Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края на решение Камчатского краевого суда от 12 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению КГУП "Камчатский водоканал" к Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, заинтересованное лицо Федеральная антимонопольная служба, о признании недействующим в части постановления от 13 декабря 2018 года N 358 "Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП "Камчатский водоканал" потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы".
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, пояснения представителя Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края ФИО5, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 13 декабря 2018 года N 358 (далее - Постановление N358) утверждены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП "Камчатский водоканал" потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы. Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 18 декабря 2018 года.
КГУП "Камчатский водоканал" (далее - Предприятие, регулируемая организация) обратилось в Камчатский краевой суд с вышеназванным административным исковым заявлением к Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края (далее - РСТ Камчатского края, тарифный орган) и, с учётом уточнения исковым требований, просило признать недействующими: - пункты 5, 6, 9, 10 Постановления N 358; - раздел 4 Приложения N 1 и раздел 4 Приложения N 3 к Постановлению N 358 в части утверждённой величины расходов на оплату труда, учтённой при формировании необходимой валовой выручки на 2019-2023 годы на водоотведение и на питьевую воду (питьевое водоснабжение) соответственно потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа; - возложить на тарифный орган обязанность в течение двух месяцев с даты вступления судебного акта в законную силу при расчёте необходимой валовой выручки по статье "Расходы на оплату труда общепроизводственного, ремонтного и административно-управленческого персонала" на 2019-2023 годы по виду деятельности водоотведение и по виду деятельности водоснабжение, соответственно, применить минимальную ставку оплаты труда рабочего 1 разряда, утверждённую Отраслевым соглашением в жилищно-коммунальном хозяйства Российской Федерации от 08 декабря 2016 года на 2017-2022 в размере 10 303 рубля с учётом её увеличения на индексы потребительских цен в 2020-2023 годы, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера (надбавок, премий, доплат), установленных Коллективным договором КГУП "Камчатский водоканал" на 2017-2019 годы Приложениями NN 3, 4, 5, 6 с учётом нормативной численности и с перерасчётом на социальные нужды; - обязать тарифный орган в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу внести изменения в пункт 5 и в пункт 6 Постановления N 358, утвердив экономически обоснованные тарифы на водоснабжение (питьевую воду) Петропавловск-Камчатского городского округа с календарной разбивкой по полугодиям, начиная с 01 января 2019 года по 31
декабря 2023 года, исходя из данных полученных в результате перерасчёта размера необходимой валовой выручки; - обязать тарифный орган в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу внести изменения в пункт 9 и пункт 10 Постановления N358 установить экономически обоснованные тарифы водоотведения потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа с календарной разбивкой по полугодиям, начиная с 01 января 2019 года по 31 декабря 2023 года, исходя из данных полученных в результате перерасчёта размера необходимой валовой выручки.
Решением Камчатского краевого суда от 12 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 августа 2023 года, административный иск КГУП "Камчатский водоканал" удовлетворён. Признаны недействующими со дня принятия пункты 5, 6, 9, 10 Постановления N 358 в части утверждения тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) на 2020-2023 годы и в части утверждения тарифов на водоотведение на 2019-2023 годы. С РСТ Камчатского края в пользу КГУП "Камчатский водоканал" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей. На РСТ Камчатского края возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акта, заменяющий Постановление N 358 в части утверждения тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение на 2019-2023 годы.
29 ноября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба РСТ Камчатского края, поданная через Камчатский краевой суд 20 ноября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения Камчатского краевого суда от 12 апреля 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 августа 2023 года.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассатора, судами не дана должная оценка исследованию ФАС России требований административного искового заявления КГУП "Камчатский водоканал" в рамках досудебного рассмотрения разногласий, которая проверила расчёты средней заработной платы, учтённой тарифным органом в составе НВВ, и пришла к выводу о его обоснованности. Кассатор сослался на невозможность применения норм Отраслевого тарифного соглашения в отношении административного истца при расчёте затрат по статье "Фонд оплаты труда", поскольку КГУП "Камчатский водоканал" не включён в Реестр членов и участников ОССП, тарифный орган никаких уведомлений об этом не получал. Расчёт фонда оплаты труда, по мнению кассатора, соответствует пункту 52 Основам ценообразования, и превышает минимальный размер оплаты труда на 2019 год в 2, 1 раза. Кассатор полагает, что признание оспариваемого постановления недействующим в части с даты его принятия приведёт к необходимости установления нового тарифа и нарушению прав неопределённого круга лиц, в том числе населения Камчатского края.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 11 декабря 2023 года кассационная жалоба РСТ Камчатского края передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы с использованием системы видеоконференц-связи извещены своевременно и в надлежащей форме, представитель КГУП "Камчатский водоканал" в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя РСТ Камчатского края ФИО5, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 (далее - Основы ценообразования, Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания).
В соответствии со статьёй 31 Закона о водоснабжении и водоотведении, деятельность по холодному водоснабжению и водоотведению подлежит государственному регулированию. Регулированию подлежат тарифы в сфере холодного водоснабжения, в том числе, тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) (пункт 1 части 2 статьи 31); тариф на водоотведение (пункт 1 части 8 статьи 31).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, кроме прочих, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Разрешая вопрос о законности оспариваемого административным истцом регионального нормативного правового акта, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно пришли к выводу, что он принят уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края, действующей на основании Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, утверждённого постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года N424-П), в рамках его компетенции, с соблюдением требований к порядку его принятия и опубликованию.
Принимая оспариваемые судебные акты об удовлетворении в части административных исковых требований КГУП "Камчатский водоканал", суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, сослались на положения пунктов 4, 5 части 2 статьи 3, пункта 1 части 1 статьи 5, пункта 1 части 2, пункт а части 8 статьи 31 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пунктов 4, 29, 39-41, 52, 74, 58-65 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, пунктов 17, 45 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э, пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", установили, что 28 апреля 2018 года КГУП "Камчатский водоканал" обратилось в РСТ Камчатского края с заявлением об установлении тарифов на 2019-2023 годы на услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей Петропавловск-Камчатского городского округа; что 13 декабря 2018 года на заседании Правления РСТ Камчатского края принято решение об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП "Камчатский водоканал" потребителей Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы, в соответствии с которым издано оспариваемое Постановление N 358, которым утверждены, в том числе, производственная программа КГУП "Камчатский водоканал" в сфере холодного водоснабжения КГУП "Камчатский водоканал" потребителей Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы
(Приложение N 1); производственная программа КГУП "Камчатский водоканал" в сфере водоотведения КГУП "Камчатский водоканал" потребителей Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы (Приложение N 3), и пришли к обоснованному выводу, что тарифы на питьевую воду и на водоотведение, установленные оспариваемым Постановлением N 358 потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа, нельзя признать экономически обоснованными, поскольку тарифный орган при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, необоснованно рассчитал минимальную ставку оплаты труда рабочего 1 разряда ниже, чем она предусмотрена Отраслевым тарифным соглашением. При этом, суды указали, что отсутствует необходимость признания недействующими разделов 4 Приложений NN 1, 3 к Постановлению N 358, которые содержат размеры необходимой валовой выручки для расчёта экономически обоснованных тарифов, поскольку судом удовлетворены требований в части неправильного расчёта фонда оплаты труда, что автоматически влечёт необоснованность размера необходимой валовой выручки.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, представителем РСТ Камчатского края не представлено.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу кассатором не опровергнуты. Нарушения требований статей 60, 61, 62, 64, 84 КАС РФ при сборе и оценке доказательств, равно как и нарушения норм материального права, при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Судами двух инстанций дана оценка всем доводам кассатора, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учётом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее действующее законодательство, исследованы все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы лиц, участвующих в деле, при рассмотрении и разрешении административного дела судами правильно были определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора.
Между тем, в кассационной жалобе кассатор по существу просит дать иную оценку обстоятельствам дела, а также имеющимся в материалах дела доказательствам.
Указание в кассационной жалобе на невозможность применения норм Отраслевого тарифного соглашения в отношении КГУП "Камчатский водоканал" при расчёте затрат по статье "Фонд оплаты труда", поскольку Предприятие не включено в Реестр членов и участников ОССР ЖКХ, основано на неверном толковании норм права.
Согласно пункту 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Пунктом 17 Методических указаний N 1746-э предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям.
При этом в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.
Так, Отраслевыми тарифными соглашениями, а именно Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утверждённым Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08 декабря 2016 года, и Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утверждённым Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 16 марта 2017 года, для организаций коммунального водоснабжения и водоотведения установлено минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 01 января 2019 года в размере 10 303 рубля, что соответствует тарифному предложению КГУП "Камчатский водоканал". В связи с чем, расчёт РСТ Камчатского края заработной платы, исходя их ставки, равной 6 779 рублей, является неправомерным и экономически необоснованным.
Доводы кассационной жалобы, что правильность позиции административного ответчика подтверждается исследованиями ФАС России, является несостоятельной, поскольку решения указанного органа не имеют преюдициального значения.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт в части должен быть признан недействующим, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной жалобы, вопреки доводам кассационной жалобы, пришел к правомерному выводу о признании недействующим Постановления N 385 в оспариваемой части со дня его принятия и, руководствуясь разъяснениями пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N50, возложил на административного ответчика обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим в части нормативный правовой акт.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.
Между тем, решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому связанные с ним доводы кассатора, согласно части 3 статьи 329 КАС РФ, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
В частности, положения части 3 статьи 329 КАС РФ, находясь в системной взаимосвязи с другими положениями главы 35 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанции, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Ревизия доказательственной стороны данного спора, заложенная в доводах жалобы, находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, судами допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Камчатского краевого суда от 12 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.