Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи
Лобовой Л.В, судей Рачиной К.А, Заскалько О.В, при секретаре Деревской А.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Цапкова М.М. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 09 июня 2023 года (номер дела в суде первой инстанции N 2-778/2023), которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Цапкова М.М. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г.Москве и Московской области о признании решения незаконным, обязании осуществить перевод со страховой пенсии по старости на пенсию по государственному пенсионному обеспечению граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, обязании назначить пенсию, отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Цапков М.М. обратился в суд с иском к ответчику Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по г. Москве и Московской области (ранее - Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда РФ N 10 по г. Москве и Московской области) о признании решения незаконным, обязании осуществить перевод со страховой пенсии по старости на пенсию по государственному пенсионному обеспечению граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В обоснование заявленных требований истец указал, что является получателем страховой пенсии по старости с 25.09.2014 г, назначенной в соответствии со ст.ст. 7, 14 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". В мае 1986 года истец принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, получил заболевания при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. 04.06.2021 года истец обратился в ГУ-ГУ ПФР N10 по г. Москве и Московской области, с заявлением о назначении пенсии в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". По результатам рассмотрения заявления N 671034/21 от 04.06.2021 г. ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области принято решение N 210000009045/671034/21 от 09.06.2021 г. об отказе истцу в установлении пенсии по государственному пенсионному обеспечению граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, на основании того, что он является получателем одновременно пенсии по выслуге лет и страховой пенсии по старости. Истец указывает, что при обращении ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области его намерением было осуществить перевод с одного вида пенсии на другой, а не установление третьего вида пенсии, в связи с чем просил признать решение ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области N 210000009045/671034/21 от 09.06.2021 г. об отказе в установлении пенсии незаконным и необоснованным.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Светлова Н.В. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика по доверенности Железняков М.Ю. в судебном заседании заявленные требования не признал.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого как незаконного, просит истец.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя истца по доверенности Ивановой Т.Н, представителя ответчика по доверенности Железнякова М.Ю, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Цапков М.М, **.**.**** года рождения, является получателем страховой пенсии по старости с 25.09.2014 г, назначенной в соответствии со ст.ст. 7, 14 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Одновременно Цапков М.М. является получателем пенсии по выслуге лет с 25.07.2000 г, которая назначена ему на основании Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей", что подтверждается пенсионным удостоверением серии 25933 N 70795.
В мае 1986 года Цапков М.М. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается выпиской из приказа командира войсковой части 95006 от 15.05.1986 г. N 049 "О командировании военнослужащих".
В соответствии с данным приказом для выполнения специального задания Цапков М.М. считался находящимся к командировке в г. Чернобыле с 08.05.1986 г.
В соответствии с выпиской из списка военнослужащих войсковой части 95006, утвержденного приказом командира войсковой части 95006 от 26.06.1986 г. N 076, Цапков М.М. участвовал в специальном задании в зоне Чернобыльской АЭС с 09.05.1986 г. по 22.05.1986 г. в количестве 14 дней.
Согласно справке войсковой части 95006 от 10.10.1990 г. N165, Цапков М.М. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-ти километровой зоне в мае 1986 г. На Цапкова М.М. распространяются льготы, установленные постановлением Совета Министров СССР и ВЦСП N 325 от 31.03.1990 г.
Факт участия Цапкова М.М. в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС также подтверждается удостоверением, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, серии Б N 0011236, выданным 06.07.1998 войсковой частью 95006.
Согласно заключению Центральной военно-врачебной комиссии Федеральной службы безопасности Цапкову М.М. установлен диагноз: *************. Данные заболевания получены при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, что подтверждается справкой N 1511 от 19.05.1998 г.
04.06.2021 года Цапков М.М. обратился в ГУ-ГУ ПФР N10 по г. Москве и Московской области, с заявлением о назначении ему пенсии в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
По результатам рассмотрения заявления Цапкова М.М. ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области принято решение N 210000009045/671034/21 от 09.06.2021 г. об отказе в установлении пенсии по государственному пенсионному обеспечению граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, на основании того, что Цапков М.М. является получателем одновременно пенсии по выслуге лет и страховой пенсии по старости.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 166- ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
В соответствии со ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
В пп. 1 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" указано, что право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы.
Как следует из п. 2 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку в силу положений ст.ст.28.1, 29 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", истец являясь получателем пенсии за выслугу лет с 25.07.2000 г, имеет право на назначение пенсии в соответствии со ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" только при условии отказа от получения пенсии по линии силового ведомства и предоставления документального подтверждения из службы социального обеспечения пенсионеров ФСБ РФ по г. Москве и Московской области о прекращении выплаты пенсии.
При этом, в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 Закона, и их семей осуществляется в зависимости от последнего места службы этих лиц Федеральными органами исполнительной власти и Федеральными государственными органами, поименованными в статье 11 данного Закона. Такой вид пенсионного обеспечения осуществляют Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
В частности, ФСБ России осуществляет пенсионное обеспечение в отношении военнослужащих, уволенных из органов безопасности и подведомственных этой службе воинских формирований, пограничных войск, формирований правительственной связи и информации, органов внешней разведки и воинских формирований Главного управления охраны Российской Федерации, а также их семей.
Исходя из приведенных положений Закона от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", учитывая, что истец с 25.07.2000 г. является получателем пенсии за выслугу лет на основании указанного Закона, вывод суда об отсутствии оснований для возложения обязанности на ответчика ОСФР по г.Москве и Московской области обязанности рассмотреть вопрос о назначении, либо о прекращении пенсии в соответствии с Законом РФ N 4468-1, является правомерным.
Поскольку пенсия по старости, предусмотренная положениями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и страховая пенсия, предусмотренная Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", являются различными видами пенсий, учитывая, что военнослужащие в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вывод суда о правомерности отказа пенсионного органа в переводе со страховой пенсии по старости на пенсию по государственному пенсионному обеспечению граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, является обоснованным.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда является законным и отмене не подлежит.
Доводы жалобы истца о несогласии с выраженными в решении суда выводами об отказе в удовлетворении заявленных требований, не могут служить основанием к отмене постановленного судом решения и удовлетворению требований истца, поскольку сводятся к изложению обстоятельств дела и доказательств по делу; не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут повлечь отмену решения суда.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда г. Москвы от 09 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Цапкова М.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.