Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общее описание "дорожной карты"
1. Реализация "дорожной карты" "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Липецкой области (2013 - 2018 годы)" призвана обеспечить в Липецкой области (далее - область) доступность, повысить эффективность и качество предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания, увязанных с переходом на "эффективный контракт". "Эффективный контракт" будет четко определять условия оплаты труда, стимулирующие выплаты и меры социальной поддержки работника социальной службы в зависимости от качества и количества выполняемой им работы.
Для полного удовлетворения потребностей пожилых граждан и инвалидов, лиц без определенного места жительства в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходима дальнейшая модернизация и развитие системы социального обслуживания населения области, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем решения кадровых проблем в учреждениях социального обслуживания населения.
С целью сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социального работника необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.
Реформирование и дальнейшее развитие системы социального обслуживания области будет осуществляться на основе Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и регионального законодательства.
2. Анализ ситуации в сфере социального обслуживания населения Липецкой области и имеющиеся проблемы:
1) На 1 января 2013 г. численность населения области составляла 1161,05 тыс. человек. К 2018 году прогнозируется уменьшение численности населения области на 20 - 26 тысяч человек.
Население области, как и России в целом, переживает устойчивый период демографического старения. Соотношение трудоспособного населения с населением моложе и старше трудоспособного возраста в процентах выглядит как 58,5:15,6:25,9, где 58,5% - это доля трудоспособного населения, 15,6% - доля населения моложе трудоспособного возраста и 25,9% (301,0 тыс. человек) - доля населения старше трудоспособного возраста. В дальнейшем по области прогнозируется увеличение численности населения старше трудоспособного возраста. К 2018 году удельный вес этой категории населения составит примерно 29,1%.
В соответствии с Законом Липецкой области от 05.12.2013 N 216-ОЗ "О прекращении осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки и социальному обслуживанию населения и признании утратившими силу некоторых Законов Липецкой области" исполнение отдельных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки и социальному обслуживанию населения с 1 января 2014 года передано от органов местного самоуправления на областной уровень.
В целях реализации данного закона образованы 20 областных бюджетных учреждений "Центр социальной защиты населения" подведомственных Управлению социальной защиты населения Липецкой области (в 2013 году функционировало 44 муниципальных учреждения). Образованные учреждения осуществляют свою деятельность силами специалистов и на материальной базе функционировавших до 31 декабря 2013 года муниципальных органов социальной защиты населения и муниципальных учреждений "Комплексный центр социального обслуживания населения".
В 2013 году также ликвидировано 3 учреждения социального обслуживания в результате оптимизации структуры учреждений социальной защиты.
Численность социальных работников оптимизирована за период с 2009 года по 2013 год на 17% при росте объема и качества предоставляемых социальных услуг.
За последние 3 года (2011 - 2013) на 30% увеличилась сумма денежных средств, поступающих в учреждения социального обслуживания за оказание платных социальных услуг, что позволяет осуществлять стимулирующие денежные выплаты социальным работникам, а также направлять средства на развитие учреждений и приобретение необходимой для работы техники и инвентаря.
В области социальные услуги пожилым людям и инвалидам в стационарных условиях (круглосуточно) предоставляют 13 стационарных учреждений социального обслуживания вместимостью 2332 койко-места, а в ночное время - Липецкий дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства на 25 койко-мест с социальной гостиницей на 8 койко-мест.
В полном объеме в области удовлетворена потребность граждан пожилого возраста и инвалидов, лиц без определенного места жительства, в том числе детей-инвалидов, нуждающихся в стационарном обслуживании в условиях дома-интерната. Открытие в 2013 году Верхне-Матренского дома-интерната малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов на 40 койко-мест позволило улучшить условия проживания и повысить качество оказания социальных услуг указанной категории граждан.
В рамках реализации перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений в 2013 году после капитального ремонта введены в эксплуатацию жилые корпуса в Задонском и Елецком психоневрологических интернатах на 35 мест; осуществлялись работы по возведению пристроек к спальным корпусам в Демкинском и Александровском психоневрологических интернатах. Созданы дополнительные отделения милосердия в Липецком доме-интернате для престарелых и инвалидов общего типа и Александровском психоневрологическом интернате общей вместимостью 40 койко-мест на базе отделений дневного пребывания и временного проживания комплексных центров социального обслуживания населения Измалковского и Усманского районов.
Из числа клиентов стационарных учреждений 85% являются инвалидами, из них 31% относится к категории маломобильных (находящихся на постельном режиме либо передвигающихся в пределах комнаты), возраст 25% клиентов старше 75 лет.
Все стационарные учреждения соответствуют стандартам по условиям проживания клиентов, оснащенности оборудованием, организации питания, лечения и досуга, предоставлению широкого спектра социальных услуг. В стационарных учреждениях социального обслуживания решены многие вопросы создания доступной среды жизнедеятельности. Входы в учреждения оборудованы пандусами и поручнями, имеются подъемные устройства для перемещения маломобильных клиентов, в трех домах-интернатах для престарелых и инвалидов установлены лифты, санитарно-гигиенические помещения оборудованы специальным оборудованием и приспособлениями, в отделении милосердия Елецкого дома-интерната в 2013 году была установлена современная монорельсовая подъемная система для транспортировки маломобильных клиентов. Для перевозки маломобильных клиентов и инвалидов-колясочников в учреждениях имеются автомобили со специальными подъемниками. Продолжаются работы по оснащению учреждений необходимым технологическим, медицинским и реабилитационным оборудованием.
В 2013 году услугу "социальное обслуживание на дому" получали 14,9 тысячи пожилых людей и инвалидов, что составляет 3,9% от общей численности пенсионеров, проживающих в Липецкой области. Из числа получателей социальных услуг на дому 45% - инвалиды, 55% - одиноко проживающие пожилые люди. Среди обслуживаемых граждан 42% находятся в возрасте до 75 лет, 55% - в возрасте от 75 до 90 лет, 2,3% - в возрасте от 91 до 100 лет, 2 человека - в возрасте свыше 100 лет. В 20 центрах социальной защиты населения области функционируют 148 отделений социальной помощи на дому, 25 отделений срочного социального обслуживания (мобильные бригады). Норматив обслуживания граждан одним социальным работников за 2013 год составил 7,1 человек.
После вступления в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" к числу получателей социальных услуг на дому добавятся семьи с детьми-инвалидами, а также многодетные семьи. В этой связи численность получателей социальных услуг на дому может возрасти до 10 процентов.
Кроме гарантированных социальных услуг, пожилым людям и инвалидам предоставляются дополнительные услуги - "столовые на дому", вспашка и обработка огорода, парикмахерские, прачечные и швейные услуги, ремонт жилья и надворных построек, уборка жилых помещений и дворов, "санаторий на дому", помощь в получении юридических услуг. Отделения срочного социального обслуживания располагают широким набором техники, оборудования и инвентаря, обеспечивающих предоставление социально-бытовых услуг.
Расширяется участие в предоставлении социальных услуг пожилым гражданам и инвалидам волонтеров, добровольцев и благотворителей.
Центры социальной защиты населения во всех муниципальных образованиях области тесно сотрудничают с органами образования: существует постоянная практика оказания разносторонней шефской помощи ученическими бригадами одиноко проживающим пожилым людям. В областном центре и г.г. Ельце, Грязи, Лебедяни, Усмани учреждениями социальной защиты населения к работе с пожилыми гражданами привлекаются студенты образовательных организаций, которые участвуют в организации культурного досуга, обучении работе на персональном компьютере.
В целях решения проблемы социальной изоляции пожилых людей учреждения социальной защиты населения объединяют их в клубы по интересам, организовывают досуг. В области работает более пятисот клубов и других объединений по интересам, в которых люди старшего поколения находят применение практически всем своим талантам: это клубы любителей песни, ценителей литературы, любителей общения и знатоков природы, умельцев-кулинаров и приверженцев здорового образа жизни, поклонников русского фольклора и мастеров прикладного творчества, изучения компьютера и интернет общения (skype).
В процессе реализации мероприятий административной реформы в системе социального обслуживания населения Липецкой области, механизмы предоставления социальных услуг в нестационарных условиях стали более эффективными: усовершенствована система информирования об услугах, в том числе на основе современных информационно-коммуникационных технологий, во всех учреждениях имеется необходимая для работы компьютерная и оргтехника. Отделения срочного социального обслуживания и социального обслуживания на дому располагают 83 единицами автотранспорта, которые обеспечивают мобильность предоставления услуг, в том числе бригадным методом. Осуществляется межведомственное взаимодействие, благодаря чему работа сотрудников учреждений в значительной степени облегчена.
Основной проблемой, несмотря на проводимую работу по увеличению койко-мест, остается очередь в психоневрологические интернаты. На 1 января 2014 года она составила 155 человек, или 12% от числа получающих социальные услуги в стационарных учреждениях данного типа. Указанная проблема нашла свое отражение в перспективной схеме развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Липецкой области до 2020 года, реализация которой позволит полностью ликвидировать очередь в учреждения психоневрологического типа.
2) В системе социального обслуживания наблюдается небольшой дефицит квалифицированных кадров. Например, в системе учреждений надомного обслуживания 11% социальных работников области имеют высшее образование, 43% - среднее профессиональное, 36% - начальное профессиональное и 10% - среднее общее образование. Причинами отсутствия притока высококвалифицированных кадров в сферу социального обслуживания являются: повышение профессиональных требований, отсутствие высококвалифицированных кадров в отдаленных сельских поселениях, высокая психологическая и физическая нагрузка.
В целях повышения престижа профессии социального работника в 2011 году был принят Закон Липецкой области "О поощрительных выплатах в сфере социальной защиты населения Липецкой области", предусматривающий премирование работников, достигших особых результатов в творческой, научной и практической деятельности в сфере социальной защиты населения.
В 2012 году размер среднемесячной заработной платы социальных работников составил 7317,0 рублей (37,5% к уровню среднемесячной заработной платы по Липецкой области), в 2013 году - 11288 рублей (52,3% к уровню среднемесячной заработной платы по Липецкой области).
Фактическая численность социальных работников в учреждениях социального обслуживания населения и здравоохранения области на 1 января 2013 года составляла 2435 человек, на 1 января 2014 года - 2122 человека.
3) Состояние материально-технической базы и благоустройства стационарных учреждений социального обслуживания населения области, а также созданная в них инфраструктура в целом отвечают возросшим требованиям к качеству и доступности предоставляемых в них социальных услуг. Своевременному ремонту и обслуживанию зданий уделяется постоянное внимание.
Ветхие и аварийные здания, требующие капитального ремонта или реконструкции, в стационарных учреждениях системы социального обслуживания Липецкой области отсутствуют.
В то же время еще не во всех учреждениях социального обслуживания населения жилая площадь помещений в спальных корпусах соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2564-09 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.11.2009 N 71.
4) Незначительное участие в предоставлении социальных услуг негосударственного сектора, социально-ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев. Все 42 учреждения социального обслуживания области находятся в ведении управления социальной защиты населения области. В 2013 году только одна некоммерческая организация "ЛРОО ООО Инвалидов войны в Афганистане" начала оказывать социальную услугу - "Обеспечение транспортной доступности социально-значимых объектов".
3. Целями "дорожной карты" являются:
совершенствование правового регулирования сферы социального обслуживания;
оптимизация структуры и штатной численности учреждений путем внедрения комплексного подхода к созданию современных организаций социального обслуживания населения в целях концентрации источников финансового обеспечения, ликвидации малоэффективных и дублирующих друг друга подразделений и отделений, проведения более эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии социального работника;
организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений социального обслуживания населения;
повышение в 2017 году средней заработной платы социальных работников - до 100 процентов от средней заработной платы области;
укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;
развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
предоставление гражданину, нуждающемуся в получении социальных услуг, права выбора организации социального обслуживания для получения социальных услуг.
4. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты".
1) Принятие нормативных правовых актов регулирования правоотношений в сфере социального обслуживания населения области, относящихся к полномочиям субъектов Российской Федерации.
2) Развитие кадрового потенциала, повышение уровня профессиональной подготовки и квалификации работников учреждений социального обслуживания населения области.
3) Оптимизация структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания населения области на основе сокращения малоэффективных и мало востребованных гражданами социальных услуг, непрофильных подразделений, перевода ряда обеспечивающих функций и услуг на условия аутсорсинга и привлечения сторонних организаций.
Сокращение к 2018 году на 9% численности работников, занятых в учреждениях социального обслуживания населения области (преимущественно административно-управленческого персонала) в целях высвобождения средств на повышение оплаты труда социальных работников, а также отдельных работников, повышение заработной платы которых не предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
4) Доведение уровня оплаты труда социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597) в 2017 году до установленных параметров средней заработной платы.
В 2013 году заработная плата социальных работников увеличена на 54,3%. С 1 января 2014 года повышение заработной платы социальным работникам произведено еще на 21,5%.
В последующих годах повышение заработной платы планируется осуществлять ежегодно с 1 января календарного года в размерах указанных в таблице 1.
Таблица 1
N |
Наименование категории работника |
Процент повышения заработной платы |
|||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
||
1. |
Социальный работник |
27,5 |
25,3 |
42,3 |
11,7 |
5) Повышение уровня и качества предоставления социальных услуг на основе:
реализации перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Липецкой области до 2020 года, которая позволит полностью ликвидировать очередь в стационарные учреждения психоневрологического типа, обеспечить местами в стационарных учреждениях граждан старше трудоспособного возраста с учетом прогнозируемой потребности, привести жилую площадь спальных помещений стационарных учреждений в соответствие с действующими санитарными нормативами. (К 2018 году планируется:
увеличение коечной мощности стационарных учреждений социального обслуживания населения области на 155 койко-мест, в том числе:
в 2014 году - на 30 койко-мест;
в 2015 году - на 25 койко-мест;
в 2017 году - на 50 койко-мест;
к 2018 году - на 50 койко-мест.);
укрепления материально-технической базы стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов;
привлечения негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания;
развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому.
5. Контрольные показатели успешной реализации "дорожной карты" указаны в таблице 2.
Таблица 2
Наименование контрольного показателя |
Ед. изм. |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения |
% |
99,1 |
99,3 |
99,6 |
99,6 |
99,9 |
100,0 |
в том числе: | |||||||
в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов общего типа |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов психоневрологического профиля |
% |
88 |
89 |
92 |
94 |
97 |
100 |
в стационарных учреждениях социального обслуживания для детей |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в полустационарных учреждениях социального обслуживания |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в учреждениях социального обслуживания, оказывающих услуги на дому |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных и в немуниципальных учреждениях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в учреждениях социального обслуживания всех форм собственности |
% |
0,7 |
1,0 |
1,7 |
2,5 |
4,0 |
5,0 |
Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества учреждений всех форм собственности |
% |
2,1 |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
4,5 |
10,6 |
Доля получателей социальных услуг от общего числа жителей |
% |
1,53 |
1,56 |
1,74 |
1,78 |
1,83 |
1,87 |
6. Показатели повышения средней заработной платы социальных работников учреждений социального обслуживания населения и здравоохранения и показатели нормативов представлены в Приложении к Плану мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания Липецкой области (2013 - 2018 годы)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.