Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Жуленко Н.Л, судей Татаринцевой Е.В. и Долматовой Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи гражданское дело N 19RS0004-01-2023-000155-29 по прокурора Аскизского района Республики Хакасия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Аскизского района Республики Хакасия, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Хакасия, Министерству финансов Республики Хакасия, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Хакасия о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированных свалок
по кассационным жалобам Министерства финансов Республики Хакасия, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Хакасия на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 19 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Татаринцевой Е.В, выслушав представителя Министерства финансов Республики Хакасия - Черную Е.А, представителя Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Хакасия - Смондыреву Н.А, поддержавших доводы кассационных жалоб, прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, возражавшего против доводов кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Аскизского района Республики Хакасия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия (далее - администрация Аскизского сельсовета) о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированных свалок.
В обоснование иска указал, что в ходе проведения надзорных мероприятий в сфере соблюдения законодательства об отходах производства и потребления выявлено наличие на территории Аскизского сельсовета несанкционированных свалок, состоящих из изделий из натуральной древесины, утративших потребительские свойства, отходов упаковки и упаковочных материалов из бумаги и картона, пленки из полиэтилентерефталата, полиэтиленовой тары, тары стеклянной. В связи с тем, что виновные в несанкционированном накоплении отходов лица не установлены, сведений о зарегистрированных правах и обременениях на данные земельные участки, на которых обнаружены свалки, не имеется, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок должна быть возложена на администрацию Аскизского сельсовета.
Просил обязать администрацию Аскизского сельсовета в срок до 31 декабря 2023 г. организовать деятельность по ликвидации несанкционированных свалок по адресам: на расстоянии 990 м на восток от дома "адрес" общей площадью 5312 кв.м; на расстоянии 1442 м на запад от дома "адрес" общей площадью 7459 кв.м; на расстоянии 257 м на восток от дома "адрес" площадью 2289 кв.м.
Определением суда от 18 апреля 2023 г. произведена замена ненадлежащего ответчика - администрации Аскизского сельсовета на администрацию Аскизского района Республики Хакасия.
Решением Аскизского районного суда Республики Хакасия от 3 мая 2023 г. исковые требования прокурора Аскизского района Республики Хакасия к администрации Аскизского района Республики Хакасия удовлетворены.
На администрацию Аскизского района возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать деятельность по ликвидации трех несанкционированных свалок по адресам: на расстоянии 990 м на восток от дома "адрес" общей площадью 5312 кв.м; на расстоянии 1442 м на запад от дома "адрес" общей площадью 7459 кв.м; на расстоянии 257 м на восток от дома "адрес" общей площадью 2289 кв.м.
Определением от 11 июля 2023 г. судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции и привлекала к рассмотрению дела в качестве соответчиков Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства п Республике Хакасия, Министерство финансов Республики Хакасия, Министерство природных ресурсов и экологии Республик Хакасия.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 19 сентября 2023 г. решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от 3 мая 2023 г. отменено, принято новое решение, которым принято признание представителем администрации Аскизского района Республики Хакасия Мамышевым Э.А. исковых требований прокурора Аскизского района Республики Хакасия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок и участию в софинансировании в равных долях в ликвидации несанкционированных свалок.
Исковые требования прокурора Аскизского района Республики Хакасия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Аскизского района Республики Хакасия, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Хакасия о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированных свалок, удовлетворены.
На администрацию Аскизского района Республики Хакасия в срок до 31 марта 2024 г. возложена обязана организовать деятельность по ликвидации трех несанкционированных свалок по адресам: на расстоянии 990 м на восток от дома "адрес" общей площадью 5312 кв.м; на расстоянии 1442 м на запад от дома "адрес" общей площадью 7459 кв.м; на расстоянии 257 м на восток от дома "адрес" общей площадью 2289 кв.м.
На администрацию Аскизского района Республики Хакасия, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия, Министерство финансов Республики Хакасия возложена обязанность в равных долях профинансировать мероприятия по ликвидации трех несанкционированных свалок по адресам: на расстоянии 990 м на восток от дома "адрес" общей площадью 5312 кв.м; на расстоянии 1442 м на запад от дома "адрес" общей площадью 7459 кв.м; на расстоянии 257 м на восток от дома "адрес" общей площадью 2289 кв.м.
В удовлетворении исковых требований прокурора Аскизского района Республики Хакасия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Хакасия о ликвидации несанкционированных свалок отказано.
В кассационных жалобах Министерства финансов Республики Хакасия, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Хакасия изложена просьба об отмене постановления суда апелляционной инстанции, как незаконного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права.
Министерство финансов Республики Хакасия в обоснование жалобы ссылается на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу, так как государственной программой Республики Хакасия "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов в Республике Хакасия" на 2023 - 2028 гг, утверждённой постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 ноября 2013 г. N 623, предусмотрено предоставление субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на софинансирование расходов бюджетов муниципальных образований на ликвидацию мест несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов, и ответственным исполнителем и главным распорядителем бюджетных средств является Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия.
При этом Министерство финансов Республики Хакасия не наделено полномочиями по реализации политики и осуществлению управления в области отношений, связанных с охраной окружающей среды, а также в области обращения с отходами.
Кроме того, судебным решением на Министерство финансов Республики Хакасия возложена обязанность профинансировать мероприятия по ликвидации трёх несанкционированных свалок в Азскизском районе за счёт собственных средств министерства, предназначенных на содержание сотрудников министерства, и не указано, что финансирование мероприятий должно производить за счёт средств казны Республики Хакасия.
В обоснование жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Хакасия указано на необоснованное признание органом местного самоуправления иска с учётом требований о софиансировании расходов на ликвидацию свалок в равных долях.
Кассатор полагает, что с учётом наделения органов местного самоуправления правом распоряжаться земельным участком на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района, надлежащим ответчиком будет являться орган местного самоуправления муниципального района.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с актом осмотра от 27 марта 2023 г. заместителем прокурора Аскизского района ФИО1 с участием ведущего специалиста Межмуниципального отдела по г. Саяногорску, г. Абаза и Аскизскому району управления Государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия произведен осмотр трех земельных участков, на которых обнаружены несанкционированные свалки отходов, расположенных по адресам: на расстоянии 990 м на восток от дома "адрес" общей площадью 5 312 кв.м; на расстоянии 1 442 м на запад от дома "адрес" общей площадью 7459 кв.м; на расстоянии 257 м на восток от дома "адрес" общей площадью 2 289 кв.м. В числе установленных отходов: изделия из натуральной древесины, утратившие потребительские свойства, незагрязненные; отходы упаковки и упаковочных материалов из бумаги и картона незагрязненные; отходы пленки из полиэтилентерефталата незагрязненные; отходы полиэтиленовой тары незагрязненной; тара стеклянная незагрязненная. При осмотре произведена фотосъемка на фотокамеру сотового телефона.
Ведущим специалистом-экспертом Межмуниципального отдела по г. Саяногорску, г. Абаза и Аскизскому району управления Государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия ФИО2 проведено обследование земельных участков, на которых прокурор просил организовать деятельность по ликвидации несанкционированных свалок, о чем составлены справки от 28 декабря 2022 г. и 27 марта 2023 г, согласно которым координаты границ свалок определены и наложены на сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН). Установлено, что земельные участки под свалками твердых коммунальных отходов в соответствии со сведениями из ЕГРН на государственном кадастровом учете не состоят, расположены на территории Аскизского района Республики Хакасия, права и обременения на них не зарегистрированы.
Разрешая спор, установив, что лицо, виновное в несанкционированном размещении отходов, не выявлено, свалки находятся на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, суд первой инстанции пришёл к выводу об удовлетворении иска прокурора и возложении обязанности по организации ликвидации несанкционированных свалок на администрацию Аскизского рациона Республик Хакасия.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия не согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием и, учитывая позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30 мая 2023 г. N 27-П, приняв признание иска органом местного самоуправления, возложила обязанность по организации деятельности по ликвидации трёх свалок несанкционированных отходов на администрацию Аскизского района Республики Бурятия, обязав как орган местного самоуправления, так и Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия, Министерство финансов Республики Хакасия в равных долях профинансировать мероприятия по ликвидации указанных несанкционированных свалок.
В удовлетворении требований прокурора Аскизского района Республики Хакасия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Хакасия о ликвидации несанкционированных свалок судом второй инстанции отказано.
В соответствии со статьёй 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков возлагается обязанность проводить мероприятия как по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, так и по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах производства и потребления)).
Пунктом 1 статьи 13.4 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила N 1156), территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.
Как указано в пункте 18 Правил N 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
При этом под несанкционированными свалками отходов понимаются территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов (пункт 4.13 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введённого в действие постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст).
Постановлением от 30 мая 2023 г. N 27-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами.
Указанные законоположения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой они, действуя в нормативной связи, служат основанием для решения вопроса о возложении на орган местного самоуправления муниципального образования (в частности, городского поселения или муниципального района) обязанности по самостоятельной (за счет средств местного бюджета) ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или о взыскании с данного муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией указанных мест в случае, когда этот орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно либо не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если указанные места расположены в границах данного муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, либо на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Оспоренные положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, применяемые совокупно или обособленно, являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования соответствующей обязанности или для взыскания таких расходов в указанном случае, если места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов расположены в границах муниципального образования:
на земельных участках, находящихся в государственной собственности, поскольку не обеспечено финансирование (либо - если доказано, что твердые коммунальные отходы размещены преимущественно населением муниципального образования, - справедливое гарантированное софинансирование) Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации исполнения органами местного самоуправления указанной обязанности;
на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при этом отсутствуют как прямое указание в федеральном законодательстве на полномочия органов местного самоуправления по ликвидации таких мест на указанных землях и земельных участках, сопровождаемое одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или субъектов Российской Федерации в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, так и закон субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов;
притом что не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
Конституционный суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований соответствующую обязанность либо предусматривающих взыскание с муниципального образования таких расходов в указанном случае. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с пунктом 1 резолютивной части данного Постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. Неисполнение такого судебного решения до получения из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации соответствующего финансирования или справедливого (в объеме, не менее установленного в судебном решении) софинансирования и до истечения разумного срока на использование соответствующих средств по целевому назначению не должно быть основанием для взыскания с муниципального образования или органа местного самоуправления исполнительского сбора либо для применения ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения данного постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора):
из федерального бюджета - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в федеральной собственности;
из бюджета субъекта Российской Федерации - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;
из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
При этом такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
С учётом того, что земельные участки, на которых расположены свалки твёрдых коммунальных отходов, находятся на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, что не оспаривалось сторонами, суд апелляционной инстанции в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в указанном постановлении, обоснованно пришёл к выводу о возложении в равных долях обязанности профинансировать ликвидацию трёх несанкционированных свалок на администрацию Аскизского района Республики Бурятия, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия, Министерство финансов Республики Хакасия, обязанность по организации ликвидации которых возложена этим же судебным постановлением на орган местного самоуправления.
Доводы кассационной жалобы Министерства финансов Республики Хакасия о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежат отклонению судебной коллегией, так как кассатором не представлено доказательств того, что финансирование работ по ликвидации указанных в апелляционном определении свалок вошло в государственную программу Республики Хакасия "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов в Республике Хакасия" на 2023 - 2028 гг, утверждённую постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 ноября 2013 г. N 623, а также включено в размер предоставляемой Министерству природных ресурсов и экологии Республики Хакасия субвенции.
Более того, как указал кассатор в своей жалобе, согласно пункту 5 Порядка представления и распределения субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований на софинансирование расходов бюджетов муниципальных образований на ликвидацию мест несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов, субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований, прошедшим отбор на право получения субсидии, в связи с чем исполнение судебного решения не может быть поставлено в зависимость от результатов указанного отбора.
При этом неуказание в судебном решении о том, что финансирование мероприятий должно осуществляться ответчиками за счёт средств казны, не является основанием для отмены оспариваемого судебного акта, поскольку может быть устранено порядке статьи 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Хакасия на необоснованное принятие судом второй инстанции признания органом местного самоуправления иска подлежат отклонению судом кассационной инстанции, так как иск был заявлен к трём ответчикам, соответственно, признание иска было принято судом апелляционной инстанции в части прав и обязанностей, возложенных на орган местного самоуправления, - администрацию Аскизского района Республики Хакасия.
Доводы кассатора о том, что надлежащим ответчиком будет являться орган местного самоуправления подлежат отклонению судебной коллегией, как основанные на неверном толковании норм права, а также разъяснений, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2023 г. N 27-П.
При оценке судом апелляционной инстанции доказательств нарушения требований статьей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации допущено не было. Выводы суда мотивированны и в кассационных жалобах по существу не опровергнуты. Каких-либо нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда апелляционной инстанции не усматривается.
Изложенные в кассационных жалобах суждения не содержат обстоятельств, которые не проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и повлияли бы на обоснованность и законность судебного акта.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалоб и отмены оспариваемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 19 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства финансов Республики Хакасия, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Хакасия- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.