Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Денисова Ю.А, судей Репиной Е.В, Матина А.В.
с участием прокурора Федичкина Д.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Симона Александра Александровича на решение Ярославского областного суда от 20 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 августа 2023 года, вынесенные по административному делу N 3а-0047/2023 по административному иску Симона А.А. о признании недействующим в части Закона Ярославской области от 16 октября 2014 года N 59-з "О сроках полномочий, наименованиях, порядке формирования, иных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" (далее также Закон от 16 октября 2014 года N 59-з).
Заслушав доклад судьи Денисова Ю.А, объяснения Симона А.А, позицию прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федичкина Д.Д. о законности обжалуемых судебных актов, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с указанным выше административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-з в части использования в нем слов муниципалитет", "мэр", "мэрия".
В обоснование заявленных требований ФИО1 ссылался на то, что Закон N-з в оспариваемой части не соответствует нормам федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ гола N-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", которым не допускается употребление слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, поскольку слова "муниципалитет", "мэр", "мэрия" не соответствуют нормам современного русского языка, имеют иностранное происхождение, существуют аналоги данных слов в русском языке и длительная традиция использования данных слов отсутствует.
Решением Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поступившей ДД.ММ.ГГГГ в адрес Второго кассационного суда общей юрисдикции (в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ), ФИО1 ставится вопрос об отмене названных судебных актов, состоявшихся по настоящему делу в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Заявитель полагает, что административным ответчиком не было представлено доказательств, подтверждающих возможность использования в наименовании органов местного самоуправления слова иностранного происхождения: "муниципалитет", "мэрия" и мэр".
Словари, которые использовал суд, такими доказательствами не могут являться, т.к. грамматика с орфографией никакого отношения не имеют к происхождению оспариваемых слов, а использование словарей в качестве доказательств недопустимо без предварительного письменного разрешения Компании АСТ-ПРЕСС.
Он также указывает на то, что даже после внесения в грамматические и орфографические словари слов иностранного происхождения - "муниципалитет", "мэрия" и "мэр", они не перестанут быть словами иностранного происхождения, имеющими общеупотребительные аналоги в русском языке, следовательно, допустить их к употреблению при использовании русского языка как государственного языка России можно только после внесения поправок в Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N и в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ гола N-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации".
Кроме того, по его мнению, нижестоящими судебными инстанциями были допущены существенные нарушения норм процессуального права, т.к. участвовавшие в судебном заседании прокурор и представители административных ответчиков не имели документов, подтверждающих их полномочия на участие в рассмотрении данного дела.
ФИО1 в судебном заседании суда кассационной инстанции кассационную жалобу поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в ней.
Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федичкин Д.Д, участвовавший в кассационном рассмотрении дела, полагал кассационную жалобу, не подлежащей удовлетворению, а обжалуемые судебные акты - оставлению без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Оснований для отмены состоявшегося по делу определения судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с положениями статьи 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом; структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом; органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования и иные органы.
Согласно абзацу второму части 3 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительнораспорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, сославшись на положения Федерального закона N 131-ФЗ, статей 25, 29, 35, "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N ЗО-з " "адрес"", статей 12, "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-з "О правовых актах "адрес"", правомерно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт и внесенные в него изменения приняты законодательным органом "адрес", в пределах его компетенции, с соблюдением порядка принятия и опубликования.
Суд апелляционной инстанции, проверив доводы апелляционной жалобы административного истца, с таким выводом областного суда согласился.
При этом судебные инстанции исходили из того, что оспариваемые положения Закона N-з соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и права и охраняемые законом интересы административного истца не нарушают.
Конституцией Российской Федерации установлено, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.
В соответствии с часть 3 статьи 1 Федерального закона о государственном языке (в редакции Федерального закона N 52-ФЗ) при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации в сферах, определенных частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, должны соблюдаться нормы современного русского литературного языка. Для целей настоящего Федерального закона под нормами современного русского литературного языка понимаются правила использования языковых средств, зафиксированные в нормативных словарях, справочниках и грамматиках. Порядок формирования и утверждения списка таких словарей, справочников и грамматик, требования к составлению и периодичности издания нормативных словарей, предусмотренных настоящей частью, утверждаются Правительством Российской Федерации на основании предложений Правительственной комиссии по русскому языку. Положение о Правительственной комиссии по русскому языку, ее состав и порядок принятия ею решений утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 3 Федерального закона о государственном языке (в редакции Федерального закона N 52-ФЗ) при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается употребление лов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, которые не имеют общеупотребительных аналогов в русском зыке и перечень которых содержится в нормативных словарях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации" ранее было установлено, что Министерство просвещения Российской Федерации утверждает на основании рекомендаций Межведомственной комиссии по русскому языку список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации (по результатам экспертизы), а также правила русской орфографии и пунктуации.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден действующий список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации (далее - Список).
Судами установлено, что "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-з "О сроках полномочий и порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных образований "адрес"" установлены сроки полномочий и порядок формирования представительных органов муниципальных образований "адрес", а также порядок избрания глав муниципальных образований "адрес".
Указанный закон принят "адрес" Думой ДД.ММ.ГГГГ, подписан "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, опубликован в издании "Документ-Регион" ДД.ММ.ГГГГ N.
"адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-з "О внесении изменений в "адрес" "О сроках полномочий и порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных образований "адрес"" в вышеназванный "адрес" внесены изменения путем дополнения статьей 4.1, которым установлено наименование представительного органа в городском округе "адрес" (пункт 5 части 2 статьи 4.1 Закона N-з), а также установлено наименование местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) в городском округе "адрес" (абзац первый части 3 статьи 4.1 Закона N-з).
Указанный закон принят "адрес" Думой ДД.ММ.ГГГГ, подписан "адрес" ДД.ММ.ГГГГ и опубликован в издании "Документ-регион" ДД.ММ.ГГГГ N.
"адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-з "О внесении изменений в "адрес" "О сроках полномочий, наименованиях, порядке формирования, иных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований "адрес"" 1асть 3 статьи 4.1 Закона N-з дополнена абзацем вторым, которым установлено "именование должности главы городского округа "адрес".
Названный закон принят "адрес" Думой ДД.ММ.ГГГГ гола, подписан "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, опубликован в издании "Документ-Регион" ДД.ММ.ГГГГ N.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции, с выводом которого согласилась апелляционная инстанция, признал, что слова "мэр", "мэрия", "муниципалитет" соответствуют нормам современного русского языка, содержатся в словарях, предусмотренных частью 3 статьи 1 Федерального закона о государственном языке, и отказал в удовлетворении административного искового заявления.
Доводы жалобы о том, что словари не могли использоваться судом при рассмотрении данного дела, судом апелляционной инстанции проверены и признаны неубедительными.
При этом с выводами суда о том, что Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации, также не содержат запрета на употребление слов иностранного происхождения, соответствующих нормам современного русского языка, при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации, можно согласиться.
Довод апелляционной жалобы об участии в судебном разбирательстве представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц в отсутствие у них полномочий на участие в деле также проверены судом апелляционной инстанции и не подтвердились.
Таким образом, при рассмотрении дела судебными инстанциями правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Кассационная жалоба не содержит иных ссылок на предусмотренные частью 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
С учетом изложенного, принятые по данному делу судебные акты следует признать законными и обоснованными, оснований для их отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.