Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А, судей Кудриной Я.Г, Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Сивера Михаила Евгеньевича - Гончарова Василия Владимировича на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению представителя Сивера М.Е. - Гончарова В.В. к Призывной комиссии городского округа "Город Якутск", Военному комиссариату города Якутска о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Сивер М.Е. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением, просил признать незаконным заключение Призывной комиссии городского округа "Город Якутск" Военного комиссариата города Якутска от 5 апреля 2022 года о его годности к военной службе.
Определением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен врач, руководящий работой врачей специалистов Призывной комиссии городского округа "Город Якутск", Федулова М.Г.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
22 декабря 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя Сивера М.Е. - Гончарова В.В, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 8 декабря 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по административному делу нового решения со ссылкой на то, что судами не принят во внимание факт вынесения заключения призывной комиссии без учета заболевания Сивера М.Е. На амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза его не направляли, в связи с чем нарушены права административного истца "данные изъяты".
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 29 декабря 2023 года кассационная жалоба представителя Сивера М.Е. - Гончарова В.В. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
По смыслу закона необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании действий (бездействия), решений (постановлений) должностного лица являются несоответствие закону действий (бездействия), решений (постановлений) и нарушение прав и интересов административного истца оспариваемым действием (бездействием), решением (постановлением) (пункт 1 часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1). Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2).
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, а также в иных случаях, предусмотренных законом, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами, по результатам которого дается заключение о годности гражданина к военной службе (пункты 1, 2 и 3 статьи 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ).
Учитывая цели и задачи медицинского освидетельствования, необходимым условием для принятия решения о годности призывника к военной службе является получение полной и объективной картины о состоянии здоровья призывника, которая определяется представленными медицинскими документами, результатами обязательных диагностических исследований, непосредственным осмотром призывника.
На призывную комиссию в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Сивер М.Е. с 4 октября 2022 года состоит на воинском учете в Военном комиссариате города Якутска.
5 апреля 2023 года после осмотра врачами-специалистами призывной комиссии городского круга "город Якутск" в отношении Сивера М.Е. вынесено итоговое заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию, "здоров", категория годности к военной службе А - годен к военной службе.
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Отказывая в удовлетворении административного иска Сивера М.Е, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходил из того, что объективных доказательств наличия у административного истца на момент прохождения медицинского освидетельствования заболеваний в той их стадии, которая дает основания для признания призывника ограниченно годным к военной службе, либо не годным к военной службе, в материалы дела не представлено; медицинское заключение о годности призывника к военной службе было дано, исходя из всей совокупности медицинских данных о состоянии здоровья административного истца, в том числе с учетом проверки доводов о наличии заболевания и его тяжести; вся медицинская документация была предметом оценки врачей специалистов при прохождении медицинского освидетельствования при призыве, оспариваемое решение принималось с учетом указанных обстоятельств.
Кассационный суд с выводами судебных инстанций соглашается, находит их основанными на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах.
Доводы кассационной жалобы о том, что заключения призывной комиссии принято без учета заболевания Сивера М.Е, при этом на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза его не направляли, по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного истца, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Исходя из требований процессуальных норм, устанавливающих полномочия суда кассационной инстанции и пределы рассмотрения административного дела в кассационном порядке, суд кассационной инстанции проверяет только законность обжалуемых судебных актов исключительно с точки зрения правильности применения и толкования судами норм материального и процессуального права.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Сивера М.Е. - Гончарова В.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.