Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В, и судей Рачиной К.А, Дегтеревой О.В, при ведении протокола помощником Шатовой А.С, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В, гражданское дело по апелляционной жалобе ГКУ города Москвы Центр занятости населения города Москвы на решение Чертановского районного суда города Москвы от 31 июля 2023 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска ГКУ г. Москвы Центр занятости населения (ИНН 7729401652) к Филиппову... (СНИЛС...) о взыскании денежных средств, полученных в качестве социальных выплат - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Государственное казенное учреждение города Москвы Центр занятости населения города Москвы (далее ГКУ ЦЗН г. Москвы) обратилось в суд с иском к Филиппову И.А. о взыскании денежных средств, полученных в качестве социальных выплат в размере 65899, 99 руб, мотивируя свои требования тем, что Филиппов И.А. обратился в отдел трудоустройства "Чертаново Южное" с заявлением о признании его безработным, приказом N132Д18111/204 от 11.05.2020 г. Филиппов И.А. с 01.05.2020 г. был признан безработным с назначением ему на период с 01.05.2020 г. по 31.08.2020 г. пособия по безработице в размере 15 130 руб, на период с 01.09.2020 г. по 01.10.2020 г. пособия по безработице в размере 12 130 руб, на период с 01.05.2020 г. по 01.10.2020 г. доплаты к пособию в размере 850 руб, компенсации расходов за пользование услугами городского общественного транспорта в размере 1 450 руб. При регистрации истец был предупрежден под роспись о том, что в случае обнаружения факта незаконного получения выплат он будет снят с учета с прекращением и возвратом выплат. 03.09.2020 г. по результатам проведенной проверки достоверности предоставленных сведений по базе ФНС было установлено, что 03.06.2020 г. ответчик был зарегистрирован в качестве плательщика налога на профессиональный доход (самозанятого). Приказом N274Д17030/204 от 30.09.2020 г. ответчик был снят с учета в качестве безработного с 03.06.2020 г, за период с 04.06.2020 г. по 01.09.2020 г. ответчиком были незаконно получены социальные выплаты в общей сумме 65 899, 99 руб, которые являются неосновательным обогащением и подлежат возврату истцу.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал; ответчик Филиппов И.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по доводам в возражениях.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит истец ГКУ ЦЗН г. Москвы по доводам апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ГКУ ЦЗН г. Москвы по доверенности Айсина Р.Н, возражения ответчика Филиппова И.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы ГКУ ЦЗН г.Москвы, исходя из изученных материалов дела, имеются.
Согласно пункту 1 ст. 6 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 указанного Закона пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в статьях 34, 34.1 и 34.2 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие три месяца - в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, а также гражданам, не представившим справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
В силу абзаца 5 пункта 2 статьи 35 Закона выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 24.04.2020 Филиппов И.А. обратился через портал "Моя работа" в Отдел трудоустройство "Чертаново Южное" с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, где указал по отношению к занятости, что не незанятый гражданин.
При регистрации истец был предупрежден под роспись о том, что в случае обнаружения факта незаконного получения выплат он будет снят с учета с прекращением и возвратом выплат.
Приказом N 132Д18111/204 от 11.05.2020 г. Филиппов И.А. с 01.05.2020 г. был признан безработным с назначением ему на период с 01.05.2020 г. по 31.08.2020 г. пособия по безработице в размере 15 130 руб, на период с 01.09.2020 г. по 01.10.2020 г. пособия по безработице в размере 12 130 руб, на период с 01.05.2020 г. по 01.10.2020 г. доплаты к пособию в размере 850 руб, компенсации расходов за пользование услугами городского общественного транспорта в размере 1 450 руб.
03.09.2020г. по результатам проведенной проверки достоверности предоставленных сведений по базе ИФНС РФ было установлено, что 03.06.2020 г. ответчик был зарегистрирован в качестве плательщика налога на профессиональный доход (самозанятого) (л.д. 33-34).
Приказом N274Д17030/204 от 30.09.2020 г. Филиппов И.А. был снят с учета в качестве безработного с 03.06.2020 г, выплаты были прекращены (л.д. 23-26).
21.12.2020 г. истец направил ответчику по электронной почте требование о возврате произведенных за период с 04.06.2020 г. по 01.09.2020 г. социальных выплат в общей сумме 65 899, 99 руб.
Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, руководствуясь положениями ст. ст. 1102, 1109 ГК РФ об обязательствах вследствие неосновательного обогащения, ст. ст. 33 - 35 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в РФ", устанавливающих порядок определения размера пособия по безработице, а также условия для прекращения, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска ГКУ ЦЗН г. Москвы к ответчику, поскольку в рассматриваемом случае на момент подачи заявления 24.04.2020, ответчик не имел статуса самозанятого, в период нахождения в данном статусе никакой деятельности не вел и доходов не получал, счетной ошибки и недобросовестности со стороны ответчика места судом установлено не было.
Между тем с такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности: заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме денежные суммы, лежит на стороне, требующей возврата таких денежных сумм.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения) настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 3 Закона о занятости населения безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Частью 2 ст. 35 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено, что выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст. 2 настоящего Закона.
По смыслу положений Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице является мерой социальной поддержки лиц, признанных безработными, которые по объективным, не зависящим от них обстоятельствам, лишены средств существования из - за отсутствия возможности трудиться и получать за свою работу вознаграждение, необходимое для поддержания своей жизнедеятельности.
Под самозанятостью понимаются самостоятельные организация и ведение предпринимательской деятельности, осуществляемые в соответствии с федеральным законодательством (ч. 1 ст. 18 Закона г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46).
Для постановки на учет в качестве безработного необходимо сначала сняться с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход (статья 2, пункты 1, 3 статьи 3 Закона о занятости населения). Лица, утратившие статус самозанятых, признаются безработными и получают пособие по безработице в общем порядке.
Граждане, прекратившие регистрацию в качестве самозанятых, могут получить пособие по безработице при условии постановки на учет в центре занятости, в частности, путем подачи заявления в электронной форме на Едином портале госуслуг (пункт 2 статьи 3, пункт 3 статьи 31 Закона о занятости населения).
Проведение эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - эксперимент) согласно пунктам 2, 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ (редакция от 1 апреля 2020 года) "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в соответствии с пунктом 8 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации начато с 1 января 2019 года в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан); с 1 июля 2020 года - в субъектах Российской Федерации, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, с учетом положений частей 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" физическое лицо указывает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, при переходе на специальный налоговый режим.
Согласно частям 6, 7, 8 статьи 2 данного Федерального закона от 27 ноября 2018 N 422-ФЗ физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.
Профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.
Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход.
Таким образом, в период в который Филиппов И.А. получал пособие по безработице с 04.06.2020 года по 01.09.2020 года, с учетом регистрации его с 04.06.2020 в качестве самозанятого и изменения статуса безработного гражданина, он фактически не имел права на получение такого пособия как лицо, которое имеет профессиональный доход (самозанятый), поэтому получение пособия по безработице в спорный период ответчиком признается не законным, сведений об изменении статуса ответчиком в ЦЗН представлено не было, поэтому выплаченные Филиппову И.А. суммы за период с 04.06.2020 по 01.09.2020 в размере 65899, 99 руб. являются неосновательным обогащением.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Фактически суду не представлено доказательств того, что ответчик не был предупрежден о необходимости сообщения сведений о регистрации в качестве самозанятого, иных доказательств, указывающих на это, материалы дела не содержат.
То обстоятельство, что в период регистрации в качестве безработного ответчик не осуществлял деятельность, позволяющую извлекать прибыль, не имеет юридического значения, поскольку сам факт сокрытия информации о том, что заявитель с 04.06.2020 в период приобретения статуса безработного и получения выплат от ЦЗН, ответчик оформил себя как самозанятого, образуют собой достаточные основания для прекращения выплаты пособия безработице и предъявления требований о взыскании за спорный период полученных сумм.
При таких обстоятельствах, поскольку с 04.06.2020 в период получения пособия по безработице ответчик Филиппов И.А, зарегистрирован в качестве самозанятого, то оснований к выплате пособия по безработице и мер дополнительной материальной поддержки со стороны ЦЗН ответчику не имелось, получение ответчиком за счет бюджетных средств пособия по безработице и дополнительных материальных выплат после 04.06.2020 является незаконным, в связи с чем судебная коллегия приходит об отмене решения и удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чертановского районного суда города Москвы от 31 июля 2023 года отменить, принять новое решение.
Взыскать с Филиппова... (... г.р, паспорт серия...) в пользу Государственного казенного учреждения города Москвы Центр занятости населения города Москвы (ИНН 7729401652) денежные средства, полученные в качестве социальных выплат в размере 65899, 99 руб.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.