Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лобовой Л.В., судей Жолудовой Т.В., Рачиной К.А., при помощнике судьи Солоповой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. дело по апелляционной жалобе ОСФР по г. Москве и Мос ковской области на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 16 марта 2023 года, которым постановлено:
Иск Марченкова Юрия Викторовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области об обязании включить в специальный стаж период работы, обязании назначить досрочную страховую пенсию, - удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области включить в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, период работы Марченкова Юрия Викторовича23.11.1988г. по 30.08.1991г.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области назначить Марченкову Юрию Викторовичу досрочную трудовую пенсию по старости с 12.05.2022г.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области в пользу Марченкова Юрия Викторовича судебные расходы в размере 5 000 рублей.
В остальной части иска отказать ;
УСТАНОВИЛА:
Марченков Ю.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 8 по г. Москве и Московской области (далее- ГУ- ГУ ПФР N 8 по городу Москве и Московской области), в котором просил обязать ГУ- ГУ ПФР N 8 по городу Москве и Московской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы в качестве медицинского брата в 18-м отделении реанимации Городской клинической больницы им С.П. Боткина с 23.11.1988 по 30.08.1991; обязать ГУ- ГУ ПФР N 8 по городу Москве и Московской области назначить Марченкову Ю.В. досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 12.05.2022.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что 12.05.2022 он обратился в ГУ- ГУ ПФР N 8 по городу Москве и Московской области с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Ответчик решением от 21.07.2022 в установлении пенсии отказал в связи с отсутствием права, при этом спорный период работы включил в специальный стаж в календарном исчислении, с чем истец не согласен и полагает, что работа в должности медицинского брата в 18-м отделении реанимации Городской клинической больницы им С.П. Боткина должна засчитываться в специальный стаж в льготном исчислении как год работы за 1 год 6 месяцев. При включении в специальный стаж данного периода в льготном исчислении на дату обращения в пенсионный орган необходимый специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии был им выработан.
Определением суда от 02.02.2023 произведена замена ответчика ГУ- ГУ ПФР N 8 по городу Москве и Московской области, прекратившего деятельность в связи с реорганизацией, на правопреемника ОСФР по г. Москве и Московской области.
В судебном заседании суда первой инстанции истец исковые требования поддержал, представитель ответчика против удовлетворения иска возражал.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит ответчик ОСФР по городу Москве и Московской области по доводам апелляционных жалоб.
Представитель ответчика ОСФР по городу Москве и Московской области в заседание судебной коллегии не явился, о месте и времени заседания извещен. Судебная коллегия, руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Проверив материалы дела, выслушав истца Марченкова Ю.В, просившего оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для изменения в апелляционном порядке обжалуемого судебного постановления в части по доводам апелляционной жалобы ответчика, изученным материалам дела, имеются.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона в том числе лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно п. "н" ч. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей
деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
В соответствии с разделом "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. N 781 право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено среднему медицинскому персоналу, работающему в учреждениях, перечисленных в том же списке в разделе "Наименование учреждений".
На основании пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев (подпункт "б" пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. N 781).
В приложении к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства РФ 29 октября 2002 года N 781 содержится Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Согласно п. 2 указанного Перечня, правом на льготное исчисление стажа обладают медицинские сестры палатные, в том числе старшие; медицинские сестры-анестезисты, работающие в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений.
Судом установлено, что 12.05.2022 Марченков Ю.В. обратился в ГУ - ГУ ПФР N8 по г. Москве и Московской области с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
ГУ - ГУ ПФР N8 по г. Москве и Московской области решением от 21.07.2022 в установлении пенсии отказало в связи с отсутствием права.
Согласно данному решению право на пенсию будет предоставлено с 23.04.2026, специальный стаж Марченкова Ю.В. на дату обращения за установлением пенсии составил 30 лет 28 дней.
Период работы с 23.11.1988 по 30.08.1991 в должности медицинского брата в 18-го отделения реанимации городской клинической больнице им. С.П. Боткина включен ответчиком в специальный стаж в календарном исчислении.
Указанный период работы Марченкова Ю.В. отражен в трудовой книжке, подтверждается архивной справкой ГБУЗ "ГКБ им. С.П. Боткина".
Как усматривается из приказа Департамента здравоохранения г. Москвы от 17.08.1995 N 484, приказа главного врача ГКБ им. С.П. Боткина от 31.08.1995 N 217 в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, 18 отделение реанимации ГКБ им. С.П. Боткина было переименовано в 18 отделение реанимации и интенсивной терапии.
Удовлетворяя требования истца об обязании включить в специальный стаж в льготном исчислении как один год за год и шесть месяцев период работы с 23.11.1988 по 30.08.1991 в должности медицинского брата в 18-го отделения реанимации городской клинической больнице им. С.П. Боткина, суд первой инстанции исходил из того, что Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (Приложение к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781), предусмотрены отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27-30 списка, исходя из представленных доказательств следует, что 18 отделение реанимации до переименования тождественно 18 отделению реанимации и интенсивной терапии.
Принимая решение об обязании ОСФР по г. Москве и Московской области назначить Марченкову Ю.В. досрочную страховую пенсию по старости с 12.05.2022, суд исходил из того, что с заявлением о назначении пенсии истец обратился 12.05.2022, по состоянию на вышеуказанную дату с учётом включенных ответчиком периодов работы истца, а также включенного судом спорного периода в льготном исчислении, специальный трудовой стаж составлял более 30 лет, при необходимом 30 лет, что свидетельствует о наличии у истца права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения.
Взыскивая с ответчика в пользу истца расходы на оплату юридических услуг в размере 5000 руб, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что спор разрешен в пользу истца, с учетом сложности данного дела, характера и объема оказанной юридической помощи, исходя из принципа разумности, посчитал возможным к возмещению указанную сумму.
Судебная коллегия, исходя из изложенных выше обстоятельств и представленных в материалы дела документов, соглашается с выводами суда об удовлетворении исковых требований об обязании ОСФР по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, период работы Марченкова Ю.В. с 23.11.1988 по 30.08.1991, взыскании судебных расходов. Выводы суда первой инстанции в суда первой инстанции в данной части обоснованы, законны, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене или изменению решения суда в данной части по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.
Однако с выводами суда первой инстанции в части определения даты назначения страховой пенсии судебная коллегия согласиться не может, поскольку положения пенсионного законодательства применены судом неправильно, выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Удовлетворяя требования истца о назначении досрочной страховой пенсии с 12.05.2022, суд первой инстанции верно установилналичие требуемой продолжительности специального стажа (30 лет) на дату обращения с заявлением о назначении пенсии.
Вместе с тем судом не учтено, что частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которому в 2019 году страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на нее, в 2020 г. - не ранее, чем через 24 месяца со дня возникновения права на нее, в 2021 г. - не ранее, чем через 36 месяцев, в 2022 г. - не ранее, чем через 48 месяцев.
Соответственно, дата назначения пенсии зависит от даты, когда истцом выработан необходимый 30-летний стаж, с учетом периода отсрочки ее выплаты.
ОСФР по г. Москве и Московской области в материалы дела представлен предварительный расчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", Марченкова Ю.В. на дату обращения в пенсионный орган (12 мая 2022 года) с учетом зачтенных пенсионным органом в специальный стаж периодов, а также включенного судом периода работы с 23.11.1988 по 30.08.1991 в льготном исчислении, согласно которому на 12.05.2022 специальный стаж Марченкова Ю.В. составлял 31 год 5 мес. 17 дней, соответственно, 30-летний стаж Марченковым Ю.В. выработан 29.12.2020.
В соответствии с положениями статей 8, 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" срок назначения досрочной страховой пенсии по старости наступает через 1 год 6 месяцев, то есть 29.06.2022.
При указанных обстоятельствах и с учетом ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которой страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, на ответчика следует возложить обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 29.06.2022, в связи с чем решение суда в части даты назначения страховой пенсии подлежит изменению.
Доводы апелляционной жалобы ответчика, направленные на оспаривание судебного решения в остальной части, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм действовавшего и действующего законодательства в области пенсионного обеспечения, выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, однако по существу их не опровергают, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной в полном соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Симоновского районного суда г. Москвы от 16 марта 2023 года изменить в части даты назначения досрочной страховой пенсии по старости, обязав Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области назначить Марченкову Юрию Викторовичу досрочную трудовую пенсию по старости с 29.06.2022.
В остальной части решение Симоновского районного суда г. Москвы от 16 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.