Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Рукавишникова Е.А, при секретаре Хмаровой В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-76/2023 по административному исковому заявлению международного учреждения здравоохранения и дополнительного образования научно-исследовательский институт клинической медицины к Правительству Иркутской области о признании нормативного правового акта недействующим в части, с апелляционной жалобой административного истца международного учреждения здравоохранения и дополнительного образования Научно-исследовательский институт клинической медицины в лице директора Багдасарьяна В.В. на решение Иркутского областного суда от 29 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Рукавишникова Е.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
международное учреждение здравоохранения и дополнительного образования Научно-исследовательский институт клинической медицины (далее также - НИИ Клинической медицины) обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений требований просило:
1. Признать постановление Правительства Иркутской области от 30 декабря 2022 года N 1110-пп "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" недействующим в части:
- указания в Приложении 5 "Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации программы в 2023 году, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, стационарных условиях, скорую медицинскую помощь вне медицинской организации, медицинскую помощь, оказываемую в условиях дневных стационаров всех типов" на оказание НИИ Клинической медицины медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию исключительно в виде амбулаторного гемодиализа и консультаций врачей специалистов, лабораторных исследований для пациентов, получающих плановый амбулаторный гемодиализ, которая оплачивается в соответствии с порядком проведения взаимных расчетов между медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальной программы ОМС (сноска 1);
- не включения в Приложение 4 "Перечень организаций, оказывающих перитонеальный диализ в рамках территориальной программы ОМС";
- не включения в Приложение 5 по сноске 4 МРТ за счет средств ОМС в амбулаторных условиях;
- не включения в Приложение 5 по сноске 5 МСКТ/(КТ) за счет средств ОМС в амбулаторных условиях;
2. Обязать Правительство Иркутской области внести изменения в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов в оспариваемой части;
3. Взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины.
В обоснование требований административного иска указано, что Правительство Иркутской области в Приложении 5 вышло за рамки своих полномочий, определив не только в каких условиях представляется медицинская помощь, но и конкретный перечень медицинских услуг (гемодиализ), кроме того, не включило в перечень организаций, оказывающих перитонеальный диализ.
Полагает, что указанные положения нарушают законные права и интересы НИИ Клинической медицины, пациентов НИИ Клинической медицины, а также неограниченного круга граждан России в Иркутской области.
НИИ Клинической медицины обладает лицензией на оказание различных видов медицинской помощи, однако, комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Иркутской области заявителю установлены объемы только на процедуру диализа. Неоднократные обращения в Комиссию с просьбой о корректировке объемов оказания медицинской помощи остались без ответа.
Также указал, что решения Рабочей группы и Комиссии Иркутской области о не включении НИИ Клинической медицины в перечень организаций, оказывающих медицинскую помощь по видам и условиям, указанным в уведомлении на 2023 год, являются неправомерными, поскольку они не соответствуют требованиям нормативно-правовых актов.
Решением Иркутского областного суда от 29 августа 2023 года в удовлетворении административного иска международного учреждения здравоохранения и дополнительного образования научно-исследовательский институт клинической медицины отказано.
На решение суда административным истцом подана апелляционная жалоба с дополнениями к ней, в которых просит решение отменить.
Апеллянт ссылается на нарушение процедуры принятия нормативного правового акта, поскольку в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы и общественного обсуждения проект оспариваемого акта не был размещен в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на "Едином портале независимой антикоррупционной экспертизы и общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Иркутской области" (regulation.irkobl.ru), равно как и сам текст подписанного нормативного правового акта также не был размещен на Едином портале, что противоречит требованиям пунктов 10, 11 Указа Губернатора Иркутской области от 17 сентября 2018 года N 182-уг.
В нарушение разъяснений Верховного Суда РФ, данных в абзаце 1 пункта 27 постановления Пленума от 25 декабря 2018 года N 50, суд не предоставил административному истцу возможность уточнить исковые требования.
Выводы суда о неверной трактовке содержания и фактического смысла сноски (1) Приложения 5 выполнены без ссылки на Пояснительную записку к оспариваемому нормативному акту.
Апеллянт также оспаривает вывод суда об отсутствии обязанности Комиссии по предоставлению медицинской организации возможности оказания медицинской помощи, оплачиваемой за счет средств обязательного медицинского страхования, удовлетворять все заявленные в уведомлении о включении медицинской организации в реестр медицинских организаций условия, виды, формы оказания медицинской помощи.
Автор жалобы полагает, что при анализе материалов дела суд подменил понятия "виды медицинской помощи", "способы оплаты" и "выделенные медицинской организации объемы медицинской помощи", которые имеют разный смысл и устанавливаются разными субъектами отношений. Поскольку законодатель установить заявительный характер по включению медицинских организаций в программу ОМС, то им не предоставлено право исполнительному органу власти субъекта РФ ограничивать медицинские организации по видам медицинской деятельности.
Отказ от выделения объемов на оказание медицинских услуг по проведению МРТ, МСКТ/(КТ) медицинским организациям, не имеющим прикрепленного населения, приводит к созданию дискриминационных условий на рынке оказания медицинской помощи в рамках программы ОМС.
Апеллянтом также указано, что в материалах дела отсутствует решение комиссии от 23 октября 2019 года N 35, в котором утверждены показатели эффективности деятельности медицинских организаций, поэтому наличие приложения к протоколу заседания Рабочей группы от 27 декабря 2022 года не является доказательством о правомерности действий Рабочей группы о предоставлении НИИ Клинической медицины возможности оказания в рамках ОМС и медицинской помощи в амбулаторных условиях и отказа в предоставлении объемов по другим видам медицинской помощи, соответствующим тем же показателям эффективности.
Административный истец полагает, что утвержденный Минздравом России от 20 декабря 2012 года N 1271н стандарт не исключает возможности оказания медицинской услуги перитонеального диализа в амбулаторных условиях, а, соответственно, может быть включен в объемы оказания медицинской помощи за счет средств ОМС для НИИ Клинической медицины.
Стороны и заинтересованные лица, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшего апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 1) (далее также - Федеральный закон N 323-ФЗ).
Статьей 19 Федерального закона N 323-ФЗ закреплено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Частями 1 и 3 статьи 81 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона N 323-ФЗ разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона Иркутской области от 5 марта 2010 года N 4-ОЗ "Об отдельных вопросах здравоохранения в Иркутской области" Правительство Иркутской области в сфере здравоохранения обеспечивает разработку, утверждает и обеспечивает реализацию территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 4 Закона Иркутской области от 18 ноября 2009 года N 82/48-оз "О Правительстве Иркутской области" к полномочиям Правительства Иркутской области относится, в том числе утверждение территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с положением о Министерстве здравоохранения Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 16 июля 2010 года N 174-пп, к функциям Министерства здравоохранения Иркутской области относится разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (подпункт 18 пункта 7).
Для разработки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, в состав которой входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на паритетных началах. Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, являющимся приложением к правилам обязательного медицинского страхования (часть 9 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 февраля 2019 года N 108н утверждены Правила обязательного медицинского страхования, которые регулируют правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Федерального закона N 326-ФЗ, а также Положение о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (Приложение N 1) (далее также - Положение о комиссии).
В соответствии с пунктами 3, 7, 15 Положения о комиссии в состав комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования на паритетных началах входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации.
Подготовленный проект территориальной программы Комиссия представляет исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья и территориальному фонду.
Персональный состав комиссии утверждается правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как установлено судом, персональный состав Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Иркутской области утвержден постановлением Правительства Иркутской области от 12.11.2011 N 394-пп с последующими изменениями, внесенными постановлениями Правительства Иркутской области 11 января 2013 года N 3-пп, от 10 сентября 2014 года N 440-пп, от 27 января 2015 года N 17-пп, от 10 ноября 2015 года N 554-пп, от 18 апреля 2017 года N 457-пп, от 12 августа 2019 года N 617-пп, от 16 января 2020 года N 17-пп, от 30 сентября 2020 года N 794-пп, от 26 октября 2020 года N 873-пп, от 27 ноября 2020 N 975-пп, от 14 декабря 2021 года N 990-пп.
В соответствии с пунктом 12 Положения о комиссии для рассмотрения отдельных вопросов и подготовки необходимых предложений, оперативного перераспределения объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, распределенных между медицинскими организациями, при Комиссии могут создаваться рабочие группы.
Решением Комиссии N 52 от 30 августа 2021 года создана Рабочая группа по подготовке предложений для включения в проект территориальной программы обязательного медицинского страхования на соответствующий год и плановый период, утвержден ее состав и Регламент работы.
Решением Рабочей группы от 27 декабря 2022 года подготовлены предложения для включения в проект территориальной программы обязательного медицинского страхования Иркутской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.
Согласно протоколу заседания от 27 декабря 2022 года данный документ разработан Рабочей группой на основании информации, перечисленной в подпунктах 1, 2 пункта 4 Положения о комиссии, представленной Министерством здравоохранения Иркутской области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Иркутской области, страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, При этом Рабочей группой проанализировано соответствие показателей объемов предоставления медицинской помощи и нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, установленных территориальной программой и базовой программой, что предусмотрено подпунктом 3 пункта 4 Положения о комиссии, а также проведена оценка возможности реализации заявленных конкретными медицинскими организациями объемов медицинской помощи на основании показателей эффективности деятельности медицинских организаций, что предусмотрено подпунктом 2 пункта 4 Положения о комиссии.
Показатели эффективности деятельности медицинских организаций, позволяющих провести оценку возможности реализации заявленных медицинской организацией объемов медицинской помощи, утверждены решением Комиссии N 35 от 23 октября 2019 года.
Довод апеллянта об отсутствии решения Комиссии N 35 от 23 октября 2019 года является необоснованным и опровергается материалами дела.
Так, решение Комиссии об утверждении показателей эффективности деятельности медицинских организаций, позволяющих провести оценку возможности реализации заявленных медицинской организацией объемов медицинской помощи, оформлено протоколом заседания Комиссии от 23 октября 2019 N 35, что подтверждается имеющимся в материалах дела соответствующим протоколом (Т.4, л.д. 28-30).
Из протокола заседания Рабочей группы от 27 декабря 2022 года следует, что проанализировав представленные документы, Рабочая группа пришла к выводу о предоставлении НИИ Клинической медицины возможности оказания в рамках обязательного медицинского страхования медицинской помощи в амбулаторных условиях, что нашло отражение в соответствующем приложении к данному протоколу.
Указанное предложение Рабочей группы впоследствии включено Комиссией в проект территориальной программы обязательного медицинского страхования (протокол от 30 декабря 2022 года), а затем утверждено Постановлением N 1110-пп в составе Территориальной программы на 2023 год.
Факт разработки Комиссией проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования Иркутской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2054 годов, его представление Министерству здравоохранения Иркутской области для включения в проект Территориальной программы на 2023 год подтверждается протоколом Рабочей группы при Комиссии от 27 декабря 2022 года, протоколом заседания Комиссии от 30 декабря 2022 года (Т. 3 л.д. 32-57).
Разработка Министерством здравоохранения Иркутской области проекта Территориальной программы на 2023 год подтверждается утверждением Правительством Иркутской области Территориальной программы на 2023 год.
В силу статьи 5 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года N 1-оз "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области" Правительство Иркутской области является субъектом правотворческой деятельности.
Суд первой инстанции, проанализировав положения вышеприведенных актов, а также положения статей 66, 67 Устава Иркутской области, статьи 10 (1) Закона N 82/48-оз, статьи 12, части 2(1) статьи 54 Закона N 1-оз, части 2 статьи 57 Закона N 1-оз, части 1 статьи 3 Закона Иркутской области от 12 марта 2010 года N 10-оз, части 1 статьи 3 Закона Иркутской области от 10 июля 2014 года N 90-оз, пришел к верному заключению о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением порядка его опубликования.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к опровержению законности оспариваемого нормативного правового акта ввиду нарушения пунктов 10, 11 Указа Губернатора Иркутской области от 17 сентября 2018 года N 182-уг, согласно которым в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы и общественного обсуждения проекты нормативных правовых актов Иркутской области размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на "Едином портале независимой антикоррупционной экспертизы и общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Иркутской области" (regulation.irkobl.ru), а текст подписанного нормативного правового акта Иркутской области подлежит размещению на Едином портале в течение 10 рабочих дней с момента подписания акта, основаниями для отмены решения суда служить не могут.
Действительно, в нарушение Указа Губернатора Иркутской области от 17 сентября 2018 года N 182-уг проект оспариваемого нормативного правового акта не был размещен в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на "Едином портале независимой антикоррупционной экспертизы и общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Иркутской области" (regulation.irkobl.ru), равно как и текст подписанного акта.
Вместе с тем, данное обстоятельство не свидетельствует о существенном нарушении процедуры принятия нормативного правового акта, влекущем признание его недействующим.
Кроме того, в силу пункта 4 части 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Оспариваемый акт включен в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru), что свидетельствует о проведении Минюстом России в отношении него антикоррупционной экспертизы.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона N 323-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования является составной частью территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
Правила общего характера, касающиеся содержания территориальных программ обязательного медицинского страхования, закреплены в частях 2 и 6 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ.
Судом установлено, что Территориальная программа на 2023 год, включающая территориальную программу обязательного медицинского страхования, содержит в своем составе обязательные положения, перечисленные вышеуказанными правовыми нормами.
В силу части 2 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ медицинская организация включается в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по территориальным программам обязательного медицинского страхования, на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Территориальный фонд не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр медицинских организаций.
Как следует из Приложения 1 к Территориальной программе, НИИ Клинической медицины включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Оспариваемое административным истцом в части Приложение 5 Территориальной программы на 2023 год содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также определяет условия оказания медицинской помощи в них, предусмотренные частью 3 статьи 32 Федерального закона N 323-ФЗ (амбулаторные условия, стационарные условия, скорая медицинская помощь вне медицинской организации, медицинская помощь, оказываемая в условиях дневных стационаров), что соответствует требованиям части 6 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ.
Как верно указано судом, наличие сноски (1) в Приложении 5 не свидетельствует о том, что оспариваемым нормативным правовым актом административному истцу установлены объемы оказания медицинской помощи только по амбулаторному гемодиализу, поскольку фактически содержит информацию о количестве процедур планового амбулаторного гемодиализа в течение месяца, а также о способе оплаты медицинской организации проведенных ею консультаций врачей специалистов, лабораторных исследований для пациентов, получающих плановый амбулаторный гемодиализ.
Иные сноски Приложения N 5 (2)-(6) также содержат информацию о способах оплаты определенных видов медицинских услуг, диагностических исследований, оказываемых иными медицинскими учреждениями.
При этом необходимость указания в территориальной программе обязательного медицинского страхования способов оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, прямо закреплено в части 6 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ.
Согласно статьям 32, 33 Федерального закона N 323-ФЗ в амбулаторных условиях оказывается, в том числе первичная медико-санитарная помощь, включая специализированную.
В силу статьи 21 Федерального закона N 323-ФЗ при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача (часть 1). Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется: 1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста; 2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 настоящей статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи (часть 3).
В соответствии с уведомлением о включении НИИ Клинической медицины в реестр медицинских организаций, направленной в адрес территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области, у административного истца отсутствует прикрепленное население.
Таким образом, вопреки позиции административного истца, оказание НИИ Клинической медицины медицинской помощи за счет средств ОМС в амбулаторных условиях, включая услуги по проведению МРТ, МСКТ (КТ), при отсутствии граждан, принятых на обслуживание, может осуществляться по направлению медицинских работников, оказывающих первичную доврачебную и первичную врачебную медико-санитарную помощь.
Кроме того, ранее суд апелляционной инстанции при проверке аналогичных доводов административного истца в рамках административного дела УИД N 38OS0000-01-2022-000121-71 подробно обосновал мотивы их отклонения. Не согласиться с этой правовой позицией у судебной коллегии оснований не имеется.
Объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи (часть 10 статьи 36 Федерального закона N 323-ФЗ).
Согласно Положению о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) комиссия распределяет на отчетный год и перераспределяет в течение года объемы предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи между медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации (за исключением медицинских организаций, находящихся за пределами Российской Федерации, включенных в реестр медицинских организаций), в пределах и на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи, до 1 января года, на который осуществляется распределение (подпункт 3 пункта 4 Положения о комиссии).
Порядок распределения и корректировки объемов медицинской помощи и обстоятельства, подлежащие учету при их проведении, установлены в пунктах 8, 8.1 и 9 Положения о комиссии.
При этом, вопреки позиции апеллянта, действующим законодательством не закреплена обязанность Комиссии по предоставлению медицинской организации возможности оказания медицинской помощи, оплачиваемой за счет средств обязательного медицинского страхования, по всем заявленным в уведомлении о включении медицинской организации в реестр медицинских организаций условиям, видам, формам оказания медицинской помощи, поскольку целью территориальной программы государственных гарантий является оказание востребованных видов медицинской помощи за счет вышеуказанных средств, а не загрузка мощностей медицинских организаций, на что обоснованно указано представителем Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области в возражениях на апелляционную жалобу.
Вопреки доводу апелляционной жалобы, суд первой инстанции обоснованно также не нашел нарушений в части не включения НИИ Клинической медицины в приложение 4 Территориальной программы "Перечень медицинских организаций, оказывающих перитонеальный диализ в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования", обосновав свой вывод ссылкой на приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 года N 1271н, которым утвержден Стандарт специализированной медицинской помощи при почечной недостаточности. Проведение обмена перитонеального диализа.
Поскольку указанный стандарт предусматривает такие условия оказания медицинской помощи, как дневной стационар и стационар, в то время как административный истец включен в перечень учреждений, оказывающих медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования исключительно в амбулаторных условиях (приложение 5 Территориальной программы), то основания для не включения данного учреждения в приложение 4 Территориальной программы у административного ответчика имелись.
Ссылка апеллянта на Правила организации деятельности отделения диализа медицинской организации выводы суда не опровергает, поскольку программа подлежит формированию с учетом стандартов медицинской помощи и порядков ее оказания, на что указано в федеральной программе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 года N 2497, в соответствии с которой разработан оспариваемый нормативный правовой акт.
Довод жалобы о том, что в нарушение разъяснений Верховного Суда РФ, данных в абзаце 1 пункта 27 постановления Пленума от 25 декабря 2018 года N 50, суд не предоставил административному истцу возможность уточнить исковые требования, отклоняется.
Как видно из материалов дела, административный истец в ходе рассмотрения дела неоднократно реализовал право на уточнение административных исковых требований (16 мая 2023 года, 27 июля 2023 года), сведения об ограничении административного истца в праве на изменение предмета иска, дополнение исковых требований в деле отсутствуют.
Иные доводы апелляционной жалобы о незаконности решения Иркутского областного суда не свидетельствуют, основаны на неверном толковании норм законодательства.
Таким образом, при рассмотрении данного дела судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не установлено, в связи с чем принятое по делу судебное решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Иркутского областного суда от 29 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу международного учреждения здравоохранения и дополнительного образования научно-исследовательский институт клинической медицины - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 24 января 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.