Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В., судей Климовой СВ., Жолудовой Т.В., при помощнике судьи Колесниковой Е.Д., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Павлова А.Н. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 29 марта 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Павлова А.Н. к Министерству экономического развития Российской Федерации об обязании предоставить дополнительную государственную гарантию, - отказать;
УСТАНОВИЛА:
Павлов А.Н. обратился в суд с иском к Министерству экономического развития Российской Федерации. Ссылаясь на то, что приказом Минэкономразвития России от 10 марта 2022 г. N 347-л "О постановке федеральных государственных гражданских служащих Минэкономразвития России на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения", он поставлен на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, истец просил обязать ответчика предоставить дополнительную государственную гарантию, предусмотренную пунктом 4 статьи 53 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а именно - единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании суда первой инстанции истец исковые требования поддержал, представитель ответчика возражал против удовлетворения иска.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Павлов А.Н.
Изучив материалы дела, разрешив вопрос о рассмотрении дела в отсутствие неявившегося представителя ответчика Минэкономразвития России, извещенного о слушании дела, выслушав истца Павлова А.Н, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими дела и требованиями закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для
дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Павлов А.Н. проходит государственную гражданскую службу в Министерстве экономического развития РФ и в настоящее время занимает должность главного специалиста-эксперта Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений.
17 декабря 2021 года Павлов А.Н. обратился с заявлением о предоставлении ему единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Поданное заявление было рассмотрено Комиссией и Павлов А.Н. был поставлен на учет для получения единовременной выплаты на основании подпункта "а" пункта 2 Правил. Согласно выписке из протокола N1 от 01.03.2022 общий стаж государственной гражданской службы Павлова А.Н. 21 год 6 месяцев. Фактически проживает с 2003 года в квартире по адресу: г. Москва, улица Костромская, д. 16, кв. 77, которая является служебным помещением.
Согласно пункту 4 статьи 53 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных Законом N 79-ФЗ или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, может предоставляться право на субсидию на приобретение жилого помещения один раз за год гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых постановлением Правительства Российской Федерации и правовым актом субъекта Российской Федерации.
Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63.
В соответствии с Постановлением N 63 в Министерстве в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 7 мая 2009 г. N 156 утвержден порядок формирования и работы Комиссии Минэкономразвития России для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
Порядок регулирует вопросы формирования и работы Комиссии Министерства по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, а также определяет функции и полномочия Комиссии.
Согласно подпункту "а" пункта 10 Порядка Комиссия вносит Министру экономического развития Российской Федерации предложения о предоставлении единовременной выплаты гражданским служащим, состоящим на учете для получения единовременной выплаты в Минэкономразвития России.
При этом, как следует из пункта 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение
жилого помещения, единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа.
Согласно пункту 4 (1) Правил, преимущественное право на получение выплаты
имеет принятый на учет в федеральном государственном органе для получения
единовременной выплаты гражданский служащий, воспитывающий
зарегистрированных по месту жительства совместно с ним 3 и более его детей и (или) детей его супруга (супруги).
При этом, согласно пункту 4 (2) Правил детьми, указанными в пунктах 4 и 4 (1) Правил, считаются:
а) дети в возрасте до 18 лет;
б) дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18
лет;
в) дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, по очной форме обучения.
В соответствии с Постановлением N 63, статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочия по планированию соответствующих расходов федерального бюджета и обоснованию бюджетных ассигнований относится к компетенции главного распорядителя средств федерального бюджета, в данном случае - Минэкономразвитии России.
Руководствуясь приведенными нормативными положениями, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований об обязании предоставить единовременную субсидию для приобретения жилого помещения, при этом исходил из того, что предоставление субсидий из федерального бюджета на приобретение жилых помещений осуществляется согласно Правилам по решению руководителя органа государственной власти в первую очередь среди лиц, обладающих преимущественным правом на субсидию, Павлов А.Н. под действие пункта 4(1) Правил, который регламентирует преимущественное право на получение выплаты не подпадает, в связи с чем оснований для обязания ответчика предоставить единовременную субсидию на приобретение жилого помещения не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Как указано в Методических рекомендациях по предоставлению федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Версия З.О, в соответствии с пунктом 2 Правил единовременная выплата предоставляется гражданскому служащему по решению Руководителя в порядке, установленном Правилами, которыми не предусматривается формирование очереди из числа гражданских служащих, принятых на учет для получения единовременной выплаты.
Предложения о предоставлении гражданским служащим единовременной выплаты вносятся Руководителю Комиссией (территориальной подкомиссией).
Следует отметить, что при подготовке Комиссией (территориальной подкомиссией) предложений о предоставлении единовременной выплаты гражданским служащим и при принятии Руководителем решения о предоставлении единовременной выплаты в приоритетном порядке должны учитываться гражданские
служащие, имеющие преимущественное право на получение единовременной выплаты.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил положения п. 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63, и обоснованно исходил из того, что для предоставления единовременной выплаты необходимо соблюдение порядка, установленного Правилами, в том числе, должно быть вынесено решение руководителя федерального государственного органа, оформленное правовым актом, а также федеральным государственным органом должен быть произведен расчет единовременной выплаты.
Поскольку на момент рассмотрения спора в суде какого-либо решения руководителя о предоставлении единовременной выплаты, оформленного правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанной на день принятия соответствующего решения, в отношении истца не выносилось, при этом Павлов А.Н. не имеет преимущественного права на ее получение, суд правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы жалобы истца о неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для дела, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Вопреки доводам апелляционной жалобы при разрешении спора судом первой инстанции дано верное толкование нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, правильно и полно установлены юридически значимые обстоятельства по делу. Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, в решении суда первой инстанции содержатся исчерпывающие выводы, следующие из установленных по данному гражданскому делу фактических обстоятельств.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 29 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Павлова А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.