Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В, судей: Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-146/2023 (УИД 24RS0018-01-2022-002209-65) по иску Максимовой Наталии Петровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о признании решения незаконным и перерасчете пенсии, по кассационной жалобе жалобы Максимовой Наталии Петровны на апелляционное определение судебной коллегии Красноярского краевого суда от 9 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Максимова Наталия Петровна (далее - Максимова Н.П, истец) обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - ОСФР по Красноярскому краю, ответчик) о признании решения незаконным и перерасчете пенсии.
Исковые требования мотивированы тем, что истец работала учителем в Средней общеобразовательной школе N 172. С 22 января 2018 г. истец получает пенсию в размере, предусмотренном для работающих пенсионеров без учета индексации.
27 июня 2022 г. Максимова Н.П. уволилась из школы, и сведения о ее увольнении были представлены в Пенсионный фонд 6 июля 2022 г. Однако, в нарушение части 6 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" ответчик отказал ей в выплате пенсии без ограничений с 1 июля 2022 г, то есть с первого числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы, указав, что она как и все другие учителя, принимала участие в государственной итоговой аттестации до 27 июня 2022 г. с оплатой от КГКСУ "Центр оценки качества образования", которая была произведена в июле 2022 года, а отчетность об этой выплате представлена в августе 2022 года.
Считая отказ ответчика незаконным, Максимова Н.П. просила признать незаконным решение об отказе в перерасчете пенсии, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 июля 2022 г, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины 300 рублей, по оплате услуг представителя в сумме 13 000 рублей.
Решением Зеленогорского городского суда Красноярского края от 14 марта 2023 г. исковые требования Максимовой Н.П. удовлетворены.
Признано незаконным решение Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю от 2 ноября 2022 в части отказа Максимовой Н.П. в перерасчете пенсии с 1 июля 2022 г.; на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю возложена обязанность произвести перерасчет пенсии Максимовой Наталии Петровне в соответствии с законом N 400 "О страховых пенсиях" с 01 июля 2022; взысканы с Отделения фонда Пенсионного и социального страхований Российской Федерации по Красноярскому краю в пользу Максимовой Наталии Петровны, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 13 000 рублей, а всего 13 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 9 октября 2023 г. решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 14 марта 2023 г. отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Максимовой Н.П. к ОСФР по Красноярскому краю о признании решения незаконным и перерасчете пенсии отказано.
Максимовой Н.П. на апелляционное определение судебной коллегии Красноярского краевого суда от 9 октября 2023 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанного судебного постановления, как незаконного.
Кассатор указывает на то, что в июле и августе 2022 г. трудовая деятельность ею не осуществлялась, и недостоверность сведений о трудовой деятельности истца в июле 2022 г, представленных КГКСУ "ЦОКО" не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о перерасчете размера страховой пенсии.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Максимова Н.П. в период с 1 сентября 1998 г. по 27 июня 2022 г. работала в МБОУ "Средняя общеобразовательная, школа N 172" учителем английского языка.
С 22 января 2018 г. Максимова Н.П. является получателем досрочной страховой пенсии по старости, в размере, предусмотренном для работающих пенсионеров без учета индексации.
27 июня 2022 г. Максимова Н.П. уволилась с работы, о чем работодателем 06 июля 2022 г. были предоставлены сведения в ОСФР по Красноярскому краю.
Приказом N лс от 30 августа 2022 г. Максимова Н.П. принята на работу в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N172" учителем.
27 октября 2022 г. Максимова Н.П. обратилась к ответчику по вопросу перерасчета ей пенсии с 1 июля 2022 г, как неработающему пенсионеру, однако в удовлетворении заявлений ответчиком отказано со ссылкой на то, что по сведениям персонифицированного учета, основанным на отчетных данных, в июле 2022 г. истица имела статус работающего пенсионера, вследствие чего она не могла быть признана неработающим пенсионером и основания для перерасчета пенсии отсутствуют.
Из представленной в материалы дела выписки индивидуального лицевого слета застрахованного лица Максимовой Н.П. следует, что в период с 1 июля 2022 г. по 31 июля 2022 г. КГКСУ "Центр оценки качества образования" застрахованному лицу была перечислена денежная сумма в размере 5781 рубль 57 копеек.
По информации, имеющейся в распоряжении ОСФР по Красноярскому краю, сведения по форме "СЗВ-М" о факте работы Максимовой Н.П. за июль 2022 г. были сданы страхователем КГКСУ "ЦОКО" в августе 2022 г.
Разрешая спор, исходя из того, что Максимова Н.П. в трудовых отношениях с КГКСУ "Центр оценки качества образования" не состояла, с 27 июня 2022 г. по 30 августа 2022 г. являлась неработающим пенсионером, по состоянию на 1 июля 2022 г. истец не была трудоустроена, в связи с чем имела право на перерасчет пенсии с первого числа месяца, следующего за прекращением работы, то есть с 1 июля 2022 г, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда с указанными выводами суда первой инстанции не согласилась, указав, что на момент вынесения решения об отказе в перерасчете пенсии, ОСФР по Красноярскому краю располагало информацией об осуществлении в июле 2022 г. пенсионером Максимовой Н.П. оплачиваемой трудовой деятельности на основании сведений представленных КГКСУ "Центр оценки качества образования" в установленном законом порядке, страхователем КГКСУ "Центр оценки качества образования" сданные сведения по форме "СЗВ-М" за июль 2022 г. в отношении Максимовой Н.П.-не были отменены в порядке действующего законодательства (форма СЗВ-М с типом "Отменяющая" не подавалась), сданные сведения по форме СЗВ-М соответствуют форме СЗВ-СТАЖ.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что при определении оснований перерасчета пенсионный орган обязан руководствоваться сведениями персонифицированного учета, наличие в данных индивидуального персонифицированного учета сведений о Максимовой Н.П. как о работающем лице в июле 2022 г, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности решения пенсионного органа об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости и отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Определение порядка индексации пенсий как одного из способов повышения их размеров является прерогативой законодателя, который вправе, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, изменять установленное им в данной сфере регулирование, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития и соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ) (в редакции действовавшей по состоянию на 1 июля 2022 г.).
Согласно положениям статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ, размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года; 2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; 3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 указанного Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Из положений части 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ следует, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 данной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
В силу частей 6, 7 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
В силу абзаца 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ (в редакции на момент разрешения спора) застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору, а также лиц, получающих страховые пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющихся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход").
Согласно статье 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ), в редакции действовавшей в спорный период, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения (по форме СЗВ-М), где указываются: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно пункту 2.4 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу, приостановления и возобновления действия трудового договора и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя, отчество; 3) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, представляются: с 1 января 2020 года - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место случаи, указанные в пункте 2.4 настоящей статьи. При представлении указанных сведений впервые в отношении зарегистрированного лица страхователь одновременно представляет сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя (подпункт 1 пункта 2.5 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ)
В соответствии с пунктом 25 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 апреля 2020 г. N211н, индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного (зарегистрированного) лица.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2018 г. N1488-О, реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель определилпорядок индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии для пенсионеров, прекративших осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, предусмотрев, что уточнение факта осуществления либо прекращения пенсионерами работы и указанной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В силу пункта 100 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 5 августа 2021 г. N545н, при прекращении осуществления работы и (или) иной деятельности суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ, выплачиваются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
Из указанных положений пенсионного законодательства следует, что в случае осуществления пенсионером трудовой деятельности назначенная страховая пенсия с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачивается без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Соответствующий перерасчет пенсии с учетом индексации (увеличения) и корректировки производится в связи с увольнением пенсионера с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности. Сведения об осуществлении (прекращении) пенсионером работы и (или) иной деятельности пенсионный орган ежемесячно получает от работодателей в сроки и по форме, предусмотренным Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ, на основании которых выносит решение о выплате пенсии, определенной в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, в месяце, следующем за месяцем получения указанных сведений от работодателей (часть 6 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ). Выплата пенсии в новом размере производится начиная с месяца, следующего за месяцем вынесения решения о перерасчете пенсии (часть 7 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Частью 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении ГИА в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении ГИА, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению ГИА. Размер и порядок выплаты такой компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение ГИА.
В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.
Согласно пункта 1 Порядка выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим в ее проведении, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на проведение указанной государственной итоговой аттестации, установленного постановлением Правительства Красноярского края от 7 августа 2018 г. N452-п (далее - Порядок), Порядок выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим в ее проведении, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на проведение указанной государственной итоговой аттестации (далее - Порядок), устанавливает механизм выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее соответственно - компенсация, ГИА) педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим по решению уполномоченного Правительством Красноярского края органа исполнительной власти Красноярского края в сфере образования (далее - министерство образования Красноярского края) в ее проведении, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на проведение указанной ГИА (далее соответственно - педагогические работники, иные лица, совместно именуемые - работники).
В соответствии с пунктом 2 Порядка компенсация выплачивается работникам, участвующим по решению министерства образования Красноярского края в проведении ГИА на основании приказа министерства образования Красноярского края.
Работник или представитель работника представляет в КГКСУ "ЦОКО" или КГБУ "МФЦ" заявление и документы, указанные в пункте 3 Порядка, для получения компенсации за участие в проведении ГИА: в досрочный и дополнительный периоды - в течение 25 дней со дня завершения каждого из них; в основной период - в течение 45 дней со дня его завершения (пункт 5 Порядка).
Согласно пункту 19 Порядка КГКСУ "ЦОКО" осуществляет выплату работникам компенсации за участие в проведении ГИА: в досрочный период - в срок до 5 августа; в основной период - в срок до 5 декабря; в дополнительный период - в срок до 25 декабря.
Как разъяснил Минфин России в Письме от 10 октября 2019 г. N03-15-07/77728, выплата денежной компенсации педагогу является оплатой за выполнение им работ (оказание услуг) по подготовке и проведению ГИА, а не возмещением затрат.
Даже если письменный договор не заключен, факт выполнения педагогами работ по подготовке и проведению ГИА по решению уполномоченных органов исполнительной власти соответствует признакам договора подряда либо договора возмездного оказания услуг, предусмотренным соответственно статьями 702 и 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые могут быть заключены, в том числе, и в устной форме с учетом положений статей 432 и 434 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного выплаты компенсации педагогам облагаются страховыми взносами как выплаты, производимые по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, независимо от источника финансирования данных выплат, а также от факта заключения с педагогическими работниками гражданско-правовых договоров в письменной форме.
Таким образом, по смыслу приведенных выше нормативных положений, выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии поставлена в зависимость от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, подлежащей обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что КГКСУ "ЦОКО" были произведены выплаты компенсации педагогическим работникам, участвовавшим в проведении государственной итоговой аттестации, подлежащие обложению страховыми взносами, КГКСУ "ЦОКО" по смыслу абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", абзаца четвертого статьи 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в отношении педагогических работников, участвовавших в проведении государственной итоговой аттестации, является страхователем по обязательному пенсионному страхованию в отношении истца.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ страховой стаж - страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что истец привлекался по решению Министерства образования Красноярского края для организации и проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) в основной период 2022 г. - с 19 мая 2022 г. по 9 июля 2022 г, выплата компенсации Максимовой Н.П. за участие в организации и проведении ГИА произведена КГКСУ "ЦОКО" в июле 2022 г, КГКСУ "ЦОКО" были предоставлены в пенсионный орган сведения об истце по форме "СЗВ-М" за июль 2022 г. и уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, исходя из того, что при определении оснований перерасчета пенсионный орган обязан руководствоваться сведениями персонифицированного учета, наличия в данных индивидуального персонифицированного учета сведений о Максимовой Н.П. как о работающем лице в июле 2022 г, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для признания решения пенсионного органа об отказе в перерасчете страховой пенсии незаконным, возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 июля 2022 г.
Вопреки доводам кассационной жалобы суд апелляционной инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные сторонами по делу доказательства, дал им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в обжалуемом судебном акте, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют доводы искового заявления Максимовой Н.П, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения обжалуемого апелляционного определения, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции, являются процессуальной позицией истца, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом были допущены нарушения норм материального и процессуального права, влекущие отмену вынесенного судебного постановления в кассационном порядке.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 9 октября 2023 г. все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судом материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного постановления не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии Красноярского краевого суда от 9 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Максимовой Наталии Петровны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.