Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В.
и судей Заскалько О.В, Жолудовой Т.В, при ведении протокола помощником судьи Макушненко В.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. гражданское дело по апелляционной жалобе ОСФР по г. Москве и Московской области на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 28 июня 2023 года, которым постановлено:
Исковые требования Суренян Т.Л. к Филиалу N 2 Отделения фонда пенсионного и социального страхования по г. Москве и Московской области о признании незаконным отказа, об обязании включить периода работы в трудовой стаж и об обязании назначить страховую пенсию - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Филиала N 2 Отделения фонда пенсионного и социального страхования по г. Москве и Московской области от 17 октября 2022 года N 1222896/18.
Обязать Филиал N 2 Отделения фонда пенсионного и социального страхования по г. Москве и Московской области включить в трудовой стаж Суренян Т.Л. для назначения страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды работы:
- с 09.09.1987г. по 01.09.1988г.
- с 25.09.1988г. по 08.02.1994г.
- с 06.06.1995г. по 02.09.1996г.
- с 03.09.1996г. по 31.08.2001г.
-с 02.09.2002г. по 05.02.2010г.
- с 07.02.2010г. по 07.10.2011г.
- с 09.10.2011г. по 22.04.2013г.
- с 24.04.2011г. по 27.06.2018г.
Обязать Филиал N 2 Отделения фонда пенсионного и социального страхования по г. Москве и Московской области назначить Суренян Татьяне Леонидовне пенсию с 27.06.2018 года;
УСТАНОВИЛА:
Суренян Т.Л. обратилась в суд с иском к ОСФР по г. Москве и Московской области, с учетом уточнения исковых требований просила признать незаконным отказ в назначении пенсии с даты обращения с 27.06.2018; обязать ответчика включить периоды работы в трудовой стаж: с 09.09.1987 по 01.09.1988 - период работы в школе N 67 в должности пионерважатой г. Самарканд, с 25.09.1988 по 02.09.1996 - период работы учителем начальных классов в г. Самарканд, с 02.09.1996 по 31.08.2001 - период работы в средней школе N 29 в должности учителя начальных классов; с 02.09.2002 по 27.06.2018 в должности социального педагога в Дороховской средней общеобразовательной школе, обязать ответчика назначить страховую пенсию с 27.06.2018.
В обоснование заявленных требований истец указывала на то, что 27.06.2018 обратилась в ГУ - ГУ ПФР N2 по г. Москве и Московской области с заявлением о досрочном назначении пенсии, решением ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от 17.10.2018 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей) в связи с отсутствием права, при этом в специальный стаж не были включены вышеуказанные периоды ввиду нарушения порядка заполнения дубликата трудовой книжки, с решением ответчика истец не согласна, поскольку 25-летний специальный стаж ею выработан, подтвержден документально, что дает право на назначение пенсии с даты обращения.
В судебное заседание суда первой инстанции истец не явилась, извещена, представитель ответчика иск не признал.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик ОСФР по г. Москве и Московской области, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Представитель ответчика в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен, в апелляционной жалобе просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав истца Суренян Т.Л, просившую оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного Закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного Закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного Закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Исходя из пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Узбекистан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж педагогической деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 27.06.2018 Суренян Т.Л. обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от 17.10.2018 Суренян Т.Л. отказано в досрочном назначении пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в связи с отсутствием специального стажа.
Согласно решению дубликат трудовой книжки РТ-I N 0180343, оформленный с нарушением правил ведения трудовых книжек на титульном листе в дате рождения не указаны число и месяц, не может быть принят к зачету. Справки о стаже N393 от 23.04.2018 и заработной плате N230 от 18.05.2017, выданные Общеобразовательной школой N40 г. Самарканд Республики Узбекистан за период работы с 25.09.1988 по 02.09.1996, N342 от 23.05.2017, выданная Общеобразовательной школой N29 г. Самарканд Республики Узбекистан за период работы с 02.09.1996 по 31.08.2001, не могут быть приняты к зачету, так как достоверность сведений и обоснованность выдачи справок не подтверждены.
Исключены из специального стажа периоды работы: с 09.09.1987 по 01.09.1988, с 25.09.1988 по 02.09.1996, с 02.09.1996 по 31.08.2001; из страхового стажа период с 01.09.2001 по 01.06.2002, так как отсутствует документальное подтверждение периодов работы. Отсутствуют сведения об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в компетентные органы Республики Узбекистан. Исключен из подсчета специально стажа период работы с 02.09.2002 по 27.06.2018 в должности социального педагога и учителя с учебной нагрузкой от 3 до 21 часа ввиду несоответствия МБОУ "Дороховская СОШ" типу учреждения для включения должности социального педагога, педагогическая нагрузка без занятия должности не может учитываться при определении нормы времени, установленной за ставку заработной платы.
В материалы дела предоставлена трудовая книжка Суренян Т.Л. РТ - IN0180343 (дата заполнения 05.10.1986), в которой содержатся все периоды трудовой деятельности Суренян Т.Л.
Суренян Т.Л. проходила обучение в Самаркандском государственном педагогическом институте им. С. Айни с 1987г. по 1992г. (диплом ФВ N 915790) с присвоением квалификации - учитель начальных классов.
Согласно записям в трудовой книжке Суренян Т.Л, она с 09.09.1987 по 01.09.1988 работала в должности пионервожатой в школе N 67 (Приказ N 67.п.4 от 09.09.1987), с 25.09.1988 до 02.09.1996 в средней школе N 40 в должности учителя начальных классов (приказ N 71 от 25.09.1988), с 02.09.1996 по 31.08.2001 в общеобразовательной школе N 29 в должности учителя начальных классов (приказ N 16 от 07.08.1996), с 02.09.2002 по 27.06.2018 в Дороховской средней образовательной школе в должности социального педагога и учителя с учебной нагрузкой согласно штатного расписания (приказ N 82 от 30.08.2002).
В подтверждение периодов работы с 25.09.1988 до 02.09.1996 в средней школе N 40 в должности учителя начальных классов, с 02.09.1996 по 31.08.2001 в общеобразовательной школе N 29 в должности учителя начальных классов истцом представлены справки о стаже N393 от 23.04.2018 и заработной плате N230 от 18.05.2017, выданные Общеобразовательной школой N40 г. Самарканд Республики Узбекистан за период работы с 25.09.1988 по 02.09.1996, справка N342 от 23.05.2017, выданная Общеобразовательной школой N29 г. Самарканд Республики Узбекистан за период работы с 02.09.1996 по 31.08.2001.
МБОУ "Дороховская средняя школа" Суренян Т.Л. выдана справка, уточняющая условия труда, необходимые для назначения досрочной пенсии и подтверждающая постоянную занятость в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно акту по результатам документальной проверки достоверности представленных страхователями в ПФР индивидуальных сведений от 22.08.2018 N516 в отношении МОУ "СОШ" тарификационные списки с 2003 по 2018 года подтверждают занятость Суренян Т.Л. в должности социального педагога и учителя с учебной нагрузкой от 3 до 21 часов.
Из представленных документов также следует, что в период работы в средней школе N 40 Суренян Т.Л. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком с 09.02.1994 по 05.06.1995 (приказ N 149 от 24.02.1994г.), который подлежит исключению из подсчета стажа, поскольку имел место быть после 6 октября 1992г.
В период работы в Дороховской средней образовательной школе у Суренян Т.Л. имелись отпуска без сохранения заработной платы 06.02.2010, 08.10.2011, 23.04.2013, которые также подлежат исключению из стажа в силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. N 665.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь приведенными нормами права, регулирующими спорные правоотношения, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, признании незаконным решения Филиала N 2 Отделения фонда пенсионного и социального страхования по г. Москве и Московской области от 17.10.2022 N 1222896/18, обязании ответчика включить в специальный стаж Суренян Т.Л, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды работы с 09.09.1987 по 01.09.1988 в школе N 67 в должности пионерважатой г. Самарканд, с 25.09.1988 по 08.02.1994, с 06.06.1995 по 02.09.1996 учителем начальных классов в средней школе N 40 в г. Самарканд, с 03.09.1996 по 31.08.2001 в средней школе N 29 г. Самарканд в должности учителя начальных классов, с 02.09.2002 по 05.02.2010, с 07.02.2010 по 07.10.2011, с 09.10.2011 по 22.04.2013, с 24.04.2011 по 27.06.2018 в Дороховской средней образовательной школе в должности социального педагога и учителя с учебной нагрузкой, то есть заявленных истцом периодов за исключением отпусков по уходу за ребенком, без сохранения заработной платы, поскольку истец в данные периоды работала в должности и учреждении, предусмотренных Списками, оснований для не принятия к зачету дубликата трудовой книжки у ответчика не имелось, в связи с чем ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области при подсчете педагогического стажа истца неправомерно исключены спорные периоды работы.
При этом судом учтено, что пунктом 2 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 предусматривалось, что учителям в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, а также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
В силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию
В связи с чем, рассматривая требования истца о включении периода работы с 09.09.1987 по 01.09.1988 в школе N 67 в должности пионерважатой г. Самарканд, суд первой инстанции, руководствуясь п.п. 1-4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет, утвержденного Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 N1397, верно пришел к выводу, что данный период подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку специальный стаж истца в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на досрочную пенсию, составляет более 2/3 от всего стажа.
Рассматривая требования о включении в специальный стаж периода работы с 02.09.2002 по 27.06.2018 в Дороховской средней образовательной школе в должности социального педагога и учителя с учебной нагрузкой согласно штатного расписания, суд учел, что МБОУ "Дороховская СОШ" расположена в сельский местности, в связи чем в силу п. 6 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 работа истца в данный период в должности учителя включается в стаж работы независимо от объема выполняемой нагрузки.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 января 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из изложенного следует, что для определения права на страховую пенсию по старости, в том числе досрочную лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР, в том числе после 13 марта 1992 года, при этом до 01 января 2002 года - независимо от уплаты страховых взносов, с учетом законодательства государства, в котором эти лица проживают.
Поскольку спорные периоды работы Суренян Т.Л. на территории Республики Узбекистан имел место до 01 января 2002 года, пенсионные права подлежали оценке по законодательству Российской Федерации, а не Республики Узбекистан, суд правомерно удовлетворил исковые требования о включении в специальный стаж периодов работы с 25.09.1988 по 08.02.1994, с 06.06.1995 по 02.09.1996 учителем начальных классов в средней школе N 40 в г. Самарканд, с 03.09.1996 по 31.08.2001 в средней школе N 29 г. Самарканд в должности учителя начальных классов.
Установив, что специальный стаж Суренян Т.Л. по состоянию на момент обращения в пенсионные органы с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, то есть на 27.06.2018, на соответствующих видах работ составил более 25 лет, суд правомерно удовлетворил исковые требования об обязании назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела о проверке законности решения пенсионного органа об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" учел положения вышеуказанных норм закона, установив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно: наличие стажа работы Суренян Т.Л. в учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками, и наличие в связи с этим оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, принял во внимание документы, подтверждающие, что в спорные периоды Суренян Т.Л. выполняла педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в результате чего пришел к обоснованным выводам о незаконности решения об отказе в назначении пенсии и частичном удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, иное толкование норм материального права, правовых мотивов для отмены обжалуемого судебного акта не содержат и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Судебная коллегия не усматривает в обжалуемом решении нарушения или неправильного применения норм как материального, так и процессуального права, доводы апелляционной жалобы, проверенные в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 28 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОСФР по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.