Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мошечкова А.И., судей фио, фио, при помощнике Ефименко Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Лефортовского районного суда адрес от 03 апреля 2023 г., которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований фио к ППК "Фонд развития территорий" об обязании принять решение о финансировании либо нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства и выплате возмещения гражданам - отказать",
УСТАНОВИЛА:
фио А.А. обратился в суд с иском к ППК "Фонд развития территорий" об обязании принять решение о финансировании либо нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства и выплате возмещения гражданам, мотивируя свои требования тем, что 29 января 2020 года ИФНС России по адрес обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании фио несостоятельным (банкротом), определением суда от 10 августа 2020 года заявление признано обоснованным, в отношении фио введена процедура реализации долгов, финансовым управляющим утвержден фио Определением суда от 19 октября 2020 года при банкротстве фио применены правила параграфа 7 "Банкротство застройщиков" главы IX "О несостоятельности (банкротстве)". Решением суда от 10 февраля 2021 года фио признана несостоятельной (банкротом), в отношении должника введена процедура конкурсного производства сроком на один год. Ленинским районным судом в рамках уголовного дела N 1-66/17 в отношении фио установлено, что в период с июля 2013 года по июнь 2015 года фио и фио организовали незаконное массовое привлечение денежных средств граждан путем обмана, заключая предварительные договоры купли-продажи недвижимого имущества, заведомо зная, что они не имеют юридической силы, при этом сообщая потенциальному покупателю ложную информацию о строительстве ими многоквартирных жилых домов в адрес по адрес, адрес, адрес, адрес, адрес, адрес, адрес, адрес, право собственности на которые зарегистрированы за фио, желая получить от покупателей деньги, фактически не намереваясь выполнять взятые на себя обязательства. 10 марта 2015 года фио были выданы разрешения на строительство многоквартирных 4-этажных жилых домов (Корпус А, Б) по адресу: адрес.
Судебными актами Арбитражного суда адрес требования кредиторов, с которыми фио заключала договоры купли-продажи, включены в реестр требований кредиторов фио, как требования о передаче жилых помещений, так и выплате уплаченных денежных средств. 29 июня 2021 года кредиторы фио обращались в Министерство строительства адрес с заявлением о включении соответствующих сведений Единый реестр проблемных объектов, однако сообщением от 19 июля 2021 года N СЭД-35-01-16-463-исх было отказано. 17 июня 2022 года истцом было направлено заявление ответчику с просьбой принять решение о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства фио либо о нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства и выплате возмещения гражданам в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 29.07.2017 N 218-ФЗ, которое осталось без удовлетворения. По мнению истца, данный случай является исключительным, учитывая, что в отношении фио введена процедура банкротства по правилам параграфа 7 "Банкротство застройщиков" главы 9 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в то же время она не является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в связи с чем невозможно включить соответствующие сведения в Единый реестр проблемных объектов.
С учетом изложенного, истец просил обязать ответчика принять решение о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства фио либо о нецелесообразности финансирования указанных мероприятий и о выплате возмещения гражданам в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 29.07.2017 N 218-ФЗ.
Истец Шутов А.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, обеспечил явку в судебное заседание своего представителя по доверенности фио, который исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ППК "Фонд развития территорий" по доверенности фио в судебное заседание явился, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Третье лицо фио в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Третье лицо конкурсный управляющий фио - фио в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв на иск, согласно которому исковые требования поддерживает.
адрес "ДОМ.РФ" в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился истец Шутов А.А. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав представителя истца фио по доверенности фио, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ППК "Фонд развития территорий" по доверенности фио, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно положениям ст. 23.2 Федерального закона от 30.12.2014 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в целях реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантии защиты прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства, функции по формированию компенсационного фонда долевого строительства за счет обязательных отчислений (взносов) застройщиков осуществляет публично-правовая компания "Фонд развития территорий" (далее - Фонд), действующая в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Порядок создания, правовое положение, цели деятельности, функции, полномочия и порядок управления деятельностью публично-правовой компании "Фонд развития территорий", основания и порядок использования его имущества, в том числе принятие решения о финансировании мероприятий, предусмотренных ч. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 29.07.2017 N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", детально регламентированы положениями указанного нормативно-правового акта и Правилами принятия решения Фондом о финансировании или нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных ч. 2 ст. 13.1 Федерального закона N 218, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.09.2019 N 1192, которые носят императивный характер и являются для Фонда обязательными.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 218-ФЗ предусмотрены следующие механизмы по восстановлению прав граждан с участием Фонда: (1) финансирование мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства; (2) выплата возмещения гражданам.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона N 218-ФЗ выплата возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, включенные в реестр требований участников строительства, осуществляется на основании принятого Фондом решения о финансировании указанных в пункте 5 части 2 статьи 13.1 настоящего Федерального закона мероприятий за счет его имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если застройщик признан арбитражным судом банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство. Такая выплата осуществляется до даты завершения процедуры конкурсного производства застройщика.
Согласно ч. 17 ст. 13 Федерального закона от 13.07.2020 N 202-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", физическое лицо, которое приобрело право требования о передаче жилого помещения, и (или) машино-места, и (или) нежилого помещения у юридического лица до 27 июня 2019 года, если на момент совершения такой сделки по передаче права требования застройщик не признан банкротом и в отношении его не открыто конкурсное производство, вправе получить возмещение по указанному требованию в порядке, установленном статьей 13 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона).
Судом установлено и из материалов дела следует, 10 марта 2015 года фио Департаментом градостроительства и архитектуры администрации адрес были выданы разрешения на строительство многоквартирных 4-х этажных жилых домов (корпус А и корпус Б) по адресу: адрес, за NN RU90303000-39/2015, RU90303000-40/2015.
Приговором Ленинского районного суда адрес от 28 ноября 2017 года по делу N 1-66/17 в отношении фио, фио установлено, что в период с июля 2013 года по июнь 2015 года указанные лица, заведомо зная, что долевое строительство с привлечением денежных средств большого количества граждан приносит высокий доход, не намереваясь в действительности вести бизнес, вступили в предварительный преступный сговор, направленный на хищение денег граждан путем обмана, распределив при этом между собой преступные роли; реализуя задуманное, указанные лица организовали в период с июля 2013 года по июнь 2015 года незаконное массовое привлечение денежных средств граждан, путем обмана, заключая предварительные договоры купли-продажи недвижимого имущества (в том числе с истцом), заведомо зная, что они не имеют юридической силы, при этом сообщая потенциальному покупателю заведомо ложную информацию о строительстве ими многоквартирных жилых домов в адрес по адрес, адрес, адрес, адрес, адрес, адрес, адрес. адрес, желая получить от покупателей деньги, фактически не намереваясь выполнять взятые на себя обязательства.
29 января 2020 года ИФНС России по адрес обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании фио несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда адрес от 10 августа 2020 года заявление признано обоснованным, в отношении фио введена процедура реализации долгов, финансовым управляющим утвержден фио Определением суда от 19 октября 2020 года при банкротстве фио применены правила параграфа 7 "Банкротство застройщиков" главы IX "О несостоятельности (банкротстве)". Решением суда от 10 февраля 2021 года фио признана несостоятельной (банкротом), в отношении должника введена процедура конкурсного производства сроком на один год.
В исковом заявлении истец указал, что судебными актами Арбитражного суда адрес требования кредиторов, с которыми фио заключала договоры купли-продажи, включены в реестр требований кредиторов фио как о передаче жилых помещений, так и выплате уплаченных денежных средств. 29 июня 2021 года кредиторы фио обращались в Министерство строительства адрес с заявлением о включении соответствующих сведений Единый реестр проблемных объектов, однако сообщением от 19 июля 2021 года N СЭД-35-01-16-463-исх было отказано. 17 июня 2022 года истцом было направлено заявление ответчику с просьбой принять решение о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства фио либо о нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства и выплате возмещения гражданам в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 29.07.2017 N 218-ФЗ, которое осталось без удовлетворения. По мнению истца, данный случай является исключительным, учитывая, что в отношении фио введена процедура банкротства по правилам параграфа 7 "Банкротство застройщиков" главы 9 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в то же время она не является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в связи с чем невозможно включить соответствующие сведения в Единый реестр проблемных объектов.
Как усматривается из сообщения Инспекции государственного строительного надзора адрес от 03 августа 2022 года N 56-01-47/3318, адресованного ответчику, государственный строительный надзор и государственный контроль (надзор) в области долевого строительства в отношении объекта - многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: адрес, - не осуществлялся; документы и сведения, необходимые для включения объекта в единый реестр проблемных объектов, в Инспекции государственного строительного надзора адрес отсутствуют.
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что требования истца об обязании ответчика принять решение о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства фио либо о нецелесообразности финансирования указанных мероприятий и о выплате возмещения гражданам в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 29.07.2017 N 218-ФЗ, удовлетворению не подлежат, поскольку совокупность условий, при которых на ответчика законом возложена указанная обязанность, в данном случае отсутствует.
В соответствии с ч. 1.1 Федерального закона от 30.12.2004 года N 214-ФЗ, единый реестр проблемных объектов представляет собой систематизированный перечень сведений о проблемных объектах. При этом под проблемными объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", если при банкротстве застройщика применяются правила параграфа 7 главы IX указанного Федерального закона (далее - проблемные объекты).
Кроме того, согласно положению ч. 1.2 ст. 23.1 Федерального закона от 30.12.2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", единый реестр проблемных объектов формируется в электронной форме в единой информационной системе жилищного строительства средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, на основании сведений, размещаемых субъектами информации.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 23.3 Федерального закона от 30.12.2004 года N 214-ФЗ, субъектами информации являются застройщики, контролирующие органы, уполномоченный орган, орган регистрации прав, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или определенное таким федеральным органом исполнительной власти подведомственное ему государственное (бюджетное или автономное) учреждение, осуществляющее ведение единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства в соответствии со статьей 50.1Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - оператор единого государственного реестра заключений), субъект Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, органы местного самоуправления, Фонд, Фонд субъекта Российской Федерации, конкурсный управляющий, жилищно-строительные кооперативы и иные лица, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязаны размещать информацию в системе. Субъекты информации, имеющие доступ к информации, размещенной в закрытой части системы, обеспечивают конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответчик осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым предусмотрены следующие механизмы по восстановлению прав граждан с участием Фонда: (1) финансирование мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства; (2) выплата возмещения гражданам.
Постановлением Правительства РФ от 12.09.2019 N 1192 утверждены правила принятия решения публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Федерального закона "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила).
В соответствии с п. 2 Правил, решение о финансировании, за исключением случая, предусмотренного пунктом 19 настоящих Правил, принимается наблюдательным советом Фонда при отсутствии условий принятия решения о нецелесообразности финансирования, предусмотренных частью 3.3 статьи 13.1 Закона, за исключением случаев, если решением Правительства Российской Федерации установлено иное.
Как установлено п. 8 Правил, решение о финансировании принимается Фондом на основании ходатайства субъекта Российской Федерации о восстановлении прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории такого субъекта Российской Федерации (далее - ходатайство), составленного в соответствии с типовой формой согласно приложению N 1, подписанного высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и направленного посредством личного кабинета субъекта Российской Федерации в единой информационной системе жилищного строительства (при отсутствии технической возможности направления ходатайства посредством указанного личного кабинета ходатайство подается в Фонд на бумажном носителе). Решение о финансировании принимается Фондом по результатам рассмотрения ходатайства в случае признания застройщика банкротом и при отсутствии условий принятия решения о нецелесообразности финансирования, предусмотренных частью 3.3 статьи 13.1 Закона.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, исходил из того, что спорный объект не находится на рассмотрении Фонда ввиду отсутствия соответствующего ходатайства субъекта Российской Федерации, следовательно, решение о выплате компенсации гражданам - участникам долевого строительства спорного объекта, Фондом не принималось, основания для удовлетворения требований истца об обязании ППК "Фонд развития территорий" принять решение о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства фио либо о нецелесообразности финансирования указанных мероприятий и о выплате возмещения гражданам в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 29.07.2017 N 218-ФЗ, отсутствуют, в связи с чем иск подлежит оставлению без удовлетворения.
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они являются правильными и обоснованными, и не находит оснований для отмены принятого решения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не принял во внимание те обстоятельства, что фио ранее была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, ей выдавались разрешения на строительство объектов, и она, действуя в качестве застройщика, привлекала денежные средства граждан для строительства жилых помещений, и что в настоящем случае имеется исключительная ситуация, когда в отношении фио введена процедура банкротства по правилам параграфа 7 "Банкротство заемщиков" главы IX ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", но поскольку она не является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в связи с этим невозможно включить соответствующие сведения в Единый реестр проблемных объектов, что нарушает права граждан - участников долевого строительства, судебная коллегия отклоняет, поскольку данные доводы являлись предметом проверки суда первой инстанции.
В настоящем случае основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют, поскольку спорный объект не был включен в Единый реестр проблемных объектов (ЕРПО), и кроме того, рассмотрение Фондом вопроса о финансировании или нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства проблемного объекта возможно только при наличии ходатайства субъекта Российской Федерации о восстановлении прав граждан, которое в Фонд не поступало.
Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лефортовского районного суда адрес от 03 апреля 2023 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.