Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лысовой Е.В, судей Анненковой К.К. и Шамрай М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дурнайкина Андрея Вячеславовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области о включении периодов работы в страховой стаж и перерасчете страховой пенсии по инвалидности
по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области на решение Фрунзенского районного суда города Владимира от 14 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 27 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Лысовой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Дурнайкин А.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области (далее - ОСФР по Владимирской области) о включении в страховой стаж периодов работы с 11.09.1987 по 22.10.1992 в Бухарском региональном железнодорожном узле, с 26.05.1998 по 24.10.2011 в ОАО "Муборакнефтегазмонтаж" и производстве перерасчета размера пенсии с учетом вновь включенных в стаж периодов работы и заработной платы за данные периоды.
В обоснование заявленных требований Дурнайкин А.В. указал, что являлся получателем страховой пенсии по инвалидности. Для назначения и начисления пенсии предоставил в ПФР дубликат трудовой книжки, справки о работе и заработной плате за периоды работы в Узбекистане. Однако эти документы не были приняты к рассмотрению. ПФР не были сделаны запросы в компетентные органы Узбекистана о подтверждении трудовой деятельности.
Решением Фрунзенского районного суда города Владимира от 14 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 27 сентября 2023 года, исковые требования Дурнайкина А.В. удовлетворены частично.
На ОСФР по Владимирской области возложена обязанность включить Дурнайкину А.В. в страховой стаж период работы с 26.05.1998 по 31.12.2001 в ОАО "Муборакнефтегазмонтаж" за исключением февраля, июля 2000 года и выплатить Дурнайкину А.В. недополученную страховую пенсию по инвалидности за период с 19.11.2021 по 30.11.2022 с учетом включения в страховой стаж указанного периода работы и сведений о заработной плате, содержащихся в справке ОАО "Муборакнефтегазмонтаж" от 05.07.2022 N356/08 за указанный период.
В остальной части исковые требования Дурнайкина А.В. к ОСФР по Владимирской области оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ОСФР по Владимирской области просит отменить принятые по делу судебные постановления в части удовлетворения требований Дурнайкина А.В, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. Ответчик указывает, что судами неправильно применены положения Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенного в г. Москве 13.03.1992, так как, по мнению кассатора, все периоды работы истца после распада СССР подлежат подтверждению документами, выдаваемыми компетентными органами по назначению пенсии в Республике Узбекистан. Однако спорный период работы истца с 26.05.1998 по 31.12.2001 в ОАО "Муборакнефтегазмонтаж" включен в страховой стаж истца без подтверждения данного периода ответами из компетентного органа, только на основании записей в трудовой книжке и представленной истцом справки работодателя от 05.07.2022 N356/08, оформленной с нарушением установленных требований. Также ссылается на то, что Соглашение о гарантиях прав граждан государств -участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенное в г. Москве 13.03.1992, было денонсировано, с 01.01.2023 прекращено его действие, в связи с чем, не могло быть применено судами в 2023 году при оценке пенсионных прав Дурнайкина А.В.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции стороны не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается сведениями почтового идентификатора, кроме того, указанная информация размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.
В своем заявлении Дурнайкин А.В. просит о рассмотрении дела в его отсутствие. От ОСФР по Владимирской области поступило ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя, доводы кассационной жалобы ответчик поддерживает, просит ее удовлетворить.
На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с 19.11.2021 по 30.11.2022 Дурнайкин А.В. являлся получателем страховой пенсии по инвалидности. При назначении данной пенсии в страховой стаж не были включены периоды работы истца в Республике Узбекистан с 11.09.1987 по 22.10.1992 в Бухарском региональном железнодорожном узле и с 26.05.1998 по 24.10.2011 в ОАО "Муборакнефтегазмонтаж".
Судом первой инстанции оставлены без удовлетворения требования Дурнайкина А.В. в части включения в страховой стаж и перерасчета пенсии с учетом периода его работы с 11.09.1987 по 22.10.1992 в Бухарском региональном железнодорожном узле, так как распоряжением ГУ - ОПФР по Владимирской области от 20.12.2022 произведен перерасчет страховой пенсии истца по инвалидности с момента назначения, то есть с 19.11.2021, с учетом данного периода работы истца в связи с поступлением документов, подтверждающих этот период. Решение суда в данной части не обжаловалось.
Также судами установлено, что в соответствии с записями в дубликате трудовой книжки Дурнайкина А.В, он в период с 26.05.1998 по 24.10.2011 работал в ОАО "Муборакнефтегазмонтаж" слесарем-сантехником. Кроме того, истцом представлены справки ОАО "Муборакнефтегазмонтаж" от 05.07.2022 N 356/08, подтверждающие факт работы истца с указанием сведений о начислении заработной платы за спорный период. Справки представлены в оригинале, заверены подписями уполномоченных лиц и печатью организации, указаны денежные единицы.
Разрешая исковые требования Дурнайкина А.В. о возложении на ответчика обязанности включить в страховой стаж период работы с с 26.05.1998 по 24.10.2011 в ОАО "Муборакнефтегазмонтаж" и произвести перерасчет пенсии с учетом указанного периода, суд первой инстанции руководствовался ч. 3 ст. 2, ч. 1 ст. 11, ч. 8 ст. 13, ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ст. ст. 1, 6, 11 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенного в г. Москве 13.03.1992 (далее - Соглашение), п.п. 11, 59, 60 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 (далее - Правила), п. 51 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 N 958н (далее - Перечень) и исходил из того, что для подтверждения стажа за периоды работы истца в Республике Узбекистан до 01.01.2002 не требуется обязательного подтверждения компетентного органа страны-участника Соглашения, достаточными являются документы, выданные работодателем, в связи с чем, удовлетворил требования истца в отношении периода с 26.05.1998 по 31.12.2001.
Отклоняя доводы пенсионного органа об отсутствии в справках ОАО "Муборакнефтегазмонтаж" от 05.07.2022 N 356/08 даты рождения истца и оснований выдачи справки, районный суд указал на то, что в справке, выданной работодателем, имеется отсылка на книгу начислений заработной платы, а периоды работы, отраженные в справке, совпадают с данными трудовой книжки.
При этом суд первой инстанции исключил из подлежащего зачету стажа февраль и июль 2000 года, поскольку согласно представленным документам в указанные месяцы у истца отсутствуют начисления по заработной плате.
Вместе с тем, суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения требований Дурнайкина А.В. о включении в страховой стаж периода его работы с 01.01.2002 по 24.10.2011, исходя из того, что за указанный период компетентным органом Республики Узбекистан не подтвержден факт уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение. Решение суда в данной части не обжаловалось.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, их правовым и фактическим обоснованием.
Оставляя решение суда без изменения, судебная коллегия дополнительно сослалась на пункт 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерацией от 31.01.1994 N 1-369-18, пункты 4 и 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р, и отметила, что для определения права на трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР до 01.01.2002 на основании документов, выданных работодателем без их легализации. Подтверждение от компетентных органов об уплате страховых взносов для граждан государств участников Соглашения от 13.03.1992 требуется применительно к периодам работы, имевшим место после 01.01.2002; такая справка должна предоставляться для подтверждения факта уплаты страховых взносов в Пенсионный орган страны, где работал заявитель. В отношении периодов работы истца, имевших место до 01.01.2002, действуют общие правила назначения пенсии, установленные на территории Российской Федерации.
Учитывая, что период работы Дурнайкина А.В. с 26.05.1998 по 24.10.2011 подтвержден допустимыми доказательствами, а именно трудовой книжкой и справками работодателя от 05.07.2022 N 356/08 с указанием сведений о начислении заработной платы за спорный период, справки представлены в оригинале, заверены подписями уполномоченных лиц и печатью организации, указаны денежные единицы, суд апелляционной инстанции признал правомерным включение указанного периода в страховой стаж истца.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ОСФР по Владимирской области о денонсации Российской Федерацией с 01.01.2023 Соглашения от 13.03.1992, судебная коллегия указала, что поскольку истец реализовал свое право на обращение с заявлением о назначении страховой пенсии по инвалидности до 31.12.2022, то при оценке пенсионных прав истца районный суд обоснованно применил Соглашение от 13.03.1992.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы нижестоящих судов правильными, соответствующими установленным обстоятельствам дела, представленным доказательствам и нормам материального права, подлежащим применению при рассмотрении настоящего спора.
Основополагающими законодательными актами, устанавливающими с 01.01.2002 условия и нормы пенсионного обеспечения, являются Федеральные законы от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанными Федеральными законами, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ).
К числу международных договоров, в числе прочих, относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины).
В соответствии со ст. 1 Соглашения от 13.03.1992, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно п. 1 Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31.01.1994 N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР" при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992.
В силу п. 4 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Как следует из п. 5 вышеуказанных Рекомендаций, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 N203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила N 1015).
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В силу п. 59 Правил N 1015 документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи.
Таким образом, нижестоящие суды обоснованно приняли в подтверждение страхового стажа истца за период работы с 26.05.1998 по 31.12.2001 в ОАО "Муборакнефтегазмонтаж" (за исключением февраля, июля 2000 года) сведения трудовой книжки и справок от 05.07.2022 N 356/08 о заработной плате, выданных работодателем, отклонив доводы ответчика о необходимости дополнительного подтверждения факта работы в спорный период справками компетентных органов Узбекистана, так как такие справки необходимы лишь для подтверждения оплаты страховых взносов за периоды с 01.01.2022.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с такими выводами судов основано на неверном толковании норм материального права.
Доводы ОСФР по Владимирской области о том, что справки работодателя от 05.07.2022 N356/08 оформлены с нарушением установленных требований ввиду отсутствия в них указаний на основания выдачи, были предметом рассмотрения нижестоящих судов и обоснованно и мотивированно ими отклонены, так как согласно действующему законодательству такого рода справки работодателя могут быть приняты и без указаний на основания их выдачи (пункт 59 Правил N 1015), при том, что в спорных справках имеются отсылки на первичные документы - книгу начислений заработной платы.
Указание заявителя кассационной жалобы на отсутствие даты рождения истца в справках о заработной плате также повторяет доводы возражений ответчика на исковое заявление и было отклонено судом, так как оснований для сомнений в принадлежности справок и достоверности указанных в них сведений суды не усмотрели.
Таким образом, при разрешении спора судами нижестоящих инстанций дано верное толкование норм материального права, регулирующих спорное правоотношение, судами правильно и полно установлены юридически значимые обстоятельства дела, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судами доказательствами, в обжалуемых судебных постановлениях содержатся исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Изложенные заявителем кассационной жалобы доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения заявленного спора, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда города Владимира от 14 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 27 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.