Московский городской суд в составе председательствующего - судьи Мохова А.В., единолично, с участием прокурора отдела управления прокуратуры г. Москвы Селиверстова М.С., защитников - адвокатов Габдилина Р.Р., Аллахвердиева С.Н., Устина Е.В., Гасинова А.А., представивших удостоверения и ордера, обвиняемого Григорьева А.А., следователя ГСУ СК России Горбарчука А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Медведевой П.И., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы адвокатов Габдулина Р.Р., Аллахвердиева С.Н., Гасинова А.А., Устина Е.В. на постановление Басманного районного суда г. Москвы от 27.12.2023, которым в отношении
Григорьева А.А, ***, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 213, ч.3 ст. 144 УК РФ, избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на срок 2 месяца, то есть до 26.02.2024 г.
Выслушав выступление адвокатов Габдилина Р.Р, Аллахвердиева С.Н, Устина Е.В, Гасинова А.А, обвиняемого Григорьева А.А, следователя Горбарчука А.В, прокурора Селиверстова М.С. по доводам апелляционных жалоб,
УСТАНОВИЛ:
В производстве ГСУ СК России находится уголовное дело, возбужденное 20.03.2019 по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст. 213 УК РФ.
Срок предварительного расследования по уголовному делу продлен в установленном законом порядке до 24.03.2024 г.
В качестве подозреваемого по уголовному делу в порядке ст. 91, 92 УПК РФ 26.12.2023 задержан Григорьев А.А, которому в тот же день предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 213, ч.3 ст. 144 УК РФ.
Постановлением Басманного районного суда г. Москвы от 27.12.2023 обвиняемому Григорьеву А.А. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на 2 месяца, то есть до 26.02.2024 г.
В коллективной апелляционной жалобе и дополнении к ней адвокаты Габдулин Р.Р. и Аллахвердиев С.Н. в защиту интересов обвиняемого Григорьева А.А. выражают несогласие с постановлением суда, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Обращают внимание, что в представленных материалах отсутствуют сведения о намерениях Григорьева скрыться от органов предварительного расследования и суда, продолжить заниматься преступной деятельностью, иным способом воспрепятствовать производству по уголовному делу. Выводы суда в этой части не основаны на фактических обстоятельствах дела и не подтверждаются исследованными доказательствами. При избрании Григорьеву меры пресечения судом не приняты во внимание сведения о его личности. Выводы суда о невозможности применения к нему иной меры пресечения, не связанной с изоляцией от общества, в постановлении не мотивированы. Просят постановление суда отменить и избрать обвиняемому Григорьеву меру пресечения в виде домашнего ареста.
В коллективной апелляционной жалобе адвокаты Гасинов А.А. и Устин Е.В. в защиту интересов обвиняемого Григорьева А.А. выражают несогласие с постановлением суда, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Обращают внимание, что в представленных материалах отсутствуют сведения о намерениях Григорьева скрыться от органов предварительного расследования и суда, продолжить заниматься преступной деятельностью, иным способом воспрепятствовать производству по уголовному делу. Ссылаются на непричастность Григорьева к совершению инкриминируемых ему деяний. Просят постановление суда отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции считает постановление законным, обоснованным и мотивированным, а апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 97 УПК РФ суд вправе избрать меру пресечения в виде заключения под стражу при наличии достаточных оснований полагать, что лицо скроется от органов предварительного следствия и суда, может продолжить заниматься преступной деятельностью, угрожать свидетелям, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Согласно ч. 1 ст. 108 УПК РФ заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения.
В исключительных случаях при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, и с учетом обстоятельств, указанных в ст. 99 УПК РФ, мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого. При этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу - в тот же срок с момента задержания (ч.1 ст. 100 УПК РФ).
Принимая решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, суд учел обстоятельства преступлений, в совершении которых обвиняется Григорьев А.А, данные о его личности, и, обсудив изложенные следователем доводы, пришел к обоснованному выводу, что Григорьев А.А, находясь на свободе, может скрыться от органов предварительного расследования и суда, уничтожить доказательства, а также иным способом воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Судебное решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу основано на объективных данных, содержащихся в представленных материалах, и принято в полном соответствии с требованиями ст. 108 УПК РФ, с соблюдением всех норм уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих порядок избрания такой меры пресечения.
Суд первой инстанции обоснованно сделал вывод, что Григорьев А.А. обвиняется в совершении преступлений, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 3 лет.
Постановление суда содержит оценку сведений о личности Григорьева А.А, а также материалов уголовного дела, обосновывающих его задержание и подтверждающих причастность к инкриминируемым преступлениям.
Нарушений закона при задержании Григорьева А.А. в качестве подозреваемого, а также его права на защиту в ходе судебного разбирательства при рассмотрении ходатайства следователя не допущено.
Согласно протоколу судебного заседания рассмотрение ходатайства следователя проведено в условиях равноправия и состязательности сторон. Постановление о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу составлено с соблюдением требований ст. 108 УПК РФ.
Выводы суда об отсутствии оснований для применения к Григорьеву А.А. иной меры пресечения, не связанной с изоляцией от общества, надлежащим образом мотивированы в судебном решении, в связи с чем доводы апелляционных жалоб являются несостоятельными.
Каких-либо сведений препятствующих в силу состояния здоровья или других уважительных причин содержанию Григорьева А.А. под стражей в представленных материалах не имеется.
При таких обстоятельствах, постановление суда является законным, обоснованным и мотивированным, поскольку имелись основания для избрания в отношении Григорьева А.А. исключительной меры пресечения в виде заключения под стражу, а применение в отношении него иных мер пресечения, не связанных с изоляцией от общества, в том числе залога или домашнего ареста, не позволит обеспечить достижение целей уголовного судопроизводства, предусмотренных ст. 6 УПК РФ.
Нарушений требований действующего уголовно-процессуального законодательства, влекущих отмену или изменение судебного решения по доводам апелляционных жалоб, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 389.20, 28, 33 УПК РФ, ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Басманного районного суда г. Москвы от 27 декабря 2023 года об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу обвиняемому Григорьеву А.А. оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Апелляционное постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в соответствии с главой 47 1 УПК РФ во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья А.В. Мохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.