Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лысовой Е.В, судей Анненковой К.К. и Шамрай М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сменова Дмитрия Васильевича к Горловскому городскому управлению Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики о взыскании компенсации за неиспользованный основной и дополнительный отпуск при увольнении, процентов за просрочку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск
по кассационной жалобе Сменова Дмитрия Васильевича на заочное решение Центрально-Городского межрайонного суда города Горловки Донецкой Народной Республики от 1 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 9 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Лысовой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сменов Д.В. обратился в суд с иском к Горловскому городскому управлению Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики (далее - Горловское ГУ МВД ДНР) о взыскании компенсации за неиспользованный основной и дополнительный отпуск при увольнении в количестве 63 дней, проценты за просрочку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск.
В обоснование заявленных требований указал, что с 1 ноября 2014 года по 31 декабря 2022 года проходил службу в Горловском ГУ МВД ДНР. При увольнении со службы в органах внутренних дел ему не выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск за 2015-2022 годы в количестве 63 дней, что нарушает его право как сотрудника органов внутренних дел на полное обеспечение денежным довольствием.
Заочным решением Центрально-Городского межрайонного суда города Горловки Донецкой Народной Республики от 1 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 9 ноября 2023 года, в удовлетворении исковых требований Сменова Д.В. к Горловскому ГУ МВД ДНР отказано.
В кассационной жалобе Сменов Д.В. просит отменить принятые по делу судебные постановления, принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования. Кассатор указывает, что суды необоснованно применили Указ Главы Донецкой народной Республики от 01.04.2019 N 90-2, так как он не был опубликован и не может применяться, что следует из части 2 статьи 7 Конституции ДНР, частей 1, 2 статьи 39 Закона ДНР "О нормативных правовых актах" от 24.08.2015 N 72 I-НС. Полагает, что при определении права на компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении судам следовало руководствоваться положениями Трудового кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции стороны не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается сведениями почтового идентификатора, телефонограммами в адрес Сменова Д.В. и Министерства финансов Донецкой Народной Республики, которые ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие. Кроме того, указанная информация заблаговременно была размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, истец Сменов Д.В. проходил службу в органах внутренних дел Донецкой Народной Республики с 1 ноября 2014 года (приказ Горловского ГУ МВД ДНР от 22.12.2014 N 14 л/с).
Приказом Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики от 15.12.2022 N 366 л/с Сменов Д.В. уволен со службы с 31 декабря 2022 года на основании пункта 1 части 3 статьи 82 Закона ДНР от 13.05.2015 N 34-IHC "О службе в органах внутренних дел Донецкой Народной Республики", выслуга лет на 31 декабря 2022 года в календарном исчислении составляет 19 лет 4 месяца 25 дней, в льготном исчислении 38 лет 10 месяцев 00 дней.
Согласно справке Горловского ГУ МВД ДНР от 12.04.2023 N 1883, за 2015 год Сменов Д.В. не использовал 20 календарных дней основного и 3 календарных дня дополнительного отпусков; за 2016-2021 годы - основной и дополнительный отпуска использованы; за 2022 год не использовано 30 календарных дней основного и 10 календарных дней дополнительного отпусков; общее количество неиспользованных календарных дней основного и дополнительного отпусков составляет 63 дня.
В выплате компенсации за неиспользованный отпуск Сменову Д.В. отказано письмом Горловского ГУ МВД ДНР от 04.05.2023 N 2459 по причине отсутствия в выписке из приказа МВД ДНР от 15.12.2022 N З66 л/с информации о количестве дней неиспользованного основного и дополнительных отпусков, в связи с чем не усмотрено оснований для начисления и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска.
Разрешая спор и отказывая Сменову Д.В. в удовлетворении требований о взыскании компенсации за неиспользованные отпуска и процентов за просрочку данной выплаты, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона Донецкой Народной Республики от 13.05.2015 N 34-IHC "О службе в органах внутренних дел Донецкой Народной Республики", пунктом 80 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Донецкой Народной Республики, утвержденного Указом Главы Донецкой Народной Республики от 01.04.2019 N 90-2, распространяющего свое действие на период службы истца в органах внутренних дел, согласно которым в период действия военного положения, продолжавшегося на момент увольнения истца из органов внутренних дел Донецкой Народной Республики, денежная компенсация за неиспользованные отпуска не выплачивается, за исключением увольнения в случае гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел, признания его в установленном порядке безвестно отсутствующим и (или) объявления умершим.
Суд отметил, что Указ Главы Донецкой Народной Республики от 22.02.2023 N 60, которым пункты 59, 80 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Донецкой Народной Республики признаны утратившими силу, вступает в силу со дня его подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2023. Между тем, истец окончил службу в 2022 году, то есть в период действия ограничений по выплате компенсации за неиспользованные отпуска.
Также суд первой инстанции указал, что нормы Трудового кодекса Российской Федерации могут применяться к правоотношениям, возникающим при прохождении службы в органах внутренних дел, лишь в случаях, когда они не урегулированы специальными законами и нормативными актами. Тогда как в данном случае к правоотношениям сторон подлежат применению Закон Донецкой Народной Республики от 13.05.2015 N 34-IHC "О службе в органах внутренних дел Донецкой Народной Республики", Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Донецкой Народной Республики, утвержденный Указом Главы Донецкой Народной Республики от 01.04.2019 N 90-2.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы истца о необходимости применения при разрешении спора статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации, дополнительно отметил, что порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников внутренних дел Донецкой Народной Республики урегулирован специальными законами Донецкой Народной Республики и Указами Главы Донецкой Народной Республики, действующими на территории Донецкой Народной Республики до окончания переходного периода - до 01.01.2026.
Признавая несостоятельными ссылки заявителя апелляционной жалобы на то, что Указ Главы Донецкой Народной Республики от 01.04.2019 N 90-2 не подлежит применению, так как не был официально опубликован, судебная коллегия руководствовалась статьей 60 Конституции Донецкой Народной Республики от 14.05.2014 и исходила из обязательности данного Указа для исполнения на всей территории Донецкой Народной Республики независимо от его официального опубликования в силу того, что в тексте самого нормативного правового акта указано на его вступление в силу 01.04.2019, а также применила статью 4 Закона ДНР от 13.05.2015 N 34-IHC "О службе в органах внутренних дел Донецкой Народной Республики", устанавливающую принцип обязательности выполнения приказов и распоряжений руководства, а в период военного положения - Указов и распоряжений Главнокомандующего, которым в силу положений статьи 59 Конституции Донецкой Народной Республики от 14.05.2014 является Глава Донецкой Народной Республики.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы нижестоящих судов правильными, соответствующими установленным обстоятельствам дела, представленным доказательствам и нормам материального права, подлежащим применению при рассмотрении спора.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 59 Конституции Донецкой Народной Республики от 14.05.2014 Глава Донецкой Народной Республики является главнокомандующим Вооруженных сил Донецкой Народной Республики.
В силу статьи 60 Конституции Донецкой Народной Республики Глава Донецкой Народной Республики издает указы (постановления) и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Донецкой Народной Республики.
Из части 2 статьи 48 Конституции Донецкой Народной Республики следует, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 25.05.2014 N 6-5 введено с 00.00 часов 26.05.2014 военное положение на всей территории Донецкой Народной Республики. Военное положение на территории Донецкой Народной Республики действует до настоящего времени.
В соответствии со статьей 26 Закона Донецкой Народной Республики от 13.05.2015 N 34-IHC "О службе в органах внутренних дел Донецкой Народной Республики" (в редакции от 26.05.2020) особенности возникновения и изменении правоотношений на службе в органах внутренних дел, прохождения и прекращения службы в органах внутренних дел в период действия военного положения определяются Главой Донецкой Народной Республики.
Согласно пункту 80 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Донецкой Народной Республики, утвержденного Указом Главы Донецкой Народной Республики от 01.04.2019 N 90-2 "О денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск и образовательной организации высшего профессионального образования Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики" при увольнении в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварии, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, денежная компенсация взамен неиспользованных отпусков текущего года и прошлых лет не выплачивается, за исключением увольнения в случае гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел, признания его в установленном порядке безвестно отсутствующим и (или) объявления умершим.
Указ Главы Донецкой народной Республики от 01.04.2019 N 90-2 вступил в законную силу 01.04.2019 и распространял свое действие на правоотношения, возникшие с 26.05.2014 (дата введения военного положения на территории Донецкой Народной Республики) вплоть до 01.01.2023, когда Указом Главы Донецкой Народной Республики от 22.02.2023 N 60 пункты 59, 80 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Донецкой Народной Республики, утвержденного Указом Главы Донецкой Народной Республики от 01.04.2019 года N 90-2, признаны утратившими силу. Согласно пункту 2 Указа от 22.02.2023 N 60 он вступает в силу со дня его подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие после 01.01.2023.
Таким образом, нижестоящими судами вышеуказанные положения законодательства применены правильно, Сменову Д.В, уволенному из органов внутренних дел в 2022 году, обоснованно отказано во взыскании компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении и процентов за просрочку её выплаты, так как в период прохождения истцом службы в органах внутренних дел Донецкой Народной Республики выплата такой компенсации при увольнении сотрудника не была предусмотрена.
Доводы заявителя кассационной жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям положений Трудового кодекса Российской Федерации обоснованно отклонены судами в силу приоритета специальной нормы над общей, с учетом того, что порядок обеспечения сотрудников органов внутренних дел Донецкой Народной Республики денежным довольствием установлен специальным нормативным правовым актом - Указом Главы Донецкой Народной Республики от 01.04.2019 N 90-2, утвердившим Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Донецкой Народной Республики.
Указание кассатора на отсутствие публикации Указа Главы Донецкой Народной Республики от 01.04.2019 N 90-2 аналогично доводам истца в судах первой и апелляционной инстанций, которые были предметом оценки судебных инстанций и мотивированно признаны ими несостоятельными, в том со ссылкой на статью 4 Закона ДНР от 13.05.2015 N 34-IHC "О службе в органах внутренних дел Донецкой Народной Республики". Оснований для иных выводов суд кассационной инстанции не находит.
Таким образом, при разрешении спора судами нижестоящих инстанций дано верное толкование норм материального права, регулирующих спорное правоотношение, правильно и полно установлены юридически значимые обстоятельства дела, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судами доказательствами, в обжалуемых судебных постановлениях содержатся исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Изложенные заявителем кассационной жалобы доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения заявленного спора, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Центрально-Городского межрайонного суда города Горловки Донецкой Народной Республики от 1 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 9 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сменова Дмитрия Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.