Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО2 на решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 11 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО2 к департаменту архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска, администрации города Хабаровска о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратилась в Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края с административным исковым заявлением к департаменту архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска (далее - Департамент), в котором просила признать незаконным решение административного ответчика о выдаче ФИО3 разрешения на строительство от 17 августа 2022 года N 27-23-68-2022.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является собственником "адрес" многоквартирном жилом "адрес"А по "адрес" с данным многоквартирным домом расположен земельный участок с кадастровым номером N, площадью 18081 кв. м, на котором ФИО3 на основании выданного ему Департаментом разрешения на строительство от 17 августа 2022 года N 27-23-68-2022 возводит многофункциональный жилой комплекс с нежилыми помещениями и подземной автостоянкой.
По мнению ФИО2, у ФИО3 отсутствуют какие-либо права на земельный участок с кадастровым номером "адрес", что в силу положений действующего градостроительного законодательства являлось препятствием к выдаче разрешения на строительство.
Определениями судьи Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 15 ноября и 19 декабря 2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрация города Хабаровска (далее - Администрация), в качестве заинтересованных лиц: ФИО3 и ФИО1.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 11 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 июня 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 было отказано.
19 октября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца, поданная через Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края 3 октября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 6 ноября 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Участвующие в деле лица, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 11 января 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 июня 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, 12 августа 2020 года между Департаментом и ФИО1 на основании протокола от 3 июля 2020 года N 9 о результатах аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на срок до 11 августа 2027 года заключён договор аренды N 123 в отношении земельного участка с кадастровым номером N, площадью 18081 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешённого использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), местоположение которого определено примерно в 15 м на юг от ориентира - жилого здания (адрес ориентира: "адрес").
Между ФИО1 с ФИО3 17 декабря 2021 года заключён договор N 1 переуступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 12 августа 2020 года N 123.
Право аренды ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером N зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 27 декабря 2021 года (регистрационный N).
12 августа 2022 года ФИО3 обратился в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "Многофункциональный жилой комплекс по "адрес", в "адрес". 1, 2 очередь. 1-ый этап: Многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями и подземной автостоянкой (корпус N1)" в пределах границ земельного участка с кадастровым номером N.
По результатам рассмотрения данного заявления и приложенных к нему документов 17 августа 2022 года Администрацией в лице Департамента ФИО3 выдано разрешение на строительство заявленного объекта N 27-23-68-2022 сроком действия до 17 февраля 2025 года.
Считая, что разрешение на строительство выдано в отсутствие у заявителя правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером N, ФИО2 обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешённым использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень документов, которые застройщик должен приложить к заявлению о выдаче разрешения на строительство, поданному в уполномоченный орган, к числу которых пункт 1 части 7 указанной статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации относит правоустанавливающие документы на земельный участок.
Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (пункт 1); проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (пункт 2); выдаёт разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (пункт 3).
Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведён в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и содержит указание на отсутствие документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, проанализировав положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что со стороны ФИО3 в уполномоченный орган местного самоуправления были представлены документы, перечисленные в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (включая правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером N) и необходимые для выдачи разрешения на строительство. Предусмотренных частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в выдаче ФИО3 разрешения на строительство у административного ответчика не имелось.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами судов нижестоящих инстанций у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные по делу обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Вопреки доводам кассационной жалобы, указание в мотивировочной части апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19 апреля 2022 года по делу N по исковому заявлению департамента муниципальной собственности Администрации к ФИО1 о взыскании задолженности по арендным платежам и пени на то, что ФИО1 был не вправе уступать свои права по договору аренды земельного участка ФИО3 и осуществлять перевод долга по своим обязательствам иным лицам, не могут свидетельствовать об отсутствии у ФИО3 зарегистрированного права аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером N.
Из содержания частей 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ) следует, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтённом в соответствии с поименованным федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).
Как уже указывалось выше, в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о том, что ФИО3 с 27 декабря 2021 года является арендатором земельного участка с кадастровым номером N.
При таких обстоятельствах оснований для вывода об отсутствии у ФИО3 правоустанавливающих документов на земельный участок у уполномоченного органа местного самоуправления на момент принятия решения о выдаче разрешения на строительство не имелось.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые для дела обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 11 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.