Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мулярчика А.И, судей Никитиной Г.Н, Тертишниковой Л.А, при секретаре Кравчук Т.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-132/2023 по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "СК Перспектива" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе представителя административного истца закрытого акционерного общества "СК Перспектива" Аббас Н.А. на решение Иркутского областного суда от 12 октября 2023 года, которым административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Мулярчика А.И, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
5 сентября 2023 года закрытое акционерное общество "СК Перспектива" (далее - ЗАО "СК Перспектива") обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении архивной кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указано, что архивная кадастровая стоимость данного земельного участка, определенная по состоянию на 1 января 2020 года в размере 22 069 552, 95 рублей, значительно превышает его рыночную стоимость в размере 13 911 000 рублей, определенную отчетом об оценке на указанную дату, что нарушает права административного истца как налогоплательщика.
Решением Иркутского областного суда от 12 октября 2023 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
С принятым решением не согласился представитель административного истца ЗАО "СК Перспектива" Аббас Н.А, в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает, что оспариваемыми результатами определения кадастровой стоимости затрагиваются права административного истца, являющегося плательщиком земельного налога. По мнению апеллянта, данные обстоятельства небыли учтены судом первой инстанции.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Областным государственным учреждением "Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости", Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, поданы возражения, в которых изложена просьба об оставлении обжалуемого решения без изменения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотрение административного дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно статье 24 Закона о государственной кадастровой оценке, к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного Федерального закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года (далее - переходный период).
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с данным Федеральным законом или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (пункт 2).
Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон N 237-ФЗ и введен новый механизм установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, путем введения статьи 22.1 "Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости".
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ до 1 января 2026 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, в частности, предусмотрено, что в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости; в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения - до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке не применяются; с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации: применяются положения статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости и не применяются положения статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке; рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.
Постановлением Правительства Иркутской области от 27 декабря 2021 года N 1056-пп "О внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Иркутской области от 1 февраля 2021 года N 46-пп" установлена дата перехода к применению на территории Иркутской области положений статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке - 1 июля 2022 года.
Таким образом, с указанной даты, в отношении всех объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, применяются положения статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке и не могут применяться ни положения статьи 22 указанного Федерального закона, ни положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьей) (часть 1).
Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (часть 15).
Судом установлено и следует из материалов дела, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N (том 1 л.д. 18-19).
Постановлением Правительства Иркутской области от 26 ноября 2020 года N 969-пп оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости определена в размере 22 069 552, 95 рублей по состоянию на 1 января 2020 года.
Постановлением Правительства Иркутской области от 25 ноября 2022 года N 924-пп определена новая кадастровая стоимость земельного участка в размере 15 840 437, 4 рублей по состоянию на 1 января 2022 года.
На основании решения Бюджетного учреждения от 12 сентября 2023 года N УРС-38/2023/002092, принятого по результатам рассмотрения заявления ЗАО "СК Перспектива" об установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости, 14 сентября 2023 года в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 8 050 000 рублей, с датой начала применения 1 января 2023 года (том 1 л.д. 194 об.).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что с 1 июля 2022 года на территории Иркутской области применяются только положения статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценки. Оспорить кадастровую стоимость с использованием правового механизма, предусмотренного положениями статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке или положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", истец мог только до 1 июля 2022 года, что им сделано не было.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют требованиям закона, обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам.
Как указано выше, постановлением Правительства Иркутской области от 27 декабря 2021 года N 1056-пп "О внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Иркутской области от 1 февраля 2021 года N 46-пп" установлена дата перехода к применению на территории Иркутской области положений статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке - 1 июля 2022 года.
В соответствии с частями 1, 7 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьей). Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Анализ изложенного позволяет сделать вывод о том, что в Иркутской области с 1 июля 2022 года лицо, несогласное с результатами государственной кадастровой оценке, вправе обратиться в бюджетное учреждение с заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта в размере рыночной стоимости. При этом в силу прямого указания пункта 7 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке рыночная стоимость может быть определена на любую дату, но не позже 6 месяцев даты обращения с заявлением в государственное бюджетное учреждение, осуществляющее функции государственной кадастровой оценки.
В случае несогласия с решением бюджетного учреждения лицо может оспорить его в суде, одновременно с оспариванием решения заявив требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
5 сентября 2023 года ЗАО "СК Перспектива" обратилось в суд с заявлением не об оспаривании решения бюджетного учреждения и установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, а с требованием об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2020 года.
Возможность обращения в суд с указанным требованием в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности и статьей 22 Закона о государственной кадастровой оценке, утрачена административным истцом с 1 июля 2022 года ввиду применения нового механизма пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленного статьей 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке.
Данный вывод в полной мере соответствует разъяснениям, изложенным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года.
На основании изложенного, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований административного истца об оспаривании архивной кадастровой стоимости.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, а также ссылок на обстоятельства, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении заявления и не получили бы соответствующую оценку в решении.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, в целом определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Иркутского областного суда от 12 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца закрытого акционерного общества "СК Перспектива" Аббас Н.А. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.