Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Соколовой Л.В, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Белогорск" на решение Белогорского городского суда Амурской области от 21 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 29 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Управления Федерального казначейства по Амурской области к Муниципальному казенному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Белогорск" о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Соколовой Л.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Управление Федерального казначейства по Амурской области (далее - УФК по Амурской области, Управление) обратилось в Белогорский городской суд Амурской области с административным исковым заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Белогорск" (далее - МКУ "УЖКХ Администрации") о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившееся в неисполнении предписания УФК по Амурской области от 21 января 2022 года N; возложении на МКУ "УЖКХ Администрации г. Белогорск" обязанности исполнить требования предписания, устранив выявленные нарушения посредством возврата средств федерального бюджета (иной межбюджетный трансферт) в размере N рубля в доход соответствующего бюджета с целью последующего перечисления их в доход федерального бюджета в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (подпрограмм) формирования современной городской среды, являющимися приложением N к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Правила предоставления и распределения субсидий).
Решением Белогорского городского суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным бездействие МКУ "Управление ЖКХ Администрации г.Белогорск" выразившиеся в неисполнении предписания от ДД.ММ.ГГГГ N. На МКУ "Управление ЖКХ Администрации г.Белогорск" возложена обязанность принять меры по устранению выявленных нарушений по предписанию от ДД.ММ.ГГГГ N, возвратить денежные средства в сумме N рубля 00 копеек в доход федерального бюджета.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано. Принимая данный судебный акт, суд апелляционной инстанции указал, что административным истцом выбран неверный способ защиты права, ему следовало обратиться с исковым заявлением о возмещении ущерба в порядке гражданского судопроизводства.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, административное дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Амурского областного суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции изменено, абзацы 3 и 4 резолютивной части изложены в следующей редакции: "Обязать МКУ "Управление ЖКХ Администрации г. Белогорск" исполнить требование предписания от ДД.ММ.ГГГГ N, а именно принять меры по устранению выявленных нарушений, обеспечив возврат средств, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета (иной межбюджетный трансферт) в размере N рубля в доход соответствующего бюджета, с целью последующего перечисления их в доход федерального бюджета в соответствии с Правилами от ДД.ММ.ГГГГ N". В остальной части решение Белогорского городского суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
ДД.ММ.ГГГГ в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Белогорск", поданная через Белогорский городской суд Амурской области ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, и о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование своей позиции кассатор указал, что при рассмотрении дела в арбитражном суде было установлено, что бюджетные денежные средства были потрачены в рамках исполнения Программы именно на цели, на которые они были выделены. Работы выполнены в полном объеме, субсидия, предоставленная муниципальному образованию, реализована в полном объеме.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Белогорск" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Стороны и их представители о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, по результатам плановой проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на реализацию федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда", проведенной Управлением Федерального казначейства по Амурской области (далее - УФК) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении МКУ "УЖКХ Администрации г.Белогорск" были выявлены нарушения требований бюджетного законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ УФК административному ответчику внесено представление N (далее - представление), содержащее в пунктах 6, 7, 8, 9, 10, 11 требования устранить допущенные нарушения, обеспечив возврат средств в доход соответствующего бюджета с целью перечисления их в доход федерального бюджета в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий, а также принять меры по устранению причин и условий таких нарушений в течение 60 календарных дней со дня получения представления.
Решением Арбитражного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу N N, оставленным без изменения постановлениями Шестого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ N N и Арбитражного суда Дальневосточного округа от ДД.ММ.ГГГГ N N, в удовлетворении требований МКУ "УЖКХ Администрации г. Белогорск" о признании недействительным представления в части возврата денежных средств отказано.
В связи с не устранением нарушений, перечисленных в представлении, ДД.ММ.ГГГГ УФК направило МКУ "УЖКХ Администрации г.Белогорск" предписание N (далее - предписание), с требованием принять меры по возмещению средств в общей сумме N рубля в доход соответствующего бюджета, с целью последующего перечисления их в доход федерального бюджета, в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Административный ответчик не исполнил предписание в установленный срок.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, проанализировав положения статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункт "ж" пункта 4 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, пункт 18 Правил государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к выводу, что со стороны МКУ "УЖКХ Администрации г. Белогорск" допущено незаконное бездействие по неисполнению в установленный срок Предписания УФК по Амурской области, которое нарушает права и законные интересы участников бюджетных правоотношений, а также интересы государства. В связи с этим, суд первой инстанции возложил на административного ответчика обязанность принять меры по устранению указанных в предписании нарушений, а также по возврату денежных средств в сумме 9 950 932 рубля в доход федерального бюджета.
Изменяя решение Белогорского городского суда Амурской области, судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда указала, что суд первой инстанции обоснованно пришёл выводу о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца, поскольку бездействие со стороны МКУ "УЖКХ Администрации г.Белогорск" по неисполнению в установленный срок предписания УФК по Амурской области нарушает права и законные интересы участников бюджетных правоотношений, а также интересы государства. Вместе с тем, исходя из положений статей 265, 270.2 Бюджетного кодекса РФ, пункта 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, Порядка и условий предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Амурской области на софинансирование мероприятий муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках регионального проекта "Формирование комфортной городской среды", предусмотренного приложением N к государственной программе Амурской области "Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Амурской области", утвержденного постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ N, в соответствии с пунктом 2 статьи 309 КАС РФ, судебная коллегия изменила формулировку резолютивной части решения суда в части возложения обязанности по возврату средств.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Белогорск", в том числе в своей кассационной жалобе, не представлено.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Судами двух инстанций дана оценка всем доводам кассатора, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учётом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.
Между тем, решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому связанные с ним доводы кассатора, согласно части 3 статьи 329 КАС РФ, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, судами допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Белогорского городского суда Амурской области от 21 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 29 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Белогорск" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.