Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И, судей Шамрай М.С, Ивановой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" и "адрес" о признании незаконным отказа в перерасчете пособия по беременности и родам, обязании произвести перерасчет и выплатить пособие по беременности и родам, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Тверского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И, объяснения представителя ФИО1 по доверенности ФИО8, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" и "адрес" по доверенности ФИО9 об отсутствии основания для отмены оспариваемых судебных актов, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику ГУ-МРО ФСС РФ, уточнив требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила о признании незаконным отказа в перерасчете пособия по беременности и родам, обязании произвести перерасчет и выплатить пособие по беременности и родам в размере 206 386 руб. 44 коп, о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 6 231 руб. 17 коп, процентов за пользование чужими денежными средствами с ДД.ММ.ГГГГ по дату выплаты недополученной суммы пособия по беременности и родам.
В обоснование заявленных требований указано, что в период с 2020 года по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проходила службу в должности следователя СО ОМВД России по району Царицыно "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ состояла в должности старшего следователя СК РФ по МО. С ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по беременности и родам до ДД.ММ.ГГГГ, при этом, ей было выплачено пособие по беременности и родам, размер которого определен исходя из МРОТ, без учета размера ее среднего заработка за два календарных года, предшествующих году предоставления отпуска по беременности и родам. ДД.ММ.ГГГГ истцом направлено заявление в ГУ-МРО ФСС РФ о перерасчете ранее назначенного пособия по беременности и родам. ДД.ММ.ГГГГ ей был дан ответ, которым отказано в перерасчете пособия по беременности и родам. Считает незаконным отказ в перерасчете пособия по беременности и родам.
Решением Тверского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении иска ФИО1 к ГУ-МРО ФСС РФ о признании незаконным отказа в перерасчете пособия по беременности и родам, обязании произвести перерасчет и выплатить пособие по беременности и родам, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, отказано.
В кассационной жалобе ФИО1, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, кассатор просит отменить судебные постановления как вынесенные с нарушениями норм материального и процессуального права.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается сведениями почтового идентификатора, кроме того, указанная информация размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, оснований для отложения судебного разбирательства не усматривает.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проходила службу в органах внутренних дел (ГУ МВД России по "адрес").
Приказом N-кт от ДД.ММ.ГГГГ истец принята на федеральную государственную службу в СК России и назначена на должность старшего следователя СО по "адрес" ГСУ СК России по МО.
ДД.ММ.ГГГГ в филиал N ГУ-МРО ФСС РФ из ГСУ СК России по МО поступил реестр сведений, необходимый для выплаты ФИО1 пособия по беременности и родам на основании электронного листка нетрудоспособности N, за период с 11 февраля по ДД.ММ.ГГГГ, причина нетрудоспособности - отпуск по беременности и родам; ДД.ММ.ГГГГ поступил реестр сведений, необходимый для назначения и выплаты истцу пособия по беременности и родам на основании электронного листка нетрудоспособности N, за период с 01 июля по ДД.ММ.ГГГГ, причина нетрудоспособности - отпуск по беременности и родам.
ДД.ММ.ГГГГ у истца родился ребенок.
Согласно представленной справке от ДД.ММ.ГГГГ о назначенных и выплаченных пособиях за период с 01 января по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 за период с 11 февраля по ДД.ММ.ГГГГ выплачено пособие по беременности и родам в размере 63 932 руб. 40 коп, за период с 01 июля по ДД.ММ.ГГГГ в размере 7 306 руб. 56 коп, рассчитанные из МРОТ.
Не согласившись с размером выплаченного пособия по беременности и родам, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в филиал N ГУ-МРО ФСС РФ с заявлением о перерасчете пособия, приложив к заявлению справки о доходах по форме 2-НДФЛ за 2019-2021 годы.
ДД.ММ.ГГГГ на обращение истца о перерасчете пособия дан ответ Nл, согласно которому основания для перерасчета пособия по беременности и родам отсутствуют, поскольку представленный справки 2-НДФЛ не подтверждают размер заработка по прежнему месту работы для целей расчета пособия по беременности и родам.
Согласно справке по форме 182н от ДД.ММ.ГГГГ, период работы (службы, иной деятельности) у страхователя, в течение которой лицо подлежало обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; начисления заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которые были начислены страховые взносы в 2020, 2021, 2022 годах отсутствуют.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", пришел к выводу о том, что в период прохождения истцом службы она не подлежала социальному страхованию, страховые взносы не уплачивались, в связи с чем законных оснований для перерасчета назначенного ей пособия по беременности и родам, расчет которого произведен исходя из МРОТ за 2020, 2021 годы, не имелось..
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы нижестоящих судов верными.
Как следует из содержания пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ) обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.
Одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является пособие по беременности и родам (пункт 2 части 1 статьи 1.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ).
Как установлено частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255- ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
Согласно ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия.
В случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом надень наступления страхового случая (пункт 1.1 ст. 14 указанного Закона).
В силу ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи (работодатели) обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Объект обложения страховыми взносами, база для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, порядок обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
С 01 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, а администрирование страховых взносов осуществляет Федеральная налоговая служба. Соответствующие изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
В соответствии со ст. 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 422 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению страховыми взносами суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения- и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы, лицами начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной службы и службы в указанных органах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1.2 Федерального закона N 255-ФЗ страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - это обязательные платежи, осуществляемые страхователями в ФСС в целях обеспечения обязательного социального страхования застрахованных лиц на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Разрешая спор, суды, правильно истолковав нормы материального права, приняв во внимание позицию Конституционного Суда РФ, нашедшую свое отражение в определении Конституционного Суда РФ от 26 апреля 2016 г. N 894-О, установив фактические обстоятельства по делу, обоснованно исходили из того в период прохождения службы в органах внутренних дел истец социальному страхованию не подлежала. Поскольку страховые взносы в период 2020-2021 г. за период получения ею денежного довольствия не уплачивались, оснований для перерасчета сумм произведенных ей выплат пособия по беременности и родам, расчет которого произведен исходя из МРОТ, у ответчика не имелось.
Доводы кассационной жалобы истца о гарантированном праве на получение пособия из расчета выплаченного ей денежного довольствия в период прохождения службы в органах внутренних дел, являлись предметом проверки нижестоящих судов и обоснованно отклонены как несостоятельные и ошибочные, основанные на неверном толковании положений действующего законодательства, в соответствии с которым лица проходящие службу в органах внутренних дел не относятся к числе субъектов, участвующих в солидарной системе обязательного социального страхования.
Доводы кассационной жалобы заявителя не могут являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, выражают субъективное отношение к правильности разрешения спора, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела; о нарушении либо неправильном применении норм материального права или норм процессуального права, в связи с чем на основании части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
С учётом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.