Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Соколовой Л.В, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Чаус Э.М. - Ржевской Л.С. на решение Партизанского районного суда Приморского края постоянное судебное присутствие в селе Лазо Приморского края от 2 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 1 ноября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Чауса Эдуарда Михайловича к администрации Лазовского муниципального округа Приморского края о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Соколовой Л.В, выслушав объяснения Ржевской Л.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Чаус Э.М. обратился в суд с административным иском к администрации Лазовского муниципального округа Приморского края о признании незаконным решения схода граждан Валентиновского территориального отдела Лазовского муниципального округа Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что летом 2022 года рядом с домом N по "адрес" с. ФИО3, в котором он проживает, по решению схода граждан с. Валентин была установлена площадка для твёрдых коммунальных отходов. Жители близлежащих домов установку данной площадки не требовали, административный истец согласия на ее размещение не давал. Из протокола собрания граждан следует, что за данное решение проголосовали 6 человек, проживающие на значительном удалении от "адрес" с. ФИО3, и имеющие площадки для твёрдых коммунальных отходов в непосредственной близости от своих домов. Административный истец полагает, что нарушена форма составления протокола, отсутствуют необходимые реквизиты, не указаны полные данные участвовавших в сходе, адреса их проживания; отсутствовал кворум для принятия такого решения. По мнению Чаус Э.М. решение о размещении площадки твёрдых коммунальных отходов должны принимать граждане, проживающие рядом с местом такого расположения.
В качестве заинтересованных лиц к участию в дело привлечены Прибылова В.О, Ильяшенко В.О, Тиханович Т.М, Куликова А.Ю, Евграшкин Н.П, Ильяшенко О.В.
Решением Партизанского районного суда Приморского края постоянное судебное присутствие в селе Лазо Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административных исковых требований Чауса Э.М. отказано.
ДД.ММ.ГГГГ в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя административного истца Чаус Э.М. - Ржевской Л.С, поданная через Партизанский районный суд Приморского края постоянное судебное присутствие в селе Лазо Приморского края ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.
В обоснование своей позиции кассатор указал, что не согласен с выводом суда о том, что поскольку площадка для твёрдых коммунальных отходов установлена постановлением главы муниципального образования, то восстановление прав административного истца признанием протокола схода граждан невозможно. Административный истец полагает, что вправе оспаривать решение схода граждан, оформленное протоколом. О принятии постановления главы Лазовского муниципального округа Приморского края N от ДД.ММ.ГГГГ административный истец не уведомлялся, о нем стало известно только в ходе судебного заседания. При составлении протокола нарушена его форма, не указаны данные о лицах, принимавших участие, отсутствовал кворум для принятия решения, страницы протоколов отличаются (изготовлены печатным способом и рукописным).
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба Чауса Э.М. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Стороны и их представители о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание явился представитель административного истца, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя административного истца, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГ состоялся сход граждан Валентиновского территориального отдела Лазовского муниципального округа Приморского края по вопросу строительства новых площадок для твёрдых коммунальных отходов на улице Первомайская в селе Валентин Лазовского района Приморского края, на котором было рассмотрено предложение помощника главы округа по Валентиновскому территориальному отделу Лазовского муниципального округа Приморского края об обустройстве площадки для твёрдых коммунальных отходов в районе "адрес" с. ФИО3, за которое проголосовало 6 жителей, что подтверждается протоколом N.
В возражениях на административное исковое заявление представитель администрации Лазовского муниципального округа Приморского края указал, что фактически ДД.ММ.ГГГГ специалистами администрации проведен опрос мнения жителей по вопросу необходимости установки контейнерной площадки в районе ул.Первомайская, оформленный оспариваемым протоколом.
Постановлением главы Лазовского муниципального округа Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N были внесены изменения в Постановление от 27 августа 2021 года N 553 "Об утверждении схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Лазовского муниципального округа", в соответствии с которыми указанная схема утверждена в новой редакции, и включена, в том числе, площадка для твёрдых коммунальных отходов "адрес" с. ФИО3. В качестве источников образования твёрдых коммунальных отходов указаны жилые дома, расположенные по "адрес", д. "адрес".
Отказывая в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствовались статьями 218, 219, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, статьями 8, 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьями 16, 25, 25.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, пунктом 3 Санитарных правил и норм СанПин 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3, Постановлением администрации Приморского края от 7 ноября 2017 года N 438-па "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Приморского края", установили, что разрешение вопросов местного значения, связанных с организацией деятельности по накоплению и сбору твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований относится к полномочиям администрации соответствующего муниципального образования, спорная площадка с твердыми коммунальными отходами внесена в число площадок подлежащих установлению на территории муниципального образования постановлением главы Лазовского муниципального округа Приморского края от 27 августа 2021 года N 553 "Об утверждении схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Лазовского
муниципального округа", в связи с чем оспариваемым решением схода граждан Валентиновского территориального отдела Лазовского муниципального округа Приморского края, оформленным протоколом от 17 мая 2022 года, права и законные интересы административного истца не затронуты.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции Чаус Э.М, в том числе в своей кассационной жалобе, не представил.
Данных о том, что решение схода граждан явилось основанием для принятия главой Лазовского муниципального округа Приморского края постановления от 27 апреля 2023 года N 325, которым предусмотрено размещение спорной площадки для твёрдых коммунальных отходов в материалах дела не имеется.
Проанализировав положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суды пришли к правильным выводам о том, что сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, и не наделен полномочиями по разрешению вопросов местного значения об определении мест размещения площадок твердых коммунальных отходов.
Соответственно, принятое сходом граждан решение об установлении площадки для твердых коммунальных отходов никаких правовых последствий для административного истца не влечет.
Делая вывод об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции также сослался на отсутствие способа восстановления прав административного истца в настоящем деле, что согласуется с положениями статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Признание незаконным протокола схода граждан само по себе не изменит принятого главой Лазовского муниципального округа Приморского края решения о размещении площадки для твёрдых коммунальных отходов в районе проживания административного истца.
Как верно указал суд первой инстанции в случае, когда на момент рассмотрения административного иска отсутствует способ восстановления прав административного истца, с учетом разумного и фактически возможного их восстановления в сфере административных и иных публичных правоотношений, не имеется оснований для удовлетворения требований административного иска.
Судами двух инстанций дана оценка всем доводам кассатора, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учётом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, судами допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Партизанского районного суда Приморского края постоянное судебное присутствие в селе Лазо Приморского края от 2 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 1 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца Чаус Э.М. - Ржевской Л.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.