Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Рахманкиной Е.П., судей Смирновой Е.Д., Циркуновой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании поступившую 20 октября в суд первой инстанции (направленную посредством почтовой корреспонденции 6 октября 2023 года) в суд первой инстанции кассационную жалобу ФИО10 на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 6 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 19 сентября 2023 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО11 о переводе в иное исправительное учреждение, взыскании компенсации морального вреда (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-1933/2022).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к ФСИН России о переводе в исправительные учреждения, расположенные в Рязанской или Нижегородской областях, взыскании компенсации морального вреда в размере "данные изъяты" рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что приговором Тюменского районного суда г. Тюмени от 17 августа 2020 года признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 30, частью 5 статьи 228.1, частью 1 статьи 174.1 УК РФ с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на "данные изъяты", штрафа в размере "данные изъяты" рублей с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
После вступления приговора в законную силу направлен для отбывания наказания в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, однако данное учреждение находится на значительном расстоянии (около 2500 километров) от места проживания его близких родственников: матери - ФИО5, "данные изъяты" детей - ФИО1, ФИО2, проживающих в Псковской области, что препятствует встречам с ним.
Указывает, что неоднократно обращался во ФСИН России с заявлениями о переводе в исправительные учреждения, расположенные наиболее близко к месту проживания родственников в Псковской области, в удовлетворении которых было отказано, чем нарушено его право на сохранение социально-полезных связей с семьей.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 6 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 19 сентября 2023 года, административные исковые требования ФИО3 удовлетворены, на ФСИН России возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО3 о переводе в иное исправительное учреждение, расположенное ближе к его месту жительства и месту жительства родственников, с ФСИН России в пользу ФИО3 взыскана компенсация морального вреда в размере "данные изъяты" рублей.
В кассационной жалобе административным истцом ставится вопрос об отмене или изменении состоявшихся по делу судебных актов по мотивам их незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 73 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации (часть 1).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", при рассмотрении административных исковых заявлений осужденных к лишению свободы, оспаривающих их направление в исправительные учреждения, находящиеся за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены, судам следует устанавливать наличие возможности (невозможности) на момент направления таких лиц их размещения в имеющихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации исправительных учреждениях необходимого вида (часть 2 статьи 73 УИК РФ).
В силу части 2 статьи 81 УИК РФ перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что приговором Тюменского районного суда г. Тюмени от 17 августа 2020 года, вступившим в законную силу 8 сентября 2020 года ФИО3 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 30, частью 5 статьи 228.1, частью 1 статьи 174.1 УК РФ с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на "данные изъяты", штрафа в размере "данные изъяты" рублей с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с ДД.ММ.ГГГГ отбывает назначенное наказание в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми.
При рассмотрении дела также было установлено, что ФИО3 имеет двоих "данные изъяты" детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающих в "адрес", что подтверждается приговором суда, копиями свидетельств о рождении.10 февраля 2022 года во ФСИН России от депутата Государственной Думы РФ ФИО6 поступило заявление ФИО3 о переводе в иное исправительное заключение.
Согласно заключению УФСИН России по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному начальником УФСИН России по Республике Коми, наличие двоих "данные изъяты" детей у ФИО3 подтверждается приговором суда, на профилактическом учете не состоит, состояние здоровья оценивается как удовлетворительное, противопоказания для отбывания наказания в отдельных местностях Российской Федерации в соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний отсутствуют, обстоятельств, препятствующих дальнейшему отбыванию наказания в ФКУ ИК-49 по Республике Коми, предусмотренных статьей 81 УИК РФ, не имеется.
Ответом заместителя начальника ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО3 сообщено, что в связи с отсутствием в его личном деле информации о близких родственниках, документов, подтверждающих проживание родственников в Псковской области, рассмотрение вопроса о его переводе в настоящее время не представляется возможным, разъяснено, что в случае поступления указанных документов вопрос о переводе будет рассмотрен в соответствии с требованиями закона.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции указал, что наличие у ФИО3 "данные изъяты" детей отражено в приговоре суда, находящегося в личном деле осужденного, в связи с чем не согласился с доводами ответчика об отсутствии у последнего таких сведений, доказательства невозможности отбывания административным истцом наказания в исправительных учреждениях, расположенных ближе к месту проживания родственников, суду также не представлено.
Размер компенсации, равный 10 000 рублей, определен судом на основании норм действующего законодательства, с учетом представленных доказательств.
Суд апелляционной инстанции согласился с изложенными выводами суда, указав на обязанность ФСИН России при рассмотрении ходатайств о переводе осужденного в иное исправительное учреждение проанализировать его семейное положение, оценить степень сохранения социально-полезных связей с родственниками, в том числе с учетом объективных данных об этом из исправительного учреждения, желание последних общаться с истцом, соотнеся все вышеизложенное с наличием на территории региона проживания (ближайших к нему) осужденного и его родственников исправительных учреждений с соответствующим видом режима отбывания наказания, их наполняемостью.
В кассационной жалобе административный истец указывает, что, несмотря на состоявшиеся судебные акты, перевод из ФКУ ИК-49 по Республике Коми исполняется, но в отношении других осужденных, в связи с чем считает необходимым привести выводам судов иное материально-правовое обоснование.
Данные доводы судебная коллегия не находит влекущими отмену состоявшихся судебных актов на основании следующего.
Пунктом 16 Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 января 2018 года N 17, установлено, что при наличии обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении, установлении угрозы личной безопасности, болезни осужденного, получении решения суда о переводе осужденного, являющегося злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в тюрьму, изменении вида исправительного учреждения осужденному за преступления, указанные в части 4 статьи 73 УИК РФ, в том числе осужденного при особо опасном рецидиве преступлений, администрация исправительного учреждения не позднее четырех дней со дня получения не вступивших в законную силу приговора суда или решения об изменении вида исправительного учреждения либо установления оснований для направления осужденного в другое исправительное учреждение направляет материалы, необходимые для подготовки заключения о переводе в территориальный орган УИС.
Территориальный орган УИС не позднее шести дней от даты получения материалов из соответствующего учреждения УИС утверждает заключение о переводе, а при необходимости перевода осужденного в исправительное учреждение другого территориального органа УИС направляет заключение о переводе и материалы к нему во ФСИН России.
Таким образом, действующее правовое регулирование содержит порядок действий территориального органа ФСИН по подготовке заключения о переводе осужденного и сроки его направления в ФСИН России, на административного ответчика состоявшимися судебными актами возложена обязанность рассмотреть заявление о переводе, при этом суд не может вмешиваться в деятельность федерального органа исполнительной власти, в связи с чем данный довод основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов не является.
Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены или изменения принятых по делу судебных актов, не содержит, предусмотренных частью 3 статьи 328 КАС РФ безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 6 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 19 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.П. Рахманкина
Судьи: Е.Д. Смирнова
О.М. Циркунова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 декабря 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.