Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей Тиханской А.В., Рубцовой Н.В., при секретаре Татаринове А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В., административное дело N 2а-1067/2022 по апелляционной жалобе административных истцов фио, фио на решение Преображенского районного суда адрес от 16 сентября 2022 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска фио, Ковалева Ильи Сергеевича к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес о признании постановления незаконным, признании действий (бездействия) незаконными - отказать в полном объеме,
УСТАНОВИЛА:
фио, фио обратились в суд с административным иском, в котором просили признать незаконным действия (бездействие) должностных лиц адрес Сокольники адрес (Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес), выразившиеся в отказе своевременного рассмотрения заявлений фио и фио в адрес Сокольники адрес, направленных ими 06.09.2021 года, 11.09.2021 года, 05.10.2021 года, от 06.10.2021 года, от 08.10.2021 года, от 15.10.2021 года, т.е. в нарушение должностными лицами адрес Сокольники адрес положений ч. 1 ст. 12 Федерального закона РФ от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"; действия (бездействия) административного ответчика, выразившихся в отказе рассмотрения заявления фио, направленного 21.10.2021 года.
Требования административного иска мотивированы тем, что решением Преображенского районного суда адрес от 12.07.2021 года определен порядок общения административного истца фио с несовершеннолетним сыном фио, однако мать несовершеннолетнего ребенка фио уклоняется от исполнения решения суда, равно, как и от Распоряжения ОСЗН N 189 адрес "Об обязании устранения препятствий к общению и установлению порядка общения фио с малолетним фио, 18.11.2014 г/р". Неоднократно административные истцы обращались в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес с заявлениями о привлечении фио к административной ответственности, однако доводы были проигнорированы, решение не принято. 20 апреля 2022 года очередное заявление фио было рассмотрено Комиссией, однако на заседании не оглашались заявления, не изучались обстоятельства совершенных фио правонарушений. Заявление фио о привлечении к административной ответственности фио не рассмотрено, решение по нему не принято, чем нарушены права административных истцов.
Представитель административного истца фио адвоката фио в судебном заседании требования административного иска поддержал.
Административный истец фио в судебное заседание не явилась, о дате, времени судебного заседания извещена.
Представитель административного ответчика по доверенности фио в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Заинтересованное лицо фио в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят административные истцы, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административных истцов адвоката фио, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика фио, сочтя возможным по правилам ст.150-152 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, о дате и времени рассмотрения административного дела извещенных надлежащим образом, уважительных причин неявки не представивших, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, ? на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Так, судом при рассмотрении дела установлено, что решением Преображенского районного суда адрес от 12.07.2021 года определено место жительства несовершеннолетнего фио, паспортные данные, с матерью - фио, определен порядок общения фио с сыном фио, паспортные данные
Распоряжением адрес Сокольники N 189 от 27.09.2021 года "Об обязании устранения препятствий к общению и установления порядка общения с малолетним фио, 18.11.2014 г/р" на фио возложена обязанность не препятствовать фио в общении с внуком фио, определен порядок общения фио с малолетним внуком посредством телефонной связи в первую и третью среды каждого месяца в интервале с 20:15 до 20:45 продолжительностью не более 15 минут.
фио, фио неоднократно обращались в адрес Сокольники с просьбой принять меры в отношении фио, которая уклоняется от исполнения решения суда и распоряжения.
Так 06.09.2021 года фио в адрес председателя адрес Сокольники адрес фио и начальника адрес Сокольники адрес фио было подано заявление, в котором фио просил выставить письменное требование фио не препятствовать общению с отцом и сокрытию информации о здоровье ребенка.
09.09.2021 года фио на имя председателя адрес Сокольники адрес фио также было подано заявление, в котором фио просил выставить письменное требование фио не препятствовать общению с отцом и сокрытию информации о здоровье ребенка.
05.10.2021 года, 06.10.2021 года, 08.10.2021 года, 15.10.2021 года, фио на имя начальника адрес Сокольники адрес фио были поданы заявления N 04/10/21, 05/10/2021, 07/10/2021, 12-2-10/2021, в которых фио просил выставить письменные требования фио на основании ст. 67 СК РФ не чинить препятствия в общении по телефону отца с сыном.
21.10.2021 года фио было подано заявление N 20/10/2021 в Департамент труда и социальной защиты населения адрес, в котором она сообщала о нарушении фио Распоряжения адрес Сокольники адрес от 27.09.2021 года а также просила создать Комиссию и сделать письменное предупреждение фио о недопустимости препятствий в общении с родственниками по телефону или составить протокол по ст. 5.35 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что все обращения административных истцов в пределах компетенции адрес Сокольники рассмотрены, незаконного бездействия административного ответчика, нарушающего права административных истцов, не установлено.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства.
Отношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации, закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, урегулированы Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 1 данного Федерального закона установленный этим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В соответствии со статьей 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, сообщения и заявления физических лиц (пункт 3 части 1).
Указанные в частях 1 и 1.1 данной статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (часть 2).
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1, 1.1 и 1.3 названной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (часть 3).
В силу части 2 статьи 28.5 упомянутого Кодекса в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Согласно части 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 6.23, 20.22 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 части 5 статьи 28.3 названного Кодекса члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35 - 5.37, 6.10, 6.23 настоящего Кодекса.
Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно адрес положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.11.2013 N 995) комиссия принимает решения, оформляемые в форме постановлений, в которых указываются: а) наименование комиссии; б) дата; в) время и место проведения заседания; г) сведения о присутствующих и отсутствующих членах комиссии; д) сведения об иных лицах, присутствующих на заседании; е) вопрос повестки дня, по которому вынесено постановление; ж) содержание рассматриваемого вопроса; з) выявленные по рассматриваемому вопросу нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии); и) сведения о выявленных причинах и условиях, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (при их наличии); к) решение, принятое по рассматриваемому вопросу; л) меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения системы профилактики; м) сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Комиссии рассматривают материалы и дела:
1) по заявлению несовершеннолетнего, его родителей, законных представителей и иных лиц;
2) по собственной инициативе;
3) по представлению органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) по постановлениям органов внутренних дел, прокуратуры, следственных органов в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
5) переданные на рассмотрение в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
6) прекращенных уголовных дел или материалы об отказе в возбуждении уголовных дел либо заверенные в установленном порядке копии таких материалов в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 4 статьи 15 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", поступившие из органов, принявших соответствующее процессуальное решение, или органов прокуратуры для рассмотрения вопроса о возможности применения к указанным несовершеннолетним мер воспитательного воздействия или возбуждения ходатайства перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
Материалы и дела, поступившие на рассмотрение комиссии, в целях обеспечения своевременного и правильного их разрешения предварительно изучаются председателем, заместителем председателя или ответственным секретарем комиссии.
О времени и месте заседания комиссии сообщается несовершеннолетнему, его родителям, законным представителям, прокурору и иным лицам, чье участие в заседании будет признано обязательным.
Подготовленные к рассмотрению материалы в обязательном порядке предоставляются для ознакомления несовершеннолетнему, его родителям, законным представителям, защитнику, представителю общественной организации, членом которой является несовершеннолетний.
Принятые материалы, дела рассматриваются комиссией в течение 15 дней со дня их поступления.
Постановления комиссий принимаются по результатам рассмотрения конкретных материалов, дел в отношении несовершеннолетних, их родителей, законных представителей и иных лиц, а также по результатам рассмотрения представлений, обращений и ходатайств организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Постановления и представления комиссии принимаются простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов голос председателя комиссии является решающим.
Постановления и представления комиссии должны быть изложены в письменной форме и мотивированы.
Протокол заседания комиссии ведется на каждом заседании.
Вышеуказанные требования действующего законодательства Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес были соблюдены; 20.04.2022 г. Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес был рассмотрен вопрос о привлечении фио к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ, а также нарушения прав и интересов несовершеннолетнего сына фио, 18.11.2014 г/р.
В ходе рассмотрения данного вопроса комиссией было установлено, что административных материалов, предусмотренных ст. 5.35 КоАП РФ Федеральной службой судебных приставов не составлялись. Материалы по факту совершения фио административных правонарушений по ст. 5.35 КоАП РФ в Комиссию не поступали, заседания Комиссии по вопросу неисполнения родительских прав, нарушению прав ребенка общения с отцом и другими близкими родственниками гр. фио не проводились.
Комиссией установлено, что отношения между фио и фио крайне конфликтные, при этом фио настаивала на том, что фио не исполняет решение суда, злоупотребляет своими обязанностями. Целью созыва Комиссии являлось проведения профилактической беседы о необходимости принятия всех мер родителями по урегулированию конфликта с целью защиты интересов несовершеннолетнего.
По результатам рассмотрения данного вопроса Комиссией было вынесено Постановление N 4/2, согласно которому было рекомендовано фио обратиться в ФССП для повторного рассмотрения вопроса о ненадлежащем исполнении гр. фио решения Преображенского районного суда адрес, а также рекомендовано законным представителям несовершеннолетнего обеспечить все меры, необходимые для урегулирования конфликта, при необходимости, с привлечением психологических служб.
Отложение рассмотрения заявления фио по факту неисполнения фио вызвано было объективными причинами: отсутствием необходимого кворума.
Вместе с тем, 22.09.2022 года состоялось внеочередное заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес, повесткой которого являлось рассмотрение вопроса об исполнении распоряжений адрес Сокольники адрес N 189, 190 от 27.09.2021 года "Об обязанности устранения препятствий к общению и установлению порядка общения фио, фио с малолетним внуком фио
По результатам заседания вынесено постановление N 10/1, которым фио указано на обязательность исполнения распоряжения адрес Сокольники адрес N 190 "Об обязанности устранения препятствий к общению и установлению порядка общения фио с малолетним внуком фио 2014 г.р.", на исполнение распоряжения адрес Сокольники адрес N 189 "Об обязанности устранения препятствий к общению и установлению порядка общения фио с малолетним внуком фио 2014 г.р."; адрес Сокольники адрес продолжить контроль за исполнением вышеуказанных распоряжений.
Кроме того согласно протоколу внеочередного заседания Комиссии от 22.09.2022 года рассмотрен вопрос о назначении члена Комиссии, на которого будет возложена обязанность по составлению административных протоколов в отношении законных представителей несовершеннолетнего фио, 2014 г.р, такая обязанность возложена на фио
При таком положении суд обоснованно не усмотрел незаконного бездействия административного ответчика при рассмотрении заявлений административных истцов о препятствиях в общении с несовершеннолетним фио со стороны фио
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что административные истцы не были приглашены на заседание комиссии, по убеждению судебной коллегии, носит несостоятельный характер. Как усматривается из выписки из протокола внеочередного заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес от 20.04.2022 года, на заседании присутствовали фио, фио, фио, на заседании комиссии 22.09.2022 года - фио, также представляющий интересы фио по доверенности, фио, им была предоставлена возможность обозначить свою позицию.
Вопреки утверждению, изложенному в апелляционной жалобе, все заявления административных истцов были изучены Комиссией в ходе заседания.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому жалоба не подлежит удовлетворению.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Преображенского районного суда адрес от 16 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административных истцов фио, фио- без удовлетворения.
Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Мотивированное решение изготовлено 7 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.