Второй кассационный суд общей юрисдикции
в составе судьи Шамрай М.С, рассмотрев материал по кассационной жалобе ГКУ г. Москвы "Центр занятости населения города Москвы" на определение мирового судьи судебного участка N 370 Тверского района г. Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 369 Тверского района г. Москвы, от 16 октября 2023 г. и апелляционное определение Тверского районного суда г. Москвы от 20 ноября 2023 г. по иску ГКУ г. Москвы "Центр занятости населения города Москвы" к Нутельс Семену Сергеевичу о взыскании денежных средств, незаконно полученных в качестве социальных выплат,
УСТАНОВИЛА:
ГКУ г. Москвы "Центр занятости населения города Москвы" обратилось в суд с иском к Нутельс С.С. о взыскании денежных средств, незаконно полученных в качестве социальных выплат.
Определением мирового судьи судебного участка N 370 Тверского района г. Москвы, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка N 369 Тверского района г. Москвы, от 18 сентября 2023 г. исковое заявление оставлено без движения, в связи с отсутствием документа, подтверждающего уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере, предоставлен срок для исправления недостатков до 13.10.2023 г.
Определением мирового судьи судебного участка N 370 Тверского района г. Москвы, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка N 369 Тверского района г. Москвы, от 16 октября 2023 г. исковое заявление возращено, поскольку недостатки, указанные в определении мирового судьи от 18 сентября 2023 г, в срок до 13 октября 2023 г. не устранены.
Апелляционным определением Тверского районного суда г. Москвы от 20 ноября 2023 г. определение мирового судьи судебного участка N 370 Тверского района г. Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 369 Тверского района г. Москвы, от 16 октября 2023 г, оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГКУ г. Москвы "Центр занятости населения города Москвы" просит об отмене судебных постановлений суда первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, нарушение судами норм материального и процессуального права. Кассатор ссылается на то, что основные функции заявителя по оказанию государственных услуг в соответствии с законодательством о занятости населения, а также осуществление социальных выплат гражданам, оказание финансовой и материальной поддержки отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые освобождены от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ. Участие ГКУ ЦЗН в судебном заседании обусловлено осуществлением им публично - властных полномочий, направленных на защиту государственных интересов в сфере государственного регулирования занятости населения и защиты от безработицы, в связи с чем, истец освобожден при подаче искового заявления от уплаты государственной пошлины.
В силу положений части 10 статьи 379.5 ГПК РФ кассационная жалоба подлежит рассмотрению судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, проверив по правилам ст. 379.6 ГГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность принятых судебных постановлений суда первой и апелляционной инстанции, кассационный суд общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, установленными судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела.
Оставляя без движения исковое заявление ГКУ г. Москвы "Центр занятости населения города Москвы" и в последующем возвращая его, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствуют основания для освобождения ГКУ ЦЗН от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, статьями 70, 161 БК РФ, поскольку ГКУ ЦЗН не является государственным органом, а является казенным учреждением, которое находится в введении органа государственной власти, при этом самостоятельно выступает в судах в качестве истца и в обеспечение выполнения своих функций уплачивает налоги, сборы и иные обязательные платежи.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции также указал на то, что государственным органом или органом местного самоуправления ГКУ г. Москвы "Центр занятости населения города Москвы" не является, в связи с чем от уплаты госпошлины не освобождается.
Между тем с данными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 90 ГПК РФ, глава 25.3 НК РФ).
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Для того, чтобы воспользоваться льготой по уплате государственной пошлины по подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ заинтересованное лицо обязано подтвердить статус государственного органа (органа местного самоуправления).
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
ГКУ г. Москвы "Центр занятости населения города Москвы" создано Министерством труда и социального развития Российской Федерации на основании Приказа от 11 января 2001 г. N 15-рк "Об органах федеральной государственной службы занятости населения в г. Москве".
В соответствии с пунктом 2.1 Устава, учреждение создано для оказания (выполнения) государственных услуг в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции в целях обеспечения реализации предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами г. Москвы, полномочий Российской Федерации и г. Москвы.
Основными функциями ГКУ г. Москвы "Центр занятости населения города Москвы" является оказание государственных услуг в соответствии с законодательством о занятости населения, а также осуществление социальных выплат гражданам (пункты 2.2.4. и 2.2.8 Устава), которые в соответствии с положениями пункта 7.1. Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 4.5 Устава источниками финансового обеспечения Учреждения являются средства, выделяемые из бюджета г. Москвы согласно утвержденной бюджетной смете.
Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется учредителем за счет средств бюджета Москвы и на основании бюджетной сметы (пункт 4.6 Устава).
Учитывая положения Устава ГКУ Центр занятости населения города Москвы, определяющие его организационно-правовую форму, цели, предмет и виды деятельности, а также характер заявленных требований, наличие у истца статуса юридического лица в организационно-правовой форме учреждения, субъекта гражданских правоотношений, не влияет на возможность реализовать предусмотренные законодательством о налогах и сборах льготы по уплате государственной пошлины применительно к правоотношениям, возникающим при осуществлении указанным юридическим лицом государственных (муниципальных) функций в сфере государственного регулирования занятости населения и защиты от безработицы, осуществления социальных выплат безработным, а также функций по контролю за расходованием бюджетных средств на указанные цели.
Применительно к изложенному, а также с учетом приведенных норм права, у суда отсутствовали правовые основания для оставления искового заявления ГКУ Центр занятости населения города Москвы без движения, в связи с неуплатой государственной пошлины, а в последующем и для его возвращения в связи с невыполнением юридическим лицом требований пункта 1 статьи 132 ГПК РФ, возврат искового заявления осуществлен с существенным нарушением норм процессуального права, повлиявшим на исход дела, без устранения которых невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, в связи с чем. судебные постановления подлежат отмене, а материал - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия искового заявления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, суд
определил:
определение мирового судьи судебного участка N 370 Тверского района г. Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 369 Тверского района г. Москвы, от 16 октября 2023 г. и апелляционное определение Тверского районного суда г. Москвы от 20 ноября 2023 г. отменить.
Материал по иску ГКУ г. Москвы "Центр занятости населения города Москвы" к Нутельс Семену Сергеевичу о взыскании денежных средств, незаконно полученных в качестве социальных выплат направить мировому судье на стадию принятия указанного искового заявления к производству суда.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.