Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И., судей фио, фио, при ведении протокола помощником Азаровой А.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Ломовцевой С.Н. по доверенности фио на решение Мещанского районного суда адрес от 31 января 2023 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Ломовцевой Сусанны Николаевны к Департаменту городского имущества адрес о признании права собственности в порядке наследования отказать,
УСТАНОВИЛА:
Ломовцева Сусанна Николаевна обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества адрес о признании права собственности на две комнаты в коммунальной квартире по адресу: адрес, Большой фио переулок, д. 15, стр. 1, ком. 4, 10.
В обоснование иска указано, что фио, фио и Ломовцева С.Н. проживали в одной коммунальной пятикомнатной квартире по адресу: адрес, фио адрес, находились в дружеских, доверительных отношениях, оказывали помощь и содействие друг другу в решении бытовых вопросов. фио занимала две комнаты, фио совместно с Ломовцевой С.Н, вступившие 06.08.1999 года в зарегистрированный брак, занимали три комнаты. Поскольку иных наследников у фио не было, 28.10.1997 года ею было составлено завещание, в соответствии с которым она все принадлежащее ей на момент смерти имущество завещала фио, паспортные данные. Также, 28.10.1997 года фио оформила доверенность на Ломовцеву С.Н, паспортные данные, с правом представления ее интересов во всех государственных органах и кооперативных организациях по вопросу приватизации квартиры, находящейся по адресу: адрес, фио адрес. кв. 28. Доверенность и завещание удостоверены в нотариальном порядке нотариусом 41 Московской государственной нотариальной конторы фио 30.10.1997 года фио было подано заявление о передаче ей в собственность двух комнат в пятикомнатной квартире по указанному выше адресу.
Сумма на приобретение двух комнат в размере сумма была внесена 30.10.1997 года. 07.11.1997 года фио скончалась, что подтверждается свидетельством о смерти серии II-МЮ N 358811 от 08.11.1997 года. фио были понесены соответствующие расходы на погребение фио Свидетельство о праве собственности на жилище и договор передачи в собственность комнат в порядке приватизации были выданы после смерти фио, однако, полагает истец, данные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии у фио права собственности на часть жилого помещения. фио права на наследственное имущество после смерти фио в надлежащем порядке не оформил, однако, фактически принял наследство после ее смерти, оплачивал коммунальные платежи за квартиру в целом, производил необходимые ремонтные работы за свой счет, в том числе в отношении комнат фио 19.11.2021 года фио скончался, что подтверждается свидетельством о смерти серии Х-МЮ N780027 от 20.11.2021 года. Нотариусом адрес фио было открыто наследственное дело N 10/2022 к имуществу умершего фио Единственным наследником по закону является Ломовцева С.Н, которая фактически приняла наследство фио по всем основаниям. В настоящее время истец продолжает добросовестно владеть вышеуказанным жилым помещением, оплачивает коммунальные платежи за всю квартиру в целом, поставила на кадастровый учет комнаты, находящиеся в указанной коммунальной квартире. Ответчиком требования о признании имущества фио выморочным не выдвигались, иные действия, свидетельствующие о заинтересованности ответчика в переходе к нему прав на недвижимое имущество, не совершались.
В судебное заседание явилась представитель истца Воронцова И.Е, исковые требования поддержала.
Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом, в соответствии с действующим законодательством.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель истца Ломовцевой С.Н. по доверенности фио по доводам апелляционной жалобы.
Представитель истца по доверенности фио в заседание судебной коллегии явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала, просила удовлетворить требования апелляционной жалобы.
Представитель ответчика ДГИ адрес в заседание судебной коллегии не явился, извещен надлежащим образом.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных исковых требований на предмет иска не явились, извещены.
Учитывая, что предусмотренные законом меры по извещению лиц, участвующих в деле, о рассмотрении дела выполнены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке в силу ст. 167 ГПК РФ.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, выслушав явившиеся стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
Судом установлено, что квартира по адресу: адрес, Большой фио пер, д. 15, стр. 1, кв. 28, является коммунальной и состоит из пяти жилых комнат, три из которых (ком. 1, 2, 3) условный N 2-1701681 жилой площадью 48, 7 кв.м принадлежали на праве собственности фио на основании договора передачи N 010701-Д01315 от 10.11.1997 года, зарегистрированного в Комитете муниципального жилья 20.11.1997 года за N2-1701681, и свидетельства о собственности на жилище N 1955310.
В отношении двух комнат (N 4, 10) условный N 2-1701682 жилой площадью 26 кв.м, согласно справке Департамента городского имущества адрес от 24.03.2022 года N 33-6-118325/22-(0)-1, по состоянию на 31.01.1998 года имеются сведения о правах фио, право собственности которой на основании договора передачи N 010701-Д01316 от 10.11.1997 года зарегистрировано в Комитете муниципального жилья 20.11.1997 года за N 2-1701682, выдано свидетельство о праве на жилище N 1955311.
Также, в судебном заседании установлено, что 28.10.1997 года фио было составлено завещание, в соответствии с которым она все принадлежащее ей на момент смерти имущество завещала фио, паспортные данные.
Кроме того, 28.10.1997 года фио оформила доверенность на Ломовцеву С.Н, паспортные данные, с правом представления ее интересов во всех государственных органах и кооперативных организациях по вопросу приватизации квартиры, находящейся по адресу: адрес, фио адрес. кв. 28.
Доверенность и завещание удостоверены в нотариальном порядке нотариусом 41 Московской государственной нотариальной конторы фио
30.10.1997 года фио было подано заявление о передаче ей в собственность двух комнат в пятикомнатной квартире по указанному выше адресу.
Сумма на приобретение двух комнат в размере сумма была внесена 30.10.1997 года.
07.11.1997 года фио скончалась, что подтверждается свидетельством о смерти серии II-МЮ N 358811 от 08.11.1997 года.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Право наследования, гарантированное ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации и подробно регламентированное гражданским законодательством, обеспечивает переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Оно включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, завещать его любым гражданам, юридическим лицам, государственным и муниципальным образованиям, так и право лиц, призываемых к наследованию по завещанию или по закону, на получение наследственного имущества.
Статьей 218 ГК РФ предусмотрено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество (ст. 1112 ГК РФ).
Согласно ст. ст. 2, 7 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Таким образом, возможность включения жилого помещения в наследственную массу по требованию наследника допускается лишь в том случае, когда гражданин (наследодатель), желавший приватизировать жилое помещение, подал заявление о приватизации и все необходимые для этого документы не отозвал его, но умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности.
Другие способы выражения наследодателем воли на приватизацию жилого помещения (выдача доверенностей на приватизацию, получение части документов для приватизации, устные заявления в разговорах с родственниками и знакомыми о необходимости и желании приватизировать жилое помещение и т.п.) без его обращения при жизни с соответствующим заявлением и необходимыми документами в уполномоченный орган, правового значения не имеют и основанием для включения в наследственную массу после смерти наследодателя занимаемого им по договору социального найма жилого помещения являться не могут.
Само по себе желание гражданина приватизировать жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, в отсутствие с его стороны обязательных действий (обращение при жизни лично или через представителя с соответствующим заявлением и необходимыми документами в уполномоченный орган) в силу приведенных правовых норм и разъяснений по их применению Пленума Верховного Суда Российской Федерации не может служить правовым основанием для включения жилого помещения после смерти гражданина в наследственную массу.
Как видно из материалов дела и не оспаривается сторонами, свидетельство о праве собственности на жилище и договор передачи в собственность комнат в порядке приватизации были выданы после смерти фио
По мнению истца, данные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии у фио права собственности на часть жилого помещения, а действия, совершенные фио, в частности, организация мероприятий по погребению фио, оплата коммунальных платежей за квартиру в целом, содержание жилых помещений в надлежащем состоянии и за свой счет, в том числе комнат фио, свидетельствуют о фактическом принятии фио наследственного имущества фио
Основанием обращения истца в суд явилось фактическое принятие наследства фио наследодателем фио
В апелляционной жалобе указывается, что судом не дана была оценка доводам истца относительно возникновения права собственности у фио на спорное жилое помещение. Судебная коллегия, проверив данный довод апелляционной жалобы, считает его необоснованным, поскольку судом первой инстанции довод иска о возникновении у фио права собственности на спорное жилое помещение был проверен. Судом установлено, что согласно материалов наследственного дела N 247/98 к имуществу умершей 07.11.1997 года фио, открытого 25.03.1998 года на основании заявления фио, следует, что нотариусом 6 Московской государственной нотариальной конторы фио вынесено постановление об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию в отношении комнаты размером 26 кв.м в коммунальной квартире по адресу: адрес, фио адрес, в связи с тем, что указанная комната была зарегистрирована в Комитете муниципального жилья после смерти наследодателя, следовательно, согласно статьям 131, 223, п. 3 ст.433 ГК РФ право собственности на квартиру не возникло.
При наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде (ст. 1110 ГК РФ), в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК РФ).
Согласно разъяснениям п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", имущество, принадлежащее наследодателю, переходит к наследникам, если оно принадлежало наследодателю, независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Пунктами 34 - 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 года "О судебной практике по делам о наследовании" судам разъяснено, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Принятие наследником по закону какого-либо незавещанного имущества из состава наследства или его части (квартиры, автомобиля, акций, предметов домашнего обихода и т.д.), а наследником по завещанию - какого-либо завещанного ему имущества (или его части) означает принятие всего причитающегося наследнику по соответствующему основанию наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, включая и то, которое будет обнаружено после принятия наследства.
Фактическое принятие наследства законодатель связывает с действиями, которые носят в определенной степени обременительный характер для наследника, требуют каких-либо затрат (материальных, физических и т.д.), и которые в действительности выражают волю наследника приобрести наследственное имущество.
Принятие наследства - это осознанный акт поведения наследника, совершаемый намеренно в целях принятия наследства, в результате которого наследник замещает наследодателя во всей совокупности имущественных прав и обязанностей, иных имущественных состояний, участником которых при жизни был наследодатель. Это означает, что из характера совершенных наследником действий должно однозначно быть видно, что наследство принято.
По смыслу приведенных выше правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, наследником, принявшим наследство, считается только тот, кто своими действиями преследует цель принять наследство.
Необоснованным является также довод апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении дела судом сделан не верный вывод о том, что факт принятия наследства не подтверждается ни действиями фио, ни какими-либо документами. В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что фио, являясь наследником фио по завещанию, постановление нотариуса об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство в судебном порядке не оспаривал, т.е. при жизни не выразил свою волю на получение спорного жилого помещения в собственность.
Поскольку допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о совершении фио либо по его поручению другими лицами действий, направленных на принятие наследства фио в пределах установленного срока, суду не представлено, факт принятия наследства не подтверждается ни действиями фио, ни какими-либо документами, суд обоснованно пришел к выводу, что основания для удовлетворения заявленных требований Ломовцевой С.Н. о признании права собственности в порядке наследования отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы иска, изложенные в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка. Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, оснований не согласиться с оценкой представленных доказательств, произведенной судом первой инстанции, судебная коллегия не усматривает, в связи с чем предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда адрес от 31 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Ломовцевой С.Н. по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.