Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б.
судей Андугановой О.С, Гусева Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2294/2023 (УИД: 19RS0001-02-2022-003362-07) по иску прокурора города Черногорска к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия о взыскании денежных средств, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 26 апреля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 29 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, пояснение прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно - кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Черногорска, действующий в интересах несовершеннолетнего Т. (далее - Т.), обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия о взыскании расходов на проезд ребенка и его матери.
В обоснование заявленных требований указано, что несовершеннолетний Т. является "данные изъяты" и на основании статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г..N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" относится к категории лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно. По "данные изъяты" Т. необходимо было прибыть 25 октября 2021 г..на "данные изъяты" в ФГБУ "Федеральный научно-клинический центр детей и подростков ФМБА России", в связи с чем, законный представитель Т. - Титова Мария Александровна (далее - Титова М.А.) 15 октября 2021 г..обратилась в Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия с заявлением о предоставлении именных направлений на проезд авиационным транспортом к месту лечения и обратно на имя несовершеннолетнего Т. и сопровождающего лица, приложив к заявлению документы о том, что авиаперелет до места лечения (г. Москва) дешевле проезда железнодорожным транспортом. Однако, проанализировав стоимость проезда по маршруту "Абакан - Москва - Абакан" авиационным и железнодорожным транспортом, ответчик оформил истцу и его законному представителю талоны на бесплатный проезд к месту лечения и обратно железнодорожным транспортом по причине превышения стоимости авиаперелета стоимости проезда железнодорожным транспортом. Решение о предоставлении истцу и его законному представителю бесплатных билетов на проезд железнодорожным транспортом принято ответчиком 26 октября 2021 г, то есть за пределами срока плановой госпитализации несовершеннолетнего.
Получив отказ Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия в выдаче бесплатных билетов на авиаперелет, и, учитывая "данные изъяты", законный представитель истца была вынуждена самостоятельно приобрести авиабилеты к месту лечения и обратно, стоимость которых составила 35 248 руб. По возвращении из клиники 7 февраля 2022 г..Титова М.А. обратилась в Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия с просьбой возместить затраченные на проезд денежные средства, на что 2 марта 2022г. был получен отказ.
Прокурор города Черногорска, действующий в интересах несовершеннолетнего Т. просил суд взыскать с Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия в пользу Титовой М.А, как законного представителя Т, являющегося "данные изъяты", денежные средства на проезд к месту лечения и обратно в сумме 35 248 руб.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 7 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 13 сентября 2022 года, в удовлетворении исковых требований прокурору г. Черногорска в интересах несовершеннолетнего Т. к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия о взыскании денежных средств к месту лечения, отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16 февраля 2023года решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 7 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 13 сентября 2022 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Абаканский городской суд Республики Хакасия.
Определением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 11 апреля 2023 г. произведена замена ответчика Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия на правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (далее - ОСФР по Республике Хакасия).
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 26 апреля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 29 августа 2023 г, исковые требования прокурора города Черногорска удовлетворены.
С Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия в пользу Титовой Марии Александровны взысканы расходы, понесенные на транспортировку несовершеннолетнего Т, являющегося ребенком-инвалидом, к месту лечения и обратно, в размере 35 248 рублей.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия просит отменить решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 26 апреля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 29 августа 2023г.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что гражданину, имеющему право на получение набора социальных услуг, авиаперелет к месту лечения может быть предоставлен только при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом. При этом гражданину льготной категории не предоставлено право самостоятельного выбора вида транспорта для следования к месту лечения и обратно. Реализация права "данные изъяты" на проезд к месту лечения и обратно осуществляется в натуральном виде, путем получения проездных документов по маршруту следования. Действующим законодательством возможность выплаты получателю набора социальных услуг либо сопровождающему его лицу денежной компенсации стоимости проездных билетов, приобретенных им самостоятельно, не предусмотрена.
В региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации 15 октября 2021 г. обратилась представитель несовершеннолетнего Титова М.А. с заявлением об обеспечении Т. и сопровождающего его лица именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов авиационным транспортом к месту лечения с заездом в ФГБУ "Федеральный научно-клинический центр детей и подростков Федерального медико - биологического агентства" 25 октября 2021 г. и обратно 1 ноября 2021 г. Уведомление о принятом решении Титова М.А. просила направить посредством почты.
При проведении 18 октября 2021 г. сравнительного анализа региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации использовало информацию о стоимости железнодорожных билетов по маршруту "г. Абакан - г. - Москва", "г. Москва - г. Абакан" с отправлением 22 октября 2021 г. и прибытием к месту лечения 25 октября 2021 г. и обратно 1 ноября 2021 г. с официального сайта железнодорожного перевозчика, размещенного в информационно- телекоммуникационной сети (rzd.ru), (далее ? скриншот). Однако суд представленным доводам отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия в нарушение ст. 71 ГПК РФ оценку не дал.
Во исполнение пункта 9 Приложения N Государственного контракта N, на основании ответов авиакомпаний на запросы ИП А. в региональное отделение Фонда представлена справка от 18 октября 2021 г. N о фактической стоимости авиаперелета по маршруту "г. Абакан - г. Москва", "г. Москва - г. Абакан" с вылетом 25 октября 2021 г. и возвращением 1 ноября 2021 г.
Исходя из приложенных документов и проведенного 18 октября 2021г. сравнительного анализа, стоимость проезда по маршруту "г. Абакан - г. Москва", "г. Москва - г. Абакан" к месту лечения 25 октября 2021 г. и обратно 1 ноября 2021 г, железнодорожным транспортом составила - 47 055 руб, а авиаперелет по тому же маршруту - 54 000 руб, что на 6945 руб. дороже проезда железнодорожным транспортом, соответственно у регионального отделения Фонда правовых оснований для предоставления талонов на бесплатный авиаперелет к месту лечения и обратно "данные изъяты" Т. и сопровождающему его лицу - Титовой М.А. не было.
После проведенного анализа цен принято решение и издан приказ от 20 октября 2021 г. N о предоставлении государственной услуги Т. по обеспечению специальными талонами на бесплатный железнодорожный проезд к месту лечения и обратно, о чем региональное отделение Фонда направило уведомление представителю несовершеннолетнего Титовой М.А. посредством почтовой связи и дополнительно проинформировало в телефонном режиме.
По состоянию на 19 октября 2021 г. представитель несовершеннолетнего Титова М.А, не располагая информацией о принятом региональным отделением Фонда решения о способе проезда к месту лечения и обратно, самостоятельно приобрела билеты на авиаперелет, тем самым не реализовала право "данные изъяты" на проезд к месту лечения и обратно в натуральном виде путем получения талона на проезд по маршруту следования.
Кроме того, действующим законодательством возможность выплаты региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации получателю набора социальных услуг либо сопровождающему его лицу (представителю) денежной компенсации стоимости проездных билетов, приобретенных ими самостоятельно, не предусмотрена.
Относительно доводов кассационной жалобы прокурором Республики Хакасия представлены письменные возражения, в которых прокурор просит оставить принятые судебные постановления без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились законный представитель несовершеннолетнего материального истца Т. - Титова М.А, представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав заключение прокурора, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Т. является "данные изъяты", Титова М.А. - законный представитель Т. (мама).
Согласно "данные изъяты" Т. имеет заболевание: "данные изъяты"
15 октября 2021 г. Титова М.А. обратилась в Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия с заявлением о предоставлении государственной услуги в виде предоставления именных направлений на проезд авиационным транспортом к месту лечения 25 октября 2021 г. и обратно 1 ноября 2021 г. по маршруту "Абакан-Москва-Абакан".
К заявлению Титова М.А. приложила: справку АО "Аэропорт Абакан" о стоимости двух взрослых авиабилетов по маршруту "Абакан-Москва-Абакан" 25 октября 2021 г. и обратно 1 ноября 2021 г. - 37 188 руб, а также две справки АО "Федеральная пассажирская компания" от 4 октября 2021 г. о стоимости железнодорожного билета купейного вагона на одного пассажира по маршруту "Абакан-Москва" 21 октября 2021 г. - 12 631 руб, по маршруту "Москва-Абакан" 1 ноября 2021 г. - 11 684 руб.
Между тем, приказом Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия от 20 октября 2021 г. N на основании вышеуказанного заявления Титовой М.А, Т. и сопровождающему его лицу выданы 2 специальных талона на проезд железнодорожным транспортом по маршруту "Абакан - Москва" и 2 специальных талона по маршруту "Москва - Абакан".
Письмом от 20 октября 2021 г. Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия разъяснило Титовой М.А, что авиаперелет может быть предоставлен при меньшей его стоимости в сравнении с железнодорожным проездом. С учетом проведенного анализа стоимости авиаперелета и железнодорожного проезда, стоимость проезда авиационным транспортом по маршруту "Абакан - Москва" с датой вылета 25 октября 2021 г. и "Москва - Абакан" с датой вылета 1 ноября 2021 г. выше стоимости проезда железнодорожным транспортом. Предложено получить в Государственном учреждении - региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия специальные талоны на проезд железнодорожным транспортом.
Согласно служебной записке начальника планово-экономического отдела Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, анализ стоимости проезда авиационным транспортом по маршруту "Абакан-Москва" (дата госпитализации 25 октября 2021 г.) в соответствии с фактической стоимостью цен по государственному контракту - 27 000 руб, что дороже стоимости проезда железнодорожным транспортом по тому же маршруту - 25 432 руб. Анализ стоимости проезда авиационным транспортом по маршруту "Москва-Абакан" (дата обратного пути 1 ноября 2021 г.) в соответствии с фактической стоимостью цен по государственному контракту - 27 000 руб, что дороже стоимости проезда железнодорожным транспортом по тому же маршруту 21 623 руб.
Получив в телефонном режиме отказ в предоставлении авиабилетов по заявлению от 15 октября 2021 г, не дожидаясь письменного ответа, Титова М.А. 19 октября 2021 г. самостоятельно приобрела авиабилеты по маршруту "Абакан - Москва - Абакан" с датой вылета из Абакана - 25 октября 2021 г, из Москвы - 1 ноября 2021 г, без багажа, невозвратные, эконом-класса, поскольку при госпитализации Титова В.А. 25 октября 2021 г. требовались ПЦР-тесты на Ковид-19, справка об эпидокружении, которые действительны всего три дня, а длительность поездки из Абакана в Москву железнодорожным транспортом более трех суток.
Проезд по маршруту "Абакан-Москва-Абакан" подтверждается маршрутными квитанциями электронных билетов на имя Т. и Титовой М.А. от 19 октября 2021 г, общая стоимость билетов - 35 248 руб.
7 февраля 2022 г. Титова М.А. обратилась к ответчику с заявлением о компенсации проезда к месту лечения и обратно Т, в удовлетворении которого 2 марта 2022 г. Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия отказано со ссылкой на отсутствие правовых оснований.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что законным представителем истца при обращении к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги в виде предоставления именных направлений на проезд ее сына Т. в ее сопровождении авиационным транспортом к месту лечения 25 октября 2021 г. и обратно 1 ноября 2021 г. по маршруту "Абакан-Москва-Абакан" были представлены надлежащие сведения о стоимости авиабилетов туда и обратно на двух пассажиров в сумме 37 188 руб. и о стоимости железнодорожных билетов на двух пассажиров туда и обратно - 48 630 руб, из которых следовало, что стоимость авиаперелета значительно дешевле стоимости проезда на железнодорожном транспорте.
Установив, что Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия не обеспечило в установленные сроки "данные изъяты" и сопровождающее его лицо бесплатным проездом к месту лечения и обратно, и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты законным представителем "данные изъяты" стоимости проезда к месту лечения и обратно за счет собственных средств, суд пришел к выводу о том, что затраченные стороной истца средства, подтвержденные документально, могут быть возмещены за счет ответчика в соответствии с положениями ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого нарушено, в связи с чем, исковые требования удовлетворил.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 26 апреля 2023 г. оставил без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, как сделанными при правильном применении норм материального права.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе, на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.
В силу пунктов 1, 3, 4 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части первая, вторая статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи определенным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в статье 1 которого определено, что государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, дети-инвалиды (пункт 9 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", набора социальных услуг включается среди прочих социальная услуга по бесплатному проезду на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие 1 группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право, в том числе на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно - курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица (п. 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Из положений ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" следует, что порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N929н/1345н (далее - Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан).
Согласно п. 35 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом.
Пунктом 36 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан предусмотрено, что для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться: железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности); авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего пункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга; водным транспортом (третьей категории); автомобильным транспортом (общего пользования).
Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N 428 утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно" (далее Административный регламент), в пункте 2 которого в качестве заявителей на получение государственной услуги поименованы дети-инвалиды.
Предоставление государственной услуги осуществляется территориальными органами Фонда по месту жительства заявителя (п. 8 Административного регламента).
В соответствии с п. 11 Административного регламента при предоставлении заявителю бесплатного проезда территориальные органы Фонда социального страхования не позднее 14 дней со дня регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предоставляют заявителю специальные талоны и (или) именные направления.
В пункте 22 Административного регламента приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
К таким основаниям отнесены: отказ заявителя от получения набора социальных услуг полностью, отказ заявителя от получения государственной услуги в части бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, оформленный в виде заявления об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), подаваемого в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с частями 3, 4 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
При этом согласно п. 9 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги в зависимости от цели обращения является предоставление специальных талонов на право бесплатного получения проездных документов в поездах дальнего следования на бумажном носителе или в электронной форме (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности) и (или) именных направлений на приобретение проездных документов на водном транспорте третьей категории, автомобильном транспорте общего пользования, авиационном транспорте экономического класса при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения).
Вышеприведенными нормативными положениями предусмотрено предоставление авиабилетов в авиационном транспорте экономического класса при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом, либо при наличии "данные изъяты"
Судами установлено, что из справки АО "Аэропорт Абакан" от 4 октября 2021 г. следует, что стоимость двух взрослых авиабилетов в экономическом классе обслуживания по маршруту "Абакан-Москва-Абакан"
25 октября 2021 г. и обратно 1 ноября 2021 г. составляет 37 188 руб.
По сведениям ПАО "Аэрофлот" от 6 мая 2022 г, представленным по запросу суда, наименьший тариф по маршруту "Абакан - Москва - Абакан" туда-обратно, не включающий норму бесплатного провоза багажа и являющийся невозвратным, составлял 14 000 руб.
Согласно ответу АО "Авиакомпания "Сибирь" от 29 апреля 2022г, стоимость перелета по маршруту "Абакан - Москва" и обратно датой вылета
25 октября 2021 г. (туда) и 1 ноября 2021 г. (обратно) на одного взрослого пассажира составляла по тарифу экономического класса (невозвратный, без багажа) - 17 624 руб.
Из справок АО "Федеральная пассажирская компания" от 4 октября 2021 г. о стоимости проезда следует, что стоимость железнодорожного билета купейного вагона на одного пассажира по маршруту "Абакан-Москва" 21 октября 2021 г. - 12 631 руб, по маршруту "Москва - Абакан" 1 ноября 2021 г. - 11 684 руб.
Сведения о стоимости проезда с датой отправления 21 октября 2021 г. представлены истцом с учетом времени нахождения в пути (более 3 суток) и датой плановой госпитализации ребенка (25 октября 2021 г.).
Исходя из проведенного ответчиком анализа стоимости проезда железнодорожным транспортом с датой отправления 22 октября 2021 г, общая стоимость проезда туда и обратно составила 47 055 руб.
Согласно представленной стороной истца в суд апелляционной инстанции справке АО "Федеральная пассажирская компания" от 29 августа 2023 г, стоимость железнодорожного билета купейного вагона на одного пассажира по маршруту "Абакан - Москва" отправлением 25 октября 2021г. составляла 11 336 руб. 50 коп. Данная справка принята судом апелляционной инстанции в качестве нового доказательства ввиду неполного установления судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для разрешения настоящего спора.
Таким образом, представленные в материалы дела сторонами доказательства свидетельствуют о том, что стоимость авиабилетов по маршруту "Абакан - Москва - Абакан" на двух пассажиров (37 188 руб.) была значительно меньше стоимости проезда на железнодорожном транспорте в даты отправления 21, 22, 25 октября 2021 года (туда) и 1 ноября 2021г. (обратно) (48 630 руб.; 47 055 руб.; 46 041 руб.).
Вопреки доводам жалобы законодательство не предъявляет требования к тому, что авиабилеты должны быть возвратными (невозвратными), с багажом либо без багажа.
Представленный стороной ответчика в суд апелляционной инстанции государственный контракт на оказание услуг по обеспечению авиационными билетами для перевозки граждан - получателей государственной социальной помощи и сопровождающих их лиц для проезда к месту лечения и обратно (в т.ч. дети - инвалиды до 12 лет) по именным направлениям от 13 сентября 2021г. N не содержит условий, исключающих приобретение авиабилетов по тарифу невозвратный, без багажа.
Доводы жалобы о том, что действующим законодательством возможность выплаты получателю набора социальных услуг либо сопровождающему его лицу денежной компенсации стоимости проездных билетов, приобретенных им самостоятельно, не предусмотрена, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку расходы на проезд к месту лечения и обратно были понесены Титовой М.А. по причине необеспечения ответчиком "данные изъяты" и сопровождающего его лица бесплатными проездными документами на авиационном транспорте (при его меньшей стоимости), а потому являются для нее убытками.
Все доводы заявителя кассационной жалобы о наличии оснований для предоставления истцу проездных документов железнодорожным, а не авиационным транспортом, о фактическом отказе истца от предоставления услуги по проезду "данные изъяты" к месту отдыха и обратно железнодорожным, а не авиационным транспортом, о приобретении Титовой М.А. проездных билетов авиационным транспортом самостоятельно, до получения официального ответа от Фонда социального страхования Российской Федерации, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, правомерно отклонены судами в связи с необоснованностью, поскольку судами установлено, что у Фонда социального страхования Российской Федерации отсутствовали достаточные основания для отказа Титовой М.А. в предоставлении билетов на проезд Т. и Титовой М.А. авиационным транспортом к месту лечения и обратно.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и примененным судами нормам материального права.
Судом кассационной инстанции не установлено наличие безусловных оснований для отмены судебных постановлений, принятых судом первой и апелляционной инстанций.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права, фактически сводятся к переоценке доказательств по делу, тогда как правом оценки доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Таким образом, законных оснований для отмены или изменения судебных постановлений не усматривается.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 26 апреля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 29 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.