Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В., судей Жолудовой Т.В., Заскалько О.В., при помощнике судьи Солоповой К.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. дело по апелляционной жалобе Лихотай К.А. на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 19 июня 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Лихотай К.А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Москве и Московской области в лице филиала N1 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию по старости, - отказать;
УСТАНОВИЛА:
Лихотай К.А. обратился в суд с иском к ОСФР по г. Москве и Московской области, уточнив исковые требования, просил признать незаконным решение Филиала N 1 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области от 10.02.2023 N 102375 об отказе в назначении страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить в льготный страховой стаж 01 год как 01 год 06 месяцев периоды работы: в ГУЗ "Городская клиническая больница N 1" г. Читы с 04.09.1990 по 31.12.1991 в хирургическом отделении травматологии в качестве медицинского брата, в "Республиканская клиническая больница скорой медицинской помощи им. В.В. Агапова" с 25.11.1996 по 31.08.1999 в должности врача травматолога-ортопеда отделения детской травматологии и ортопедии, с 02.08.1993 по 08.08.1994, обязать ответчика произвести перерасчет сроков определения специального страхового стажа и назначить страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований Лихотай К.А. ссылался на то, что 26.01.2023 обратился к ГУ-ГУ ПФР N 1 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", однако решением от 10.02.2023 в назначении досрочной пенсии ему отказано ввиду отсутствия требуемого медицинского стажа 30 лет, при этом истцу в стаж на соответствующих видах работ вышеуказанные периоды работы учтены в календарном исчислении без применения льготного коэффициента, что истец считает незаконным, нарушающим его права.
В судебном заседании суда первой инстанции истец заявленные требования поддержал, представитель ответчика исковые требования не признал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Лихотай К.А.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика ОСФР по г. Москве и Московской области не явился, о времени и месте слушания дела извещен.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав истца Лихотай К.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 26 января 2023 года Лихотай К.А. обратился в ГУ- ГУ ПФР N 1 по г. Москве и Московской области за назначением досрочной страховой пенсии по старости согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсия".
В системе обязательного пенсионного страхования истец зарегистрирован с 28.10.1999.
Решением от 10 февраля 2023 года N 102375 Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Москве и Московской области в лице филиала N1 отказало в назначении пенсии из-за отсутствия специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с требованиями пункта 20 части 1 статьи 30 ФЗ-400, поскольку такой стаж составляет 28 лет 09 мес. 05 дней.
Спорные периоды работы в ГУЗ "Городская клиническая больница N 1" г. Читы с 04.09.1990 по 31.12.1991 в должности медицинского брата травматологического отделения, с 02.08.1993 по 08.08.1994 в должности врач-интерн с занятием штатной должности, для прохождения интернатуры по специальности "Травматология и ортопедия" структурное подразделение Детское травматолого - ортопедическое отделение в ГАУЗ "Республиканская клиническая больница скорой медицинской помощи им. В.В. Ангапова", с 25.11.1996 по 31.08.1999 в должности врача травматолога-ортопеда, структурное подразделение Детское травматолого - ортопедическое отделение в ГАУЗ "Республиканская клиническая больница скорой медицинской помощи им. В.В. Ангапова" включены в специальный стаж Лихотай К.А. в календарном исчислении как "медик-город".
Согласно справке N3865 от 17.11.2022 (л.д.22) МУЗ "Городская клиническая больница N 1", Лихотай Константин Алексеевич, 15.07.1970г.р. действительно работал в должности санитара травматологического отделения с 01.11.1989 (приказ N 146 от 02.11.1989) по 03.09.1990 (приказ N 105 от 07.09.1990), в должности медицинского брата травматологического отделения с 04.09.1990 (приказ N 105 07.09.1990) по 29.04.1993 (приказ N 34 от 28.04.1993).
ГАУЗ "Республиканская клиническая больница скорой медицинской помощи им. В.В. Ангапова" выдана справка от 01.08.2022 N136, уточняющая условия труда Лихотай К.А, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии.
Разрешая требования истца в части включения в стаж на соответствующих видах работ в льготном исчислении периода работы в ГУЗ "Городская клиническая больница N 1" г. Читы с 04.09.1990 по 31.12.1991 в должности медицинского брата травматологического отделения, суд пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, установив, что в спорный период работа истца не соответствовала требованиям к должности согласно Спискам.
При этом суд исходил из того, что Постановление СМ СССР N 1397 не предусматривало предоставление льготного стажа 01 год работы как 01 год 06 месяцев; Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, действующий на дату назначения пенсии, также не предусматривает наименование должности "медицинского брата", работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как один год и шесть месяцев, в этой связи спорный период с 04.09.1990 по 31.12.1991 обоснованно учтен истцу как специальный стаж в календарном исчислении.
Разрешая требования истца в части включения в стаж на соответствующих видах работ в льготном исчислении периодов работы с 02.08.1993 по 08.08.1994 в должности врач-интерн с занятием штатной должности, структурное подразделение Детское травматолого - ортопедическое отделение, с 25.11.1996 по 31.08.1999 в должности врача травматолога-ортопеда, структурное подразделение Детское травматолого - ортопедическое отделение в ГАУЗ "Республиканская клиническая больница скорой медицинской помощи им. В.В. Ангапова", суд первой инстанции правильно руководствовался абзацем третьим пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", согласно которому среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров выслуга лет исчисляется льготно один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев, подпунктом "б" пункта 5 Правил от 29 октября 2002 года N 781, Приложения к названным Правилам, которым установлен Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев, и исходил из того, что право на льготное исчисление стажа как 01 год 06 месяцев за 01 год работы поставлено в зависимость от соответствия занимаемой должности, отделения указанному Перечню и участия в хирургических операциях.
Проанализировав справки работодателя от 09.07.2021, 01.08.2021, и учитывая, что корректирующая справка не содержит информации об участии истца в операциях, иных сведений, в том числе выписка ИЛС истца, также не содержит подтверждений об участии истца в операциях, (код льгот указан как "медик-город") в периоды с 02.08.1993 по 08.08.1994, с 25.11.1996 по 31.08.1999 не имеется, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований об обязании включить данные периоды в льготном исчислении.
Поскольку специальный стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Лихотай К.А. не выработан, вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований о признании решения пенсионного органа незаконным, обязании назначить страховую пенсию по старости, является правомерным.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец принимал участие в операциях и занимался хирургической деятельностью не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательства, подтверждающие, что истец участвовал при проведении операций в спорные периоды более 80% его рабочего времени, как это предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, в материалах дела отсутствуют, сведений о предоставлении первичных документов об участии в операциях, в пенсионные органы, также не имеется.
Доводы жалобы истца о неприменении судом подлежащих применению Списков, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела основаны на ошибочном применении и толковании подлежащего применению пенсионного законодательства и иной оценке доказательств характера работы истца, и не опровергают выводы суда об отсутствии оснований для учета в льготном исчислении вышеуказанных периодов работы.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, иное толкование норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, аналогичны позиции стороны истца, изложенной в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном акте с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
определила:
решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 19 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лихотай К.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.