Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лысовой Е.В, судей Ивановой Т.С, Шамрай М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску ФИО1 к Департаменту труда и социальной защиты населения "адрес", Департаменту городского имущества "адрес", Государственному бюджетному учреждению "адрес" центр по вопросам опеки и попечительства "Содействие" Департамента труда и социальной защиты населения, Комиссии по решению жилищных вопросов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о признании права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения, обязании включить в список, обязании вне очереди предоставить благоустроенное жилое помещение, о признании распоряжения, решения незаконными, обязании устранить нарушенное право, обязании издать распоряжение о предоставлении жилого помещения, по кассационной жалобе ответчика государственного бюджетного учреждения "адрес" центр по вопросам опеки и попечительства "Содействие" Департамента труда и социальной защиты населения
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО11, объяснения представителя ответчиков Государственного бюджетного учреждения "адрес" центр по вопросам опеки и попечительства "Содействие", Комиссии по решению жилищных вопросов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - ФИО8, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения "адрес", Департаменту городского имущества "адрес", Государственному бюджетному учреждению "адрес" центр по вопросам опеки и попечительства "Содействие" Департамента труда и социальной защиты населения, Комиссии по решению жилищных вопросов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором просила:
- признать за ней право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда "адрес" для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированных жилых помещений;
- обязать Департамент труда и социальной защиты населения "адрес" устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и включить в "Список лиц из числа детей-сирот, которые достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства... ";
- обязать Городскую межведомственную комиссию по решению жилищных вопросов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав на однократное предоставление (получение) благоустроенного жилого помещения в городе Москве в соответствии с действующим законодательством;
- признать за ней право включиться в "Список лиц из числа детей-сирот и детей, которые достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении в их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства" по обеспечению лица жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда "адрес";
- обязать Департамент труда и социальной защиты населения "адрес" включить ее в "Список лиц из числа детей-сирот, которые достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства... " по обеспечению лица жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда "адрес";
- признать распоряжение об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда "адрес" по договорам найма специализированных жилых помещений незаконным;
- обязать Городскую межведомственную комиссию по решению жилищных вопросов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди предоставить ей благоустроенное жилое помещение в городе Москве в соответствии с действующим законодательством в разумный срок;
- обязать Департамент городского имущества "адрес" издать распоряжение по предоставлению жилого помещения истцу из специализированного жилищного фонда "адрес" по договорам найма специализированных жилых помещений в течение месяца со дня вступления решения в законную силу и предоставить жилое помещение.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N ее опекуном назначена родная бабушка ФИО9 Место проживания истца определено по месту жительства опекуна по адресу: "адрес". В данной квартире на основании договора о передаче жилья в собственность ей принадлежит 1/4 доля указанного помещения.
Приказом Министерства образования и молодежной политики от ДД.ММ.ГГГГ N-пр установлен факт невозможности проживания по указанному адресу. ФИО1 включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ, но до настоящего времени жилым помещением в городе Ставрополе не обеспечена. С 2014 года по достижении возраста 18 лет истец постоянно проживает в "адрес", на протяжении 7 лет работает и обучается в "адрес". Для реализации права на дополнительные гарантии по обеспечению жилым помещением в "адрес" она обратилась с заявлением в ОСЗН "адрес", которое передало ее обращение в ГБУ Центр "Содействие". Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения "адрес" ей отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как на момент возникновения права на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением местом ее жительства являлся "адрес".
Уточнив исковые требования ДД.ММ.ГГГГ истец также просила обязать Департамент городского имущества "адрес" издать распоряжение по предоставлению жилого помещения истцу из специализированного жилищного фонда "адрес" по договорам найма специализированных жилых помещений в течение месяца со дня вступления решения в законную силу и предоставить жилое помещение.
Решением Басманного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда отменено, исковые требования ФИО10 удовлетворены частично.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Московский городской суд.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Басманного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено, с принятием по делу нового решения, которым определено (с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ об исправлении допущенной в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ описки):
- признать незаконным распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-Р "Об отказе во включении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда "адрес" по договорам найма специализированных жилых помещений";
- признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда "адрес" для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений;
- обязать Департамент труда и социальной защиты населения "адрес" включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда "адрес" по договорам найма специализированных жилых помещений.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказано.
В кассационной жалобе ответчик Государственное бюджетное учреждение "адрес" центр по вопросам опеки и попечительства "Содействие" указал на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права. В кассационной жалобе приводятся доводы о том, что истец не могла быть включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда "адрес" по договорам найма специализированных жилых помещений, поскольку она стоит на учете в городе Ставрополь.
В заседание судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ явились:
- представитель ответчиков Государственного бюджетного учреждения "адрес" центр по вопросам опеки и попечительства "Содействие", Комиссии по решению жилищных вопросов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - ФИО8, поддержавшая доводы кассационной жалобы.
О дате, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции лица, участвующие в деле извещены письмами от ДД.ММ.ГГГГ. Отчеты об отслеживании отправлений с почтовыми идентификаторами имеются в материалах дела. Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции.
На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело при данной явке.
В соответствии со ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено указанным Кодексом.
Согласно ст. 379.7 основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе:
- оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационные жалобу, представление без удовлетворения;
- отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
- отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу;
- оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
- изменить либо отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
- оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 379.1 указанного Кодекса, или прекратить производство по кассационным жалобе, представлению, если после принятия кассационных жалобы, представления к производству суда от лица, их подавшего, поступило заявление об отказе от кассационных жалобы, представления и отказ принят судом в соответствии со ст. 39 указанного Кодекса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе законность определения суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
К указанному выводу судебная коллегия приходит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в городе Ставрополь.
Мать истца - ФИО1, решением Промышленного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав.
Постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N над ФИО1, зарегистрированной по месту жительства по адресу: "адрес", установлена опека со стороны бабушки - ФИО9, проживающей по указанному адресу.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником 1/4 доли в праве общей собственности жилого помещения по адресу: "адрес".
Приказом Министерства образования и молодежной политики "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-пр установлен факт невозможности проживания ФИО1 в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: "адрес".
В последующем ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как на момент возникновения права на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением ее местом жительства являлся "адрес".
Признавая данное распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения "адрес" суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 3 ст. 8 указанного федерального закона порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации (пп. 3 п. 3.1 ст. 8).
Постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте российской федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте российской федерации по новому месту жительства, с соблюдением порядка введения в действие (далее - Правила).
Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее соответственно - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (пункт 1 Правил).
Федеральный закон N 159-ФЗ сохраняет за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, достигшие возраста 23 лет), право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 8 данного закона, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8).
Как следует из содержания п. 1 Правил, они распространяются и на указанных лиц.
Положению подпункта 3 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ, закрепляющему, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка при включении их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства, соответствует пункт 20 Правил, устанавливающий, что дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет, исключаются из списка в случаях, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ о поддержке детей-сирот.
Из анализа приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что Правила соответствуют ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ в части обеспечения лиц, достигших возраста 23 лет, жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанной статьей, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п. 23 Правил при наличии полной дееспособности и достижения возраста 18 лет с заявлением об исключении из списка по прежнему месту жительства и включении в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства дети-сироты и лица из числа детей-сирот вправе обратиться самостоятельно.
В числе оснований, по которым уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решения об отказе в исключении из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и во включении в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, установленных п. 35 Правил, такое основание, как достижение ребенком-сиротой или ребенком из числа детей-сирот определенного возраста, отсутствует.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно не согласился с выводом суда первой инстанции о том, что по достижении возраста 23 лет истец утратил право на подачу заявления об исключении из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и во включении в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (в городе Москве).
Согласно п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.
Судами установлено, что ФИО1 постоянно проживает в городе Москве, жилым помещением в "адрес" не обеспечивалась, основания, предусмотренные ст. 8 ФЗ N, для предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, гражданство РФ у истца не прекращались, запрета на перемену места жительства у истца не имеется.
При таких обстоятельствах местом жительства истца является "адрес", и истец имеет право на обеспечение жилым помещением на территории "адрес".
Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований.
Вопреки доводам кассационной жалобы, при разрешении спора судом апелляционной инстанции дано верное толкование нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, правильно и полно установлены юридически значимые обстоятельства по делу. Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом апелляционной инстанции доказательствами, в апелляционном определении содержатся исчерпывающие выводы, следующие из установленных по данному гражданскому делу фактических обстоятельств.
Судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на правильное рассмотрение дела, влекущих отмену определения по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены апелляционного определения и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции.
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика государственного бюджетного учреждения "адрес" центр по вопросам опеки и попечительства "Содействие" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.