Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Мызниковой Н.В., судей Жолудовой Т.В., Заскалько О.В., при помощнике судьи Солоповой К.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. гражданское дело по апелляционной жалобе ОСФР по г. Москве и Московской области на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 18 июля 2023 года, которым постановлено:
Исковые требования Куликовой О.Е. к филиалу N 2 Отделения фонда пенсионного и социального страхования по г. Москве и Московской области о включении периодов работы, назначении пенсии - удовлетворить частично.
Обязать филиал N 2 Отделения фонда пенсионного и социального страхования по г. Москве и Московской области включить Куликовой О.Е. в подсчет специального стажа периоды работы с 01.10.2009г. по 26.11.2010г, с 22.10.2015г. по 02.04.2021г.
Обязать филиал N 2 Отделения фонда пенсионного и социального страхования по г. Москве и Московской области назначить Куликовой О.Е. пенсию с 06.03.2023г.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать;
УСТАНОВИЛА:
Куликова О.Е. обратилась в суд с иском к ОСФР по г. Москве и Московской области, просила признать незаконным решение ответчика N 220000130585/90564522 от 01.06.2022 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; обязать ответчика включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии периоды работы: с 01.10.2009 по 26.11.2010 в должности медицинской сестры участковой психиатрического отделения по специальности "Сестринское дело" Психоневрологического диспансера N 1 Управления здравоохранения ЗАО г. Москвы, с 01.12.2010 по 02.04.2021 в должности медицинской сестры палатной ГБУ города Москвы "Центр социальной поддержки и реабилитации детей инвалидов "Дом детей" (ранее детский дом-интернат для умственно отсталых детей N 15 департамента социальной защиты населений г. Москвы", итого 11 лет 6 месяцев 3 дня; обязать ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с 06.03.2023.
В обоснование заявленных требований истец указала на то, что обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. 01.06.2022 ответчиком было вынесено решение N 220000130585/90564522 об отказе в установлении пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при этом в специальный стаж не были включены вышеназванные периоды работы на должностях, предусмотренных Списком N2, что истец полагает не основанным на законе.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца исковые требования поддержал, представитель ответчика возражал против удовлетворения иска.
Суд постановилприведенное выше решение, и об отмене которого просит представитель ответчика ОСФР г. Москве и Московской области в апелляционной жалобе.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, представитель ответчика ОСФР по г. Москве и Московской области не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы были извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют Отчеты об отслеживании отправления с почтовым идентификатором Почты России.
Судебная коллегия в соответствии со ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца Закирову М.Н, просившую оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 ФЗ " О страховых пенсиях " мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 06 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имели требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 ФЗ " О страховых пенсиях ", на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия, предусмотренная пунктом 2 ст. 30 ФЗ " О страховых пенсиях ", правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом частью 3 статьи 30 указанного Закона предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Согласно подпункту "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 пользуются работники, поименованные в разделе XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения", а именно, занятые в психиатрических (психоневрологических) лечебно - профилактических учреждениях и отделениях домов ребенка (позиция 2260000в), домах - интернатах для психических больных, детских домах - интернатах для умственно отсталых детей системы социального обеспечения (позиция 2260000г).
Письмом Минтруда РФ от 28.09.1992 N 1910-РБ "О льготном пенсионном обеспечении" разъяснено, что младшему и среднему медицинскому персоналу психиатрических, психосоматических, соматопсихиатрических отделений и кабинетов многопрофильных лечебных и лечебно-профилактических медицинских учреждений льготные пенсии следует назначать по Списку N 2, разделу XXIV; в письме указано, что по сообщению Минздрава России с развитием психиатрии во многих многопрофильных лечебно-профилактических учреждениях оборудованы отделения и кабинеты, куда поступают психические больные по направлению психдиспансеров и других психиатрических учреждений для лечения сопутствующих соматических заболеваний; младший и средний медперсонал психиатрических, психосоматических, соматопсихиатрических отделений и кабинетов по характеру работы постоянно обслуживают психических больных; нормативы численности обслуживающего персонала, продолжительность рабочего дня и отпуска, условия труда персонала этих отделений и кабинетов такие же, как у соответствующего персонала специализированных психиатрических и психоневрологических лечебных учреждений.
Согласно Указанию Минсоцзащиты РФ от 26.04.1993 N 1-31-У о порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение "непосредственное обслуживание больных" - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента; выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов; в соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по "непосредственному обслуживанию больных" в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).
К видам деятельности среднего медицинского персонала, относящимся к непосредственному обслуживанию больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, относятся организация питания больных, контроль за лечебно-охранительным режимом, производство инъекций, манипуляций, процедур (лечебных и диагностических), забор материала для исследования и т.д. В примерный перечень должностей средних медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2 включена должность участковая медицинская сестра диспансера.
Судом установлено, что 12.10.2022 Куликова О.Е, 06.03.1973 года рождения, обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением 08.12.2022 Куликовой О.Е. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа, при этом ответчиком был учтен специальный стаж истца - 4 года 10 мес. 21 день.
Из подсчета специального стажа были исключены периоды работы:
- с 01.10.2009 по 26.11.2010 в должности медицинской сестры участковой психиатрического отделения по специальности "Сестринское дело" Психоневрологического диспансера N 1 Управления здравоохранения ЗАО г. Москвы, так как согласно справке о льготной работе N202-ЕФ /5489 от 23.09.2022, по документам наблюдательного дела подтвердить 80-ти процентную занятость по обслуживанию психических больных непосредственно в Учреждении не представляется возможным;
- с 22. 10.2015, по 08.08.2018, с 30.08.2018 по 02.04.2021 в должности медицинской сестры палатной ГБУ города Москвы "Центр социальной поддержки и реабилитации детей инвалидов "Дом детей", так как не подтверждена уплата страховых взносов по дополнительному тарифу.
Согласно записям в трудовой книжке Куликовой О.Е. с 01.10.2009 по 26.11.2010 она работала в должности медицинской сестры участковой психиатрического отделения по специальности "Сестринское дело" Психоневрологического диспансера N 1 Управления здравоохранения ЗАО г. Москвы, с 01.12.2010 по 02.04.2021 - в должности медицинской сестры палатной детский дом-интернат для умственно отсталых детей N 15 Департамента социальной защиты населений г. Москвы", переименовано в ГКУ ЦССВ "Кунцевский", затем в ГБУ города Москвы "Центр социальной поддержки и реабилитации детей инвалидов "Дом детей".
Согласно архивной справке от 10.06.2022 в документах архивного фонда ПНД N1 Управления здравоохранения ЗАО г. Москвы имеются сведения о работе Куликовой О.Е. 01.10.2009 по 26.11.2010 в должности медицинской сестры участковой психиатрического отделения на 1, 0 ставку, выплате надбавки за вредные условия труда.
Согласно письму ГУ- ГУ ПФР N2 по г. Москве и Московской области от 23.09.2022 N 202-ЕФ/5489 ГКУЗ г. Москвы "Психоневрологический диспансер N 1 Управления здравоохранения г. Москвы" снято с учета в связи с прекращением деятельности при присоединении к ГБУЗ г. Москвы "Психиатрическая клиническая больница N 1 им. Н.А. Алексеева Департамента здравоохранения г. Москвы". В связи с чем, подтвердить 80-процентную занятость участковой медсестры непосредственно по обслуживанию психически больных в Психоневрологическом диспансере N 1 Управления здравоохранения ЗАО г. Москвы не представляется возможным. При этом в наблюдательном деле имеются "Перечни рабочих мест, наименований профессий и должностей, работникам которых установлена пенсия в связи с особыми условиями труда в соответствии со ст. 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" за 2009-2010 г.г, в которых в структурном подразделении "Психиатрическое отделение (2009-2010 г.г.) заявлена должность медицинской сестры участковой. В Поименных списках за 2009-2010 гг. Куликова О.Е. поименована как медицинская сестра участковая. Согласно документов наблюдательного дела Куликова О.Е. работала в должности медицинской сестры участковой с 01.09.2009г. по 26.11.2010г. постоянно на 1, 00 ставку, без совмещения профессий. Индивидуальные сведения на Куликову О.Е. были представлены с указанием кода льготы 27-Д и с указанием кода особых условий труда (27-2/2260000в).
В справке ГБУ ЦСППР "ДОМ ДЕТЕЙ" от 29.11.2022 указано, что во время работы в должности медицинской сестры палатной Куликова О.Е. непосредственно обслуживала больных детей в течение полного рабочего дня, полной рабочей недели, получала основной отпуск и дополнительный отпуск за работу во вредных условиях.
Актом N 2710 документальной проверки сведений о специальном стаже застрахованного лица, в отношении периода работу в ГБУ ЦСППР "ДОМ ДЕТЕЙ", установлено, что Куликова О.Е. действительно работала в указанном медицинском учреждении с тяжелыми условиями труда, однако в период с 22.10.2015 по 02.04.2021 за нее не уплачивался дополнительный тариф страховых взносов.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции учел сведения, содержащиеся в трудовой книжке истца, справках работодателя, актах документальной проверки, и обоснованно пришел к выводу об обязании ОСФР по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж Куликовой О.Е, дающий право на досрочное назначение стразовой пенсии по старости, периоды работы с 01.10.2009 по 26.11.2010, с 22.10.2015 по 02.04.2021, при этом исходил из того, что в спорные периоды работа истца была связана с непосредственным обслуживанием больных, в условиях непосредственного контакта с пациентом в психиатрических (психоневрологических) учреждениях, детских домах - интернатах для умственно отсталых детей системы социального обеспечения, на условиях полной занятости, что предусмотрено Списком N 2, и дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Оснований не доверять содержащимся в справках работодателя сведениям у суда не имелось, доказательств недостоверности сведений, поданных работодателем, ответчик не представил, доказательств того, что истцом выполняется работа во вредных условиях менее 80% рабочего времени, в материалы дела не представлено.
При этом судом верно указано на то, что неуплата работодателем дополнительного тарифа для страховых взносов сама по себе не свидетельствует об отсутствии оснований для включения спорного периода в специальный стаж истца, поскольку ненадлежащее исполнение работодателем и органом ПФР своих обязанностей, установленных законом, не может нарушать прав истца на включение периодов его работы в специальный трудовой стаж.
Поскольку включение спорных периодов работы с 01.10.2009 по 26.11.2010, с 22.10.2015 по 02.04.2021 с учетом зачтенных пенсионным органом составляет необходимую продолжительность специального стажа, дающего право истцу на досрочную страховую пенсию по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не менее 10 лет, принимая во внимание, что возраста 50 лет истец достигла 06.03.2023, а ее страховой стаж составляет 22 года 7 мес. 22 дня дней, суд обоснованно обязал ОСФР по г. Москве и Московской области назначить истцу страховую пенсию по старости со дня возникновения права на нее, т.е. по достижении возраста 50 лет, учитывая положения ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и факт обращения за назначением пенсии 12.10.2022.
Отказывая Куликовой О.Е. в удовлетворении исковых требований об обязании ОСФР по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период работы 01.12.2010 по 21.10.2015, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что данный период включен ответчиком в подсчет специального стажа в бесспорном порядке.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, иное толкование норм материального и процессуального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, аналогичны позиции стороны ответчика, изложенной в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки суд первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
определила:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 18 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОСФР по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.