Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Антоновой Н.В., судей фио, фио, при помощнике судьи Айсиной А.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица адрес на решение Солнцевского районного суда адрес от 20 февраля 2023 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления адрес Внуково адрес о признании имущества бесхозяйным и признании права собственности адрес на него - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Управа адрес обратилась в суд с заявлением, просила признать бесхозяйными подземный газопровод низкого давления протяженностью 4, 95 п. м и надземный газопровод низкого давления протяженностью 13, 15 п. м, расположенные по адресу: адрес, признать на них право собственности адрес, мотивируя свои требования тем, что указанные объекты были построены в 2008 году по инициативе ФТС "Внуковская таможня" в рамках проекта N2000-7438-1, разработанного ГУП "МосжилНИИпроект", однако, по сообщению ФТС "Внуковская таможня", данные объекты на баланс не приняты и не принадлежит ФТС "Внуковская таможня" на каком-либо вещном праве; в настоящее время собственник объектов неизвестен, объекты являются бесхозяйными.
Представитель заявителя адрес Внуково адрес в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен.
Представитель заинтересованного лица адрес в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, представив письменный отзыв.
Представитель заинтересованного лица Департамента городского имущества адрес в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен.
Судом постановлено приведенное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить заинтересованное лицо адрес, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, допущенные судом нарушения норм материального права.
Участвующие в деле лица на заседание судебной коллегии не явились, о наличии уважительных причин неявки не сообщили, о месте и времени судебного заседания извещены, в связи с чем дело в апелляционном порядке рассмотрено в их отсутствие.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отмене решения суда с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований исходя из следующего:
Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории адрес были выявлены подземный газопровод низкого давления протяженностью 4, 95 п. м и надземный газопровод низкого давления протяженностью 13, 15 п. м, расположенные по адресу: адрес, которые на балансе где-либо не числятся, право собственности на них не зарегистрировано, но при этом данные объекта подключены к газораспределительной сети адрес.
Указанные объекты были построены в 2008 году по инициативе ФТС "Внуковская таможня" в рамках проекта N2000-7438-1, разработанного ГУП "МосжилНИИпроект".
07.11.2022 в адрес ФТС "Внуковская таможня" направлялось обращение N01-17-19600/22 с просьбой осуществить передачу объекта на баланс, на которое был получен ответ, что объекты не приняты на балансовый учет и не принадлежит ФТС "Внуковская таможня" на каком-либо вещном праве.
Установив приведенные обстоятельства, суд первой инстанции указал, что из представленных документов следует, что собственник названных выше объектов неизвестен, объекты являются бесхозяйными, однако пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на то, что мероприятия по постановке на учет объектов, предусмотренные Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", не проведены.
Вместе с тем, с указанными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления" "газопровод" - конструкция, состоящая из соединенных между собой труб, предназначенная для транспортирования природного марка автомобиля; "сеть газораспределения" - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного марка автомобиля от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий).
В соответствии с " ГОСТ Р 53865-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Термины и определения", утвержденным приказом Росстандарта от 10.09.2010 N 242-ст, газораспределительная система (система газораспределения): имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи марка автомобиля непосредственно потребителям; сеть газораспределения (газораспределительная сеть): технологический комплекс, состоящий из распределительных газопроводов, газопроводов-вводов, сооружений, технических устройств; сеть газопотребления: технологический комплекс газовой сети потребителя, расположенный от места присоединения к сети газораспределения до газоиспользующего оборудования и состоящий из газопроводов и технических устройств на них; распределительный газопровод: газопровод, проложенный от источника марка автомобиля до места присоединения газопровода-ввода; газопровод-ввод: газопровод, проложенный от места присоединения к распределительному газопроводу до сети газопотребления.
Приказом Госстроя Российской Федерации от 29.12.2000 N 308 "Об утверждении порядка составления комплекта документов по технической инвентаризации имущественных комплексов, составляющих системы газоснабжения Российской Федерации, а также других объектов недвижимого имущества, принадлежащих открытому акционерному обществу "Газпром" и его дочерним организациям" предусмотрено, что техническая инвентаризация производится в целях выявления наличия, учета и принадлежности, фактического использования, состояния и стоимости как отдельных объектов недвижимого и движимого имущества, так и имущественных комплексов (пункт 1.4); технический учет объектов недвижимого и движимого имущества, входящих в имущественные комплексы, осуществляется по единой для Российской Федерации системе на основании данных исполнительной, строительной и проектной документации, данных бухгалтерского учета о балансовой стоимости, данных обследования и технической инвентаризации входящих в состав имущественный комплекс объектов (пункт 1.5); единицами технического учета являются как группа зданий и (или) сооружений в границах земельного участка, отведенного для их размещения, так и отдельные сооружения (пункт 2.3); составными частями системы газоснабжения являются имущественные комплексы и отдельные объекты недвижимого имущества газовой отрасли, в том числе: - газопроводы-отводы, - газопроводы, в том числе газопроводы подключения; - прочие объекты недвижимости, входящие в состав Единой системы газоснабжения, и другие объекты (пункт 4.2).
Таким образом, объектом недвижимости, входящим в единую систему газоснабжения, может быть как имущественный комплекс, представляющий собой сеть газораспределения или сеть газопотребления, так и отдельные сооружения - газопроводы.
Согласно статье 51 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
На момент разрешения заявленных требований действовал Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок N 931), утвержденный Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931, согласно пункту 5 которого, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.
На учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались (пункт 3 Порядка N 931).
Процедура принятия бесхозяйных объектов недвижимого имущества на учет включает в себя: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 Порядка N 931; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом N 218-ФЗ к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества (пункт 4 Порядка N 931).
Трубопроводом является сооружение, которое предназначено для транспортирования жидких и газообразных веществ, твердого топлива и иных твердых веществ в виде раствора под воздействием разницы давлений в поперечных сечениях трубы. Им является совокупность деталей и сборочных единиц с относящимися к ним элементами - коллекторами, тройниками, переходами, отводами, арматурой и т.п. (п. 3.26 СП 73.13330.2016, п. 3.6 РД ЭО 0586-2004).
Трубопровод относится к линейным объектам, то есть сооружениям. Последние являются недвижимыми вещами (п. 1 ст. 141.3 Гражданского кодекса Российской Федерации), что определяется их прочной связью с землей, то есть их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению (п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. п. 10, 10.1 ст. 1 адрес кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм, газопровод может не являться недвижимым имуществом, что судом не учтено.
Как предусмотрено п. 1 ст. 141.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, здания и сооружения создаются в результате строительства.
Строительство сооружений, относящихся к недвижимому имуществу, регламентируется градостроительным законодательством, которое предусматривает подготовку проектной документации, предшествующую строительству.
В соответствии с п.п. 4.4, 5 ч. 17 ст. 51 адрес кодекса Российской Федерации для строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного марка автомобиля под давлением до 1, 2 мегапаскаля включительно, не требуется получение разрешения.
При этом, в соответствии с письмом Минэкономразвития России от 29.07.2019 N Д23и-25714, в случае, если разрешение на строительство линейного объекта не требуется, то, скорее всего, они недвижимостью не являются.
Документации, позволяющей сделать вывод о том, что перечисленные заявителем объекты газового хозяйства могут быть отнесены к недвижимому имуществу, в материалах дела не имеется.
Как установлено судом первой инстанции, сведения о зарегистрированных правах на спорные газопроводы отсутствуют, собственник имущества не установлен.
В соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним марка автомобиля.
В случае ненадлежащего использования газовых сетей, отсутствия должного контроля за их техническим состоянием могут возникать чрезвычайные ситуации.
Таким образом, органы муниципальной власти обязаны принять меры по своевременному включено в состав муниципальной собственности системы газоснабжения.
Факт наделения органов муниципальной власти соответствующими полномочиями подтверждается постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, адрес и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее по тексту -Постановление Верховного Совета РФ).
В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ, объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). В числе объектов, относящихся к муниципальной собственности, названы объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий).
Объекты, указанные в приложении N 3 к постановлению Верховного Совета РФ, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, независимо от того, оформлено право муниципальной собственности на эти объекты в установленном порядке или нет (пункт 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий").
Собственником инженерных коммуникаций, расположенных в населенном пункте, в силу закона является муниципальное образование независимо от того, принимался ли спорное имущество в муниципальную собственность с учетом того, что иной собственник, законный владелец в данном случае отсутствует.
При таком положении оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем принятое по делу решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Солнцевского районного суда адрес от 20 февраля 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать бесхозяйными подземный газопровод низкого давления протяженностью 4, 95 п. м и надземный газопровод низкого давления протяженностью 13, 15 п. м, расположенные по адресу: адрес.
Признать право собственности адрес на газопровод низкого давления протяженностью 4, 95 п. м и надземный газопровод низкого давления протяженностью 13, 15 п. м, расположенные по адресу: адрес.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.