации и интенсивной терапии).
Стационар госпитализирует больных по плановым и внеплановым показаниям, направляемых амбулаторно-поликлиническими подразделениями медицинского центра и других ЛПУ и другими лечебно-профилактическими учреждениями, доставляемых машиной скорой медицинской помощи, а также обратившихся за помощью непосредственного в приемный покой, в соответствии с утвержденным Порядком госпитализации.
Положение о стационаре АО Медицинский центр "Авиценна" от 17 марта 2020 г. предусматривает аналогичные положения. При этом пунктом 1.2 и 1.4 Положения установлены нормативные акты, в соответствии с которыми осуществляется оказание медицинской помощи в стационаре.
Также указанное положение подробно определяет порядок осуществления руководства стационаром и профильными отделениями, разработаны основные задачи и функции стационара.
Разрешая спор, суд первой инстанции, полагая, что требования Наборщикова Д.А. по настоящему спору направлены на внесение изменений в сведения индивидуального (персонифицировано) учета с отражением особых условий труда (кода льготы), принимая во внимание, что решением Дзержинского районного суда города Новосибирска от 2 июня 2020 г. уже дана оценка права Наборщикова Д.А. на включение периодов работы с 25 января 2017 г. по 14 ноября 2019 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и установление отсутствия такого права и указанное решение вступило в законную силу, пришел к выводу, что требования истца в этой части фактически направлены на пересмотр вступившего в законную силу решения, что недопустимо, в связи с чем отказал в удовлетворении требований истца за период с 25 января 2017 г. по 14 ноября 2019 г.
Рассматривая требования истца в отношении периода работы с 15 ноября 2019 г. по 31 декабря 2020 г, проанализировав должностные инструкции врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии-реанимации хирургического стационара АО Медицинский центр "Авиценна" от 9 января 2013 г, от 1 февраля 2018 г, от 1 октября 2019 г, суд пришел к выводу, что трудовая функция врача анестезиолога-реаниматолога не изменялась, а значит АО Медицинский центр "Авиценна" производилось лишь приведение документов в соответствии с требованиями действующего законодательства и пенсионного органа, однако указанное обстоятельство не может умалять право работника на учет его стажа как работы с особыми условиями труда, суд пришел к выводу, что корректировке подлежит лишь период с 15 ноября 2019 г. по 2 июля 2020 г, и с 4 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г, поскольку 3 июля 2020 г. являлся периодом отпуска без сохранения заработной платы, и соответственно данный период не может быть включен как период, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При этом суд руководствовался положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования", разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 г. "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции при разрешении требования истца в отношении периода работы с 15 ноября 2019 г. по 31 декабря 2020 г, и их правовым обоснованием.
Выводы суда апелляционной инстанции требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения регулируются статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с положениями пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В силу подпункта "н" пункта 1 этого постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту также Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также - Список должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. N 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 г. N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 г. N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
В названном Списке должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. N 781 указаны врачи-специалисты всех наименований.
В пункте 8 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. N 781поименованы центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее по тексту также Правила N 781) предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом наличие в наименовании приведенных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 781, льготный порядок исчисления стажа (один год работы в указанных должностях и подразделениях за один год и шесть месяцев) установлен врачам-анестезиологам- реаниматологом отделений (групп палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.
Пунктом 6 Правил N 781 предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке:
в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций;
в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии;
в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений;
в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 2004 г. N 81-О право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность. Решающее значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002г, и аналогичных должностей, и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работникам лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" (далее по тексту также постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30), разъяснено, что согласно статьям 27, 27.1 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" одним из условий установления трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Согласно пункту 16 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012г. N 30 вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Из трудовой книжки истца следует, что он с 25 января 2017 г. работает в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии- реанимации ЗАО (в настоящее время АО) Медицинский центр "Авиценна".
Согласно индивидуального лицевого счета застрахованного лица Наборщикова Д.А. периоды работы с 25 января 2017 г. по 31 декабря 2020 г. отражены без указания особых условий труда и условий досрочного назначения пенсии, периоды стажа отражены с общими условиями труда.
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции оценив представленные доказательства, пришел к выводу о том, что должность врача анестезиолога-реаниматолога включена в соответствующий список должностей, работа в которой дает право на досрочное назначение страховой пенсии, в спорный период истец работал в учреждении здравоохранения, в связи с чем удовлетворил в части заявленные исковые требования.
Между тем, как правильно указал суд апелляционной инстанции, термин "учреждение здравоохранения" не должен трактоваться расширительно и применяться ко всем юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность в сфере здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в настоящее время статья 123.21) учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1920-О).
Учитывая вышеизложенное, правильно установив обстоятельства, в том числе, что АО Медицинский центр "Авиценна" является коммерческой организацией, целью деятельности которой получение прибыли, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что заявленный истцом период работы в АО Медцинский центр "Авиценна" нельзя расценивать как период работы в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками, в связи с чем отсутствуют основания для включения в специальный стаж спорного периода работы истца, поскольку АО Медицинский центр "Авиценна" по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для целей извлечения прибыли, и не может быть отнесен к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N 781, в связи с чем исковые требования о корректировке индивидуального лицевого счета правомерно оставлены судом апелляционной инстанции без удовлетворения.
Кроме того, суд апелляционной инстанции правильно указал, что сам факт осуществления истцом трудовых обязанностей по специальности врача анестезиолога-реаниматолога без учета особенности функционирования АО Медицинский центр "Авиценна", не может являться основанием для учета периода такой работы в специальный стаж, поскольку организация труда и характер нагрузки не соответствует условиям и характеру деятельности тем работам (должностям, профессиям), а также виде (типе) учреждения (организации), которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции правильно согласился с доводами ответчика о том, что несмотря на то, что в 2018г. в АО Медицинский центр "Авиценна" было создано подразделение "Стационар", однако указанное подразделение не соответствует предъявляемым к стационару требованиям и не выполняет полный комплекс основных задач в соответствии с порядком оказания медицинской помощи, в связи с чем характер работы в таком подразделении не соответствует работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
1 февраля 2018г. АО Медицинский центр "Авиценна" утверждено Положение о стационаре, из которого следует что в структуру стационара входит отделение анестезиологии-реанимации, которое состоит из 12 коек включая палаты реанимации и интенсивной терапии.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 919н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология" (с изменениями и дополнениями) регулируется оказание медицинской помощи по профилю анестезиология и реанимация в условиях стационара.
Согласно указанного приказа, в структуру отделения анестезиологии и реанимации должны входить преднаркозная палата; операционная; манипуляционная; диагностический кабинет; палата пробуждения; противошоковая палата, расположенная в приемном отделении (для медицинских организаций, оказывающих специализированную медицинскую помощь в экстренной и неотложной формах); палата реанимации и интенсивной терапии.
Однако материалы дела не содержат доказательств о наличии в структуре отделения реанимации и анестезиологии указанных палат.
Таким образом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, не имелось оснований полагать, что структурное подразделение АО Медицинский центр "Авиценна" отделение анестезиологии и реанимации в спорный период времени выполняло полный комплекс основных задач стационара, которые выполняет учреждение здравоохранения, занятость в котором дает медицинским работникам право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 6 Правил N 781.
То обстоятельство, что с 2021 г. произведена корректировка сведений индивидуальных лицевых счетов, проставлен код льготы 27-ГДХР, не свидетельствует о том, что данная льгота должна распространяться и на предшествующий период.
При указанных выше обстоятельствах, решение суда в части требований истца в отношении периода работы с 15 ноября 2019 г. по 31 декабря 2020 г, верно признан судом апелляционной инстанции незаконным.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная инстанция правомерно отменила решения суда первой инстанции, и приняла по делу новое решение, которым в удовлетворении требований истца было отказано в полном объеме.
В остальной части решение суда первой инстанции обоснованно признано законным и обоснованным, не противоречащим собранным по делу доказательствам, соответствующим нормам права.
Суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что ранее истец обращался в суд за защитой своих пенсионных прав.
Так, решением Дзержинского районного суда города Новосибирска от 2 июня 2020 г. были частично удовлетворены требования Наборщикова Д.А. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе города Новосибирска (межрайонное) о признании незаконным решения, включении периодов работы в трудовой и страховой стаж, возложении обязанности назначить пенсию. В части периода работы с 25 января 2017 г. по 14 ноября 2019 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога в АО Медицинский центр "Авиценна", суд пришел к выводу, об отсутствии оснований для включения данного периода в страховой стаж, поскольку Список N 781 от 29 октября 2002 г. не предусматривает такого наименования учреждения как акционерное общество.
В соответствии с апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 октября 2020 г. решение Дзержинского районного суда города Новосибирска от 2 июня 2020г. было оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда от 30 марта 2021 г. решение Дзержинского районного суда города Новосибирска от 2 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 октября 2020 г. было отменено в части возложения на ГУ-УПФ Российской Федерации в Дзержинском района города Новосибирска (межрайонное) обязанности включить в стаж работы Наборщикова Д.А, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 7 августа 1998 г. по 9 ноября 1998 г. в должности врача-стажера на Станции скорой медицинской помощи в льготном исчислении как 1 год работы за 1 годы и 6 месяцев.
Период работы с 25 января 2017 г. по 14 ноября 2019 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога в АО Медицинский центр "Авиценна" указанным выше судебным актом не включен в специальный стаж истца дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следовательно, корректировке индивидуальный лицевой счет за этот период не подлежит.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы истца о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований повторяют основания заявленного иска, в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Новосибирска от 22 марта 2023 г, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 сентября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Наборщикова Дениса Александровича - Крановой М.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.