Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Соколовой Л.В, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика Федерального казенного учреждения здравоохранения "Хабаровская противочумная станция" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 3 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 октября 2023 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению заместителя прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Хабаровская противочумная станция" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишонову Ф.А, полагавшую оставить принятые по делу судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Хабаровская противочумная станция" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - ФКУЗ "Хабаровская противочумная станция"), в котором с учетом последующего уточнения заявленных требований просил признать незаконным бездействие, выразившееся в ненадлежащем содержании защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: г. Хабаровск, пер. Санитарный, д. 7, инв. N 240-28, и возложить на ФКУЗ "Хабаровская противочумная станция" обязанность в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести указанное защитное сооружение гражданской обороны в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, а именно: оборудовать защитно-герметическими и герметическими воротами или дверями; произвести очистку от мусора, освободить от захламления и загрязнения пути движения, входы в защитное сооружение гражданской обороны; осушить защитное сооружение; привести системы вентиляции в исправное состояние.
Заявленные требования прокурор обосновал тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: г. Хабаровск, пер. Санитарный, д. 7, инв. N 240-28, переданное в оперативное управление ФКУЗ "Хабаровская противочумная станция", не соответствует требованиям приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 "Об утверждении Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны". Внесенное прокурором представление от 14 февраля 2023 года учреждением не исполнено, выявленные в содержании защитного сооружения нарушения не устранены.
Определением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 3 мая 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГУ МЧС России по Хабаровскому краю.
На основании определения Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 7 июля 2023 года настоящее дело рассмотрено по правилам административного судопроизводства.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 3 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 октября 2023 года, административные исковые требования прокурора удовлетворены, признано незаконным бездействие ФКУЗ "Хабаровская противочумная станция" Роспотребнадзора, выразившееся в ненадлежащем содержании защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: г. Хабаровск, пер. Санитарный, д. 7, инв. N 240-28; на ФКУЗ "Хабаровская противочумная станция" Роспотребнадзора возложена обязанность в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: г. Хабаровск, пер. Санитарный, д. 7, инв. N 240-28, в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, а именно: оборудовать защитное сооружение гражданской обороны защитно-герметическими и герметическими воротами или дверями; произвести очистку от мусора, освободить от захламления и загрязнения пути движения, входы в защитное сооружение гражданской обороны; осушить защитное сооружение гражданской обороны; привести системы вентиляции в исправное состояние.
6 декабря 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУЗ "Хабаровская противочумная станция" Роспотребнадзора, поданная 24 ноября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и направлении дела на новее рассмотрение.
В кассационной жалобе административный ответчик указывает, что судами не дана надлежащая оценка экспертному заключению ООО "Экспертный центр" от 22 февраля 2017 года об экономической нецелесообразности восстановления спорного объекта гражданской обороны. В настоящее время инициирована процедура по списанию объекта, документы о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны находятся на рассмотрении МЧС России. Разрешение вопроса о восстановлении объекта до принятия решения компетентным органом о его судьбе создает ситуацию правовой неопределенности, что делает решение суда фактически неисполнимым.
Административный ответчик, заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, их представители в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что в данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суды исходили из того, что нежилое помещение по адресу: г. Хабаровск, пер. Санитарный, д. 7 с кадастровым номером N, общей площадью 117, 9 кв.м. состоит на учете в качестве защитного сооружения гражданской обороны - убежище с инв. N 240-28, собственником объекта является Российская Федерация, правообладателем на праве оперативного управления - ФКУЗ "Хабаровская противочумная станция" Роспотребнадзора и, принимая во внимание, что данное защитное сооружение не отвечает требованиям готовности к использованию по назначению, установленным Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, пришли к выводу о наличии оснований для возложения на административного ответчика обязанности по приведению защитного сооружения в надлежащее состояние.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и надлежащей оценке представленных в материалы дела доказательств.
Приведенные ФКУЗ "Хабаровская противочумная станция" Роспотребнадзора в кассационной жалобе доводы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в принятых по делу судебных актах, выводы судов не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию установленных по делу фактических обстоятельств, что не может являться основанием к отмене принятых по делу решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
В соответствии с пунктом 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, в том числе являются строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.
Требования, установленные Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу статей 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации вещное право оперативного управления не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию этого имущества.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 года N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, на лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, с момента возникновения такого права распространяются требования по содержанию такого имущества.
Поскольку материалами дела подтверждено, что спорное защитное сооружение гражданской обороны является федеральной собственностью, закреплено на праве оперативного управления за ФКУЗ "Хабаровская противочумная станция" Роспотребнадзора, требует ремонтных работ по приведению его в надлежащее состояние в соответствие с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, невыполнение указанных мероприятий нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение возможности укрытия в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации, статус объекта как защитного сооружения не прекращен, пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований и возложении обязанности по приведению защитного сооружения гражданской обороны в надлежащее состояние на ФКУЗ "Хабаровская противочумная станция" Роспотребнадзора, осуществляющее полномочия по содержанию данного федерального имущества.
Суды правомерно признали несостоятельными доводы административного ответчика об экономической нецелесообразности восстановления спорного защитного сооружения гражданской обороны и наличии оснований для снятия его с учета, поскольку в соответствии с пунктами 2.5 - 2.11 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, снятие ЗС ГО с учета в случае утраты расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно, осуществляется на основании акта о снятии с учета ЗС ГО, согласованного с МЧС России и утвержденного для ЗС ГО, находящихся в федеральной собственности, - Росимуществом (территориальным органом Росимущества). До настоящего времени такое решение в отношении спорного объекта не принято.
Поскольку кассационная жалоба административного ответчика не содержит ссылок на существенные нарушения судами норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, оснований для ее удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 3 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения здравоохранения "Хабаровская противочумная станция" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.