Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Андугановой О.С, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-103/2023 (УИД 42RS0009-01-2022-005698-04) по иску Долматова Александра Анатольевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу об оспаривании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 18 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 3 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Долматов Александр Анатольевич (далее по тексту - Долматов А.А, истец) обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхований Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее по тексту - ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу, ответчик) об оспаривании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что 14 июня 2022 г. истец обратился в ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 21 июня 2022 г. N истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Полагает, что с учетом включения спорных периодов работы в его льготный стаж, он приобрел право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, просил учесть характер выполняемой работы, зачесть спорные периоды на соответствующих видах работ без дополнительной проверки постоянной занятости в течение полного рабочего дня.
С учетом изложенного истец просил суд признать незаконным решение ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 21 июня 2022 г. N об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", включить в страховой стаж по Списку N 2 периоды работы с 8 октября 1986 по 9 марта 1987 гг. в качестве транспортировщика в цехе N3 на Топкинском механическом заводе, с 10 марта 1987 по 1 апреля 1990 г. в качестве слесаря в цехе N 3 на Топкинском механическом заводе, со 2 апреля 1990 по 25 января 1991 гг. в качестве наждачника в цехе N3 на Топкинском механическом заводе, обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу назначить ему досрочную страховую пенсию по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты возникновения права, то есть с 27 июня 2022 г.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 18 апреля 2023 г. исковые требования удовлетворены частично, признано незаконным решение ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 21 июня 2022 г. N в части не включения в специальный страховой стаж истца по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы Долматова с 21 июня 1988 г. по 1 июля 1988 г. - наждачником в литейном цехе N 3 Топкинского механического завода механического завода, со 2 апреля 1990 по 23 декабря 1990 г. и 25 января 1991 г. - наждачником в литейном цехе N 3 Топкинского механического завода, на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу возложена обязанность включить в страховой стаж Долматова А.А. в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 21 июня 1988 г. по 1 июля 1988 г. - наждачником в литейном цехе N 3 Топкинского механического завода механического завода, со 2 апреля 1990 г. по 23 декабря 1990 г. и 25 января 1991 г. - наждачником в литейном цехе N3 Топкинского механического завода, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано, с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу в пользу Долматова А.А. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 3 октября 2023 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово от 18 апреля 2023 г. отменено в части отказа в признании незаконным решения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу от 21 июня 2022 г. N, в части отказа во включении периодов работы истца Долматова А.А. по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 10 марта 1987 г. по 25 июня 1987 г, с 1 июля 1987 по 20 декабря 1987 г, с 1 января 1988 г. по 20 июня 1988 г, с 2 июля 1988 г. по 1 апреля 1990 г. в качестве слесаря на горячем участке в литейном цехе Топкинского механического завода, взыскании государственной пошлины, в указанной части принято новое решение, которым признано незаконным решение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу от 21 июня 2022 г. N в части отказа во включении периодов работы, подлежащих включению в стаж на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 10 марта 1987 г. по 25 июня 1987 г, с 1 июля 1987 г. по 20 декабря 1987 г, с 1 января 1988 г. по 20 июня 1988 г, со 2 июля 1988 г. по 1 апреля 1990 г. в качестве слесаря на горячем участке в литейном цехе Топкинского механического завода, на ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу возложена обязанность включить в страховой стаж Долматова А.А. по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 10 марта 1987 г. по 25 июня 1987 г, с 1 июля 1987 г. по 20 декабря 1987 г, с 1 января 1988 г. по 20 июня 1988 г, со 2 июля 1988 г. по 1 апреля 1990 г. в качестве слесаря на горячем участке в литейном цехе Топкинского механического завода, в остальной части решение Центрального районного суда г. Кемерово от 18 апреля 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу просит отменить решение Центрального районного суда г. Кемерово от 18 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 3 октября 2023 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, Долматов А.А. 14 июня 2022 г. обратился в ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. "О страховых пенсиях"
Решением ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 21 июня 2022 г. N Долматову А.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ по Списку N 2, при требуемом, с учетом уменьшения возраста, 6 лет 3 месяца.
Данным решением ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу не включены в страховой стаж истца спорные периоды работы с 8 октября 1986 г. по 9 марта 1987 г. (5 месяцев 2 дня) в качестве транспортировщика в цехе N 3 на Топкинском механическом заводе, так как документально не подтверждена занятость полный рабочий день на обрубных, формовочных, стержневых и выбивных участках работ в литейном производстве металообработки, с 10 марта 1987 г. по 1 апреля 1990 г. (3 года 22 дня) в качестве слесаря в цехе N 3 на Топкинском механическом заводе, так как документально не подтверждена занятость полный рабочий день на горячих участках работ в литейном производстве металообработки, со 2 апреля 1990 г. по 25 января 1991 г. (9 месяцев 24 дня) в качестве наждачника в цехе N 3 на Топкинском механическом заводе, так как документально не подтверждена занятость полный рабочий день обработкой литья и сварных изделий абразивными кругами и пневматическим инструментом в литейном производстве металообработки.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица следует, что Долматов А.А. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 20 ноября 2000 г.
Из трудовой книжки Долматова А.А. следует, что 29 сентября 1986 г. Долматов А.А. принят в литейный цех учеником формовщика Топкинского механического завода на основании приказа N от 29 сентября 1986 г, 23 октября 1986 г. - переведен в литейном цехе транспортировщиком, а 10 марта 1987 г. переведен в литейном цехе слесарем на горячих работ по 2 разряду, со 2 апреля 1990 г. переведен в литейном цехе N3 наждачником, откуда 25 января 1991 г. уволен по собственному желанию.
В приказе Топкинского механического завода Кемеровское НПО "Промавтоматика" от 27 октября 1986 г. N значится: ученик формовщика литейного цеха (N 3), Долматова А.А. с его согласия с 8 октября 1986 г. переведен в этом цехе транспортировщиком. Оплата по косвенно - сдельной системе.
В трудовую книжку Долматова А.А. дата перевода работника - 23 октября 1986 г. на профессию: транспортировщик внесена не в соответствии с датой 8 октября 1986 г, указанной в тексте приказа от 27 октября 1986 г. N.
Согласно приказу Топкинского механического завода Кемеровское НПО "Промавтомат" от 13 марта 1987 г. N транспортировщик литейного цеха (N 3) Долматов А.А, с его согласия с 10 марта 1987 г. переведен в этом же цехе слесарем на горячих участках работ по 2 разр. - 3 сетке.
Приказом от 21 июня 1988 г. N о переводе на другую работу Долматов А.А. временно с 21 июня 1988 г. по 1 июля 1988 г. переведен в литейном цехе N3 с профессии: слесарь литейного цеха 2 разряда на профессию: наждачник. Продолжительность рабочего дня (рабочей недели) при работе с неполным рабочим днем, оплата сдельная с доплатой до среднего при условии выполнения нормы выработки. Основания перевода: производственная необходимость замещение отсутствующего работника.
В приказе от 18 апреля 1990 г. N о переводе на другую работу значится Долматов А.А, со 2 апреля 1990 г. переведен постоянно в литейном цехе N 3 с профессии: слесарь 2/5 разряда на профессию: наждачник 2/5 разряда.
В приказе от 24 декабря 1990 г. N о переводе на другую работу значится Долматов А.А, переведен постоянно с 24 декабря 1990 г. по 24 января 1991 г. в литейном цехе N3 с профессии: наждачник 2/5 разряда, на профессию: слесарь 2/5 разряда. Продолжительность рабочего дня (рабочей недели) при работе с неполным рабочим днем, оплата сдельная с доплатой до среднего. Основание перевода: постановление врачебной комиссии (легкий труд).
Приказом (распоряжением) N от 25 января 1991 г. о прекращении трудового договора, Долматов А.А, наждачник, участок (цех) уволен 25 января 1991 г. по статье 31 КЗоТ РСФСР. Причина увольнения: состояние здоровья.
Из архивной справки "Государственный архив документов по личному составу Кузбасса Кемерово" от 19 августа 2022 г. N, следует, что Долматов Александр Анатольевич с 29 сентября 1986 г. был принят учеником формовщика в литейный цех N3 Топкинского механического завода (приказ от 29 сентября 1986 г. N), с 8 октября 1986 г. переведен транспортировщиком в литейном цехе N3 (приказ от 27 октября 1986 г. N), с 10 марта 1987 г. переведен слесарем на горячих участках работ по 2 разряду в литейном цехе N 3 (приказ от 13 марта 1987 г. N), с 21 декабря 1987 г. по 31 декабря 1987 г. переведен грузчиком в ОМТС с сохранение: заработной платы (приказ N, сведения взяты из лицевого счета), с 21 июня 1988 г. по 1 июля 1988 г. - слесарь литейного цеха N 3 переведен наждачником в литейном цехе N 3 (приказ от 21 июня 1988 г. N), со 2 апреля 1990 г. - слесарь литейного цеха N 3 переведен наждачником в литейном цехе N 3 (приказ от 18 апреля 1990 г. N), с 21 декабря 1990 г. по 24 января 1991 г. - наждачник литейного цеха N 3 переведен слесарем в литейном цехе N 3 (приказ от 24 декабря 1990 г. N), с 25 января 1991 г. - наждачник литейного цеха N 3 уволен по статье 31 КЗоТ РСФСР (приказ от 25 января 1991 г. N).
В личной карточке и лицевых счетах имеются сведения об отвлечениях от основной работы: на 4 марта 1987 г. освобожден от работы для участия в работе клуба "Воин интернационалист" с сохранением среднего заработка (приказ от 3 марта 1987 г. N), на 20 июня 1987 г. переведен в ПМК-4 (приказ N, дата не указана), 15 ноября 1988 г. направлен на семинар горкома КПСС с сохранением заработка (приказ от 15 ноября 1988 г. N), на 13 января 1989 г. освобожден от работы для участия в работе пленума ГК ВЛКСМ с сохранением среднего заработка (приказ от 12 января 1989 г. N), на 21 января 1989 г. освобожден от работы с сохранением средней заработной платы (приказ N, дата не указана).
Сведений о нахождении в отпусках без сохранения заработной платы, военных сборах, периодах учебы в личной карточке и лицевых счетах нет.
Согласно личной карточке Долматова А.А. за период в ТМЗ сведения, указанные в личной карточке работника о приеме на работу, переводах в иные профессии (за даты начала периода перевода с 24 декабря 1990 г. по 24 января 1991 г. наждачник на профессию слесарь), отвлечениях от основной работы, аналогичны сведениям, содержащимися в вышеуказанной архивной справке от 19 августа 2022 г. N
Представленное письмо ГКУ "Государственный архив документов по личному составу Кузбасса в г. Кемерово" от 19 августа 2022 г. N содержит сведения о том, что документы по производственной деятельности Топкинского механического завода, табели учета отработанного времени, списки профессий, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, на хранение в ГКУ "Государственный архив документов по личному составу Кузбасса в г. Кемерово" не поступали.
Определением суда первой инстанции от 18 октября 2022 г. по делу была назначена экспертиза по условиям труда, проведение которой поручено Министерству труда и занятости Кемеровской области - Кузбасса.
Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 N 775н "Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда" установлено, что объектом государственной экспертизы условий труда является рабочее место работника (рабочие места) учреждения.
Ранее действовавший Порядок проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 августа 2014 г. N549н предусматривал проведение судебных экспертиз, без исследования фактического рабочего места работника (рабочих места).
Однако, вместо заключения экспертизы в суд направлены письменные пояснения от 14 февраля 2023 г. N, содержащие противоречия в части периодов работы истца Долматова А.А, которые не являются заключением эксперта и к ним не может быть отнесена часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о включении двух периодов работы истца Долматова А.А. в качестве наждачника.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о включении периода работы истца Долматова А.А. в качестве наждачника, при этом не согласился с решением суда первой инстанции в части требований истца Долматова А.А. о включении периодов работы с 10 марта 1987 г. по 1 апреля 1990 г. в качестве слесаря на горячем участке в литейном цехе Топкинского механического завода, поскольку суд первой инстанции не учел письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 г, согласно которому если по информации, содержащийся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а именно профессии или должности прямо предусмотренной Списками N 1 и N 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 или постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 1 января 1992 г, рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Как следует из трудовой книжки, приказов, изданных в отношении в истца Долматов А.А. переведен слесарем на горячих участках работ по 2 разряду в цех N 3 Топкинского механического завода, откуда переведен наждачником со 2 апреля 1990 г, из архивной справки также следует перевод Долматова А.А. слесарем на горячих участках работ по 2 разряду в литейном цехе N 3.
Из личной карточки Долматова А.А. усматривается отвлечения, за которые не сохранялась заработная плата, перевод в ПМК и в качестве грузчика, которые включению в стаж на соответствующих видах работ не подлежат.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что период работы Долматова А.А. в качестве транспортировщика в стаж на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" включен быть не может, поскольку Список N2 содержит наименование должности "Транспортировщик на обрубных, формовочных, стержневых и выбивных участках работ", т.е. транспортировщик в литейном производстве должен был быть на участке обрубном, формовочном, стержневом и выбивном, но именования транспортировщик без указания участков Списками не предусмотрен.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г. (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
В соответствии с частью 1 статьи 13 названного Федерального закона "О страховых пенсиях" исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьей 11 и 12 данного Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено право Правительства Российской Федерации утверждать при необходимости списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия назначается досрочно, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения страховой пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Список N 2 от 26 января 1991 г.);
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В разделе XV. Металлообработка, подразделе 1. Литейное производство Списка N 2 от 22 августа 1956 г. предусмотрены транспортировщики на обрубных, формовочных, стержневых и выбивных участках работ, слесари на горячих участках работ.
Согласно пункту 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. N 1, утвержденным приказом Министерства труда и занятости населения РСФСР N 3, Министерства социальной защиты населения РСФСР N 235 от 8 января 1992 г. "О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517", действующих в спорный период, право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом, в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.
Аналогичные положения содержатся в пункте 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, действующих в настоящее время, где указано, что под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Таким образом, ранее действующее пенсионное законодательство указанных требований не содержало, следовательно, подтверждение постоянной занятости выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня, до 1 января 1992 года не требовалось.
Кроме того, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 г, если по информации, содержащийся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а именно профессии или должности прямо предусмотренной Списками N1 и N2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N1173 или постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 1 января 1992 г, рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Согласно разъяснению Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 г. N5/8 "О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", утвержденному постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 г. N 81/8 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" и о признании утратившими силу ранее принятых разъяснений и постановлений по вопросам назначения пенсий на льготных условиях и в льготных размерах", указано, что наждачникам литья пенсию по Списку N1 (1956 г.) (раздел XI "Металлообработка", подраздел 1. "Литейное производство") следовало назначать, как обрубщикам, вырубщикам и опиловщикам фасонного литья на наждаках и вручную.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из подтверждения работы истца в спорные периоды в должностях, предусмотренных Списком N 2 от 22 августа 1956 года, при этом ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу оспаривается подтверждение занятости истца в спорные периоды полный рабочий день, тогда как ранее действующее пенсионное законодательство указанных требований о необходимости подтверждения постоянной занятости не менее 80% рабочего времени не содержало, подтверждение постоянной занятости выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня, до 1 января 1992 г. не требовалось, в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 г. также отмечено, что если по информации, содержащийся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а именно профессии или должности прямо предусмотренной Списками N1 и N2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 или постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 1 января 1992 г, рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную в суде первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учеты судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемых судебных актов, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией ответчика, основаны на субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела были допущены нарушения, влекущие отмену судебных актов в кассационном порядке.
Фактически доводы, приведенные в кассационной жалобе, сводящиеся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Юридически значимые обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций определены правильно, выводы должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 18 апреля 2023 г. в части, оставленной без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 3 октября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 3 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.